Истоки этих актерских суеверий


Девид Линч, который любит снимать фильмы о параллельных мирах, испытывает страх перед поездками на автомобиле, видимо, из-за боязни оказаться "там". Свою фобию он пытается преодолевать с помощью фильмов, в которые он выплескивает свое напряжение.
По-видимому, "великий и ужасный" Стивен Кинг действует по тому же принципу. Нетрудно догадаться, что он панически боится всего, чем пугает других: мышей, пауков, числа 13, кладбищ, полуразрушенных домов.

Говорят, он никогда не перечитывает то, что писал, и спит, не выключая свет.
Излюбленные дети Тюхе нередко становятся объектом пристального внимания Немеезиды. Как бы играя в игру с придуманными ею правилами, она вырывает их одного за другим из объятий своей сестры.
На мысль о "правилах" наводит именно закономерность на первый взгляд случайных совпадений, которые наблюдаются в каждой такой "игре".
Так, в артистической среде бытуют суеверия, связанные с "роковыми ролями", фильмами и спектаклями. Наиболее известна в этом плане шекспировская пьеса "Макбета.

Причем дурная слава тянется за ней чуть ли не с момента ее написания и первой ее постановки.

Актеры и режиссеры, связанные с ней, часто гибнут, или их преследуют травмы, тяжелые болезни, беды с близкими, неудачи. Но народ они рискованный, а потому продолжают ставить "Макбет", предварительно поплевав через левое плечо и постучав по дереву.

А кроме того, еще и вводят свои правила в игру Немезиды: вслух название этой пьесы не произносить.

Называют ее между собой "одной пьесой", "той пьесой". А если кто-то проговаривается, то сомнений нет:
неприятности обеспечены!
Слухи о проклятой шекспировской пьесе неожиданно для нас получили подтверждение в рассуждениях одного нашего знакомого, относящего себя к "продвинутым в эзотерических вопросах" людям.
- "Макбет"?! Да меня на эту пьесу силой не затащишь!
- А в чем причина?
- Представьте себе: негатив, помноженный на количество актеров и зрителей! Это создает такие вибрации, что мы все оттуда в дырах выходим.

А где гарантия, что именно я не попаду в резонансную полосу?
- А по телевизору ужасы смотрите?
- Это совсем другое дело. Там я один.

Там воздействия других энергетических систем нет.

Это ведь равносильно массовому гипнозу, где и негипнабельного человека раскачивают.
Не будем вдаваться в научность этих рассуждений. Скажем только, что в той или иной трактовке они весьма живучи.
Такая же слава потянулась за гоголевским "Вием". Эта картина, снятая режиссером В. Старевичем в 1917 году, стала его последней работой в нашем кинематографе.

В 1967 году Константин Ершов снова снял "Вия" - первый советский "фильм ужасов".

И с последовательностью в девять лет скончались оператор Федор Проворов и сам Ершов. А игравшая панночку-ведьму Наталья Варлей признавалась: "За эту роль я уже покаялась, получила в церкви прощение и твердо уверена: нельзя заглядывать туда, куда смертным вход воспрещен".
В Интернете мы обнаружили, интересные сведения о роке, который преследовал артистов, режиссеров, операторов - всех, кто был связан с "роковыми" постановками и "роковыми" ролями.
Журналист Наталья Боброва попыталась исследовать эту тему. И выяснила, что такие роли, как Иван Грозный, Дон Жуан, Сатана, в среде актеров пользуются славой "роковых".
Показательно в этом плане ее интервью с Еленой Кореневой.
"Сама работа актера достаточно мистична. Если играешь, конечно, не комедийные, а драматические роли.

Любая драматическая роль завязывает в нас элементы мистики.

Ведь не зря существует взгляд на актерскую профессию как на шаманство.
Например, я играла Клеопатру в телевизионном фильме Александра Белинского "Цезарь и Клеопатра" (Цезаря играл Смоктуновский). Образ, очень роковой...

И я чувствую до сих пор его некоторое влияние. Но самая странная работа у меня - картина "Яблоко на ладони".

В ней снимался и Даль... Режиссер не приступал к съемке, не разложив пасьянса.

Если тот не сходился, откладывал работу, находя уважительную причину.

Мы этого не знали и каждый день терпеливо ждали. А в Киев тогда я должна была лететь вместе с Олегом - но почему-то ужасно не захотелось.

Я осталась. И помню, когда мне позвонили и сообщили о его смерти, я все прикидывала - что было бы, если бы я поехала вместе с ним?

Случилось ли бы это? Кстати, когда сценаристы разрабатывали сценарий на одном из пляжей, при них утонул человек.

Затем умер еще один актер, приглашенный на картину. Потом вот Даль...

Такая картина.
Как-то меня пригласил Авербах. Сняться у него было интересно и престижно...

Но я отказалась даже пробоваться на главную роль в фильме "Голос", где героиня умирает от лейкемии.

Может быть, здесь сказывается мое личное суеверие, но я убеждена, что, играя, мы создаем какую-то мистическую сущность. Поэтому я бы не хотела лежать в гробу ни на экране, ни на сцене...
Я понимаю, что это непрофессионально. Ведь смысл профессии - играть не себя, а образ.

Но любой актер чувствует, какой эмоциональный груз он вынесет, какой - нет. В дипломном спектакле в Щукинском училище я играла Джульетту... "Закалывалась" кинжалом...

И до сих пор не люблю, когда на столе лежит нож острым концом ко мне - всегда переворачиваю.

Просто ощущаю, что он может вполне взлететь и воткнуться. Но Шекспира я бы сыграла и сейчас.

Только не в той "пьесе" ("Макбете"). Кстати!

Как-то я пошла в Большой театр на "тот" балет.

Танцевала прима - жена известного композитора. Он скончался прямо в партере..."
Но актеры тем не менее народ азартный, опять-таки плюют через плечо, крестятся и играют. После или до спектакля свечи ставят. Говорят, проносит.

А кто-то решает вопрос творчески, отстраняясь от "роковухи".

Показательно в этом плане интервью Натальи Бобровой с актером Александром Михайловым.
"Каждая роль требует от актера максимального внимания и чуткости. Но есть особенные.

В моей жизни такой стала роль царя в спектакле Малого театра "Смерть Иоанна Грозного". Основная его идея, по-моему, вовсе не летальный исход самодержца.

Я не пошел по пути нагнетания страстей и кровавых ассоциаций, поняв, что не все так однозначно... Иван Грозный был великий царь - созидатель.

И главное - он был страдающий царь. Да, он был жесток - но количество его жертв за все время правления даже сравнить невозможно с тысячами трупов во время одной Варфоломеевской ночи...

И я попытался его оправдать...
Много читал о той эпохе... Репетировал по пять часов, с трудом выходя из образа... Дважды побывал в Александровой слободе - там я узнал, что почти все исполнители этой роли странно погибали...

Попросил руководство театра убрать из названия слово "смерть"...

Мою просьбу сочли несерьезной.
Но начались странные вещи. Как-то после шестого спектакля приехал на дачу.

И вдруг пошла горлом кровь.

К счастью, мой коллега Александр Потапов успел отвезти в Склиф. Врачи спасли...

Но затем через две недели - еще одна операция!

Теперь я играю спектакль на пару с Ростиславом Барышевым. И спектакль уже называется "Царь Иоанн Грозный".
Где же истоки этих актерских суеверий?
Действительно, все, что связано с Иваном Грозным, овеяно дурной славой. Он как бы мстит смельчакам, прикоснувшимся к его образу.

Так, в 1945 году знаменитый актер Н.П.

Хмелев умер на сцене МХАТа в гриме и костюме Грозного. И в 1992 году эта роль в фильме "Ермак" оказалась последней для Евгения Евстигнеева - в марте 92-го он умер на операционном столе в Лондоне.
Среди наиболее "опасных" персонажей фигурирует также Дон Жуан. В 1979 году в Театре Сатиры его сыграл Андрей Миронов.

Тогда же у него случился первый инсульт (спустя восемь лет артист скончался в Риге от еще одного кровоизлияния в мозг). Последней работой в кино стала эта роль и для Владимира Высоцкого.

В июле 80-го состоялась премьера фильма "Маленькие трагедии" на телеэкране, и буквально во время его демонстрации актер умирает...

Его друг и коллега Олег Даль пережил Высоцкого всего лишь на год. И, мало, кто знает, что артист в 1976 году в Театре на Малой Бронной репетировал главную роль в спектакле по пьесе Радзинского "Продолжение Дон Жуана".

Премьера так и не состоялась, Даль ушел тогда из театра...
Но особенно не любят актеры роли покойников. Конечно, если ждать худшего, то лучше вообще не выходить на сцену.

А приходится.

Но Боже упаси играть покойника! Хотя некоторые самые отчаянные, наплевав на суеверия, все же соглашаются погибать на экране или ложиться в гроб и изображать покойников, и даже смерть.

Результат весьма показательный.
В 1964 году Евгений Урбанский сыграл в картине "Большая руда", где его героя настигает смерть. А через год - в ноябре 1965 года - сам 33-летний Урбанский на съемках фильма "Директор" погибает в каракумских песках.

Несчастный случай во время трюка на автомобиле...
В апреле 1970 года ушел из жизни 43-летний Павел Луспекаев. Это случилось вскоре после того, как на экраны вышел его последний фильм "Белое солнце пустыни", в котором нашел смерть его герой, таможенник Верещагин.
Василий Шукшин скончался летом 1974 года. По версии врачей - "от табачной и кофейной интоксикации".

Его последней завершенной картиной стала "Калина красная", в которой Егор Прокудин погибал от рук бывших дружков...



Содержание  Назад  Вперед