Активное воображение


АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ Фантазийный мир внутри нас как писать книги не напрягаясь четыре фазы активного воображения внутренний учитель Карла Густава Юнга сухомозглые повсюду активное воображение в бизнесе
Активное воображение это одна из лучших практик самосовершенствования и самопознания. Это общение с различными частями нашего "Я", живущими в бессознательном. Данную практику можно рассматривать как разновидность медитации.
При этой технике все энергетические структуры, их взаимодействия и конфликты, как и при самокатарсисе, можно представить в виде любых образов: в виде геометрических фигур, различных существ или даже в виде героев фантазийного мира со всеми их битвами, страданиями, любовью и ненавистью. Осознающий разум наблюдает за внутренним миром, герои которого гуляют, беседуют, спорят, заводят друзей и наживают врагов среди населяющих этот мир личностей, общаются с живущими в бессознательном мудрецами. Это похоже на сон, с той лишь разницей, что вы, испытывая эти ощущения, не спите, а полностью осознаете происходящее.

Как и во сне, в активном воображении происходит процесс символического отображения; но вы погружаетесь только до того уровня, где еще сохраняется контроль сознания.
Подобные упражнения хорошо удаются женщинам, но при регулярной тренировке и мужчины приобретают мастерство в обращении со своим внутренним "Я". У разных людей различные способности к активному воображению. Некоторые сразу могут увидеть образы и даже услышать их голоса.

Другим необходимо время, чтобы научиться различать свои внутренние энергии. Сначала внутренние сущности воспринимаются смутно, едва уловимо. Можно попытаться говорить за них, принимая сторону одной или выражая мнения каждой из сторон. Сначала будет казаться, что вы разговариваете сами с собой, что все это придумано вашей фантазией, но вскоре по внутренним ощущениям вы научитесь определять, что некоторые высказывания совпадают с энергетикой какой-то внутренней сущности, другие нет.

В ваших словах будут высказаны мнения различных сторон ваших персональностей. Даже не воспринимая образы, вы будете чувствовать, что различные мысли и фразы вызывают столь же различные эмоции, ощущения, согласие или сопротивление. Наблюдая за ними, вы постепенно научитесь видеть их в виде персонажей, предметов и их взаимоотношений.
Активное воображение место встречи, "нейтральная полоса", где встречаются для сотрудничества осознающий разум и бессознательное. В результате они гармонизируются, и личность от конфликтов мотиваций и невротических проблем приходит к единству, расширению сознания и божественному бытию.
Начните с того, что просто загляните в себя. И наблюдайте. То, что появится, несет для вас сообщение из бессознательного. Затем эти образы начнут развиваться и взаимодействовать.

Если вы научитесь не вмешиваться, а позволите им существовать и развиваться, они могут многое подсказать. Можно, например, испытывая какой-то дискомфорт, обнаружить его внутри себя, затем наблюдать за ним. Энергетическое ощущение может сформироваться в любое существо или образ и общаться с вами.

Не давите, позвольте этому проявиться самостоятельно. Возможно, оно сможет рассказать, почему вам досаждает и чего хочет. Таким подходом решается главная задача катарсиса: некоторым частям бессознательного дается возможность выразить себя и стать осознанными.
Такая практика отличается от обычной фантазии тем, что фантазируем мы о желаемом, а в активном воображении принимаем всё. Мы позволяем существовать не только приятным ощущениям, но и любым страхам, болям. Мы начинаем общаться со всеми этими энергиями, присущими нашей личности, находим для них выход и учимся сотрудничать с ними, и даже используем их себе на благо. Для входа в активное воображение можно использовать, например, беспокойство. Большинству из нас есть о чем беспокоиться, причем беспокоиться постоянно.

Мы пытаемся не замечать этих ощущений, забивать их повседневной деятельностью, надуманными развлечениями, искусственным общением, алкоголем или перееданием. Либо фантазируем о жизненных достижениях, которые, как нам кажется, избавят нас от беспокойства. В нашем мозгу возникает фантазия, в которой мы видим себя добившимися поставленной цели, победителями. Но, избегая встречаться лицом к лицу с противоположными, болезненным энергиями, например с чувством унизительного поражения, мы не даем выразиться нашему другому "Я".

Оно вынуждено выражать себя через ощущение беспокойства и душевного дискомфорта. Сопротивляясь этому чувству, мы образуем энергетическую блокировку, энергия не течет, эволюции сознания не происходит. Из-за этого окружающая нас реальность тоже не меняется, мы снова и снова, иногда год за годом, попадаем в однотипные ситуации и переживания.
В случае с активным воображением появляется возможность проникнуть в беспокойство, вступить с ним в диалог, выяснить, кто или что внутри нас находится в состоянии конфликта, и сделать что-то по этому поводу. В правильно наработанном активном воображении всегда задействованы чувства и эмоции. Вы можете испытывать счастье, печаль, заинтересованность, гнев или любые другие человеческие проявления.

Это спектакль, в котором вы участвуете так же полно, как в реальной жизни, и так же заинтересованы в нем.
Когда вы занимаетесь активным воображением, в вашей личности действительно происходят перемены. Бессознательное не пребывает на одном месте в неподвижности и покое, наоборот, оно занято непрестанным движением, перегруппированием, перевоплощением содержимого в другие структуры и уровни. Позволяя энергиям развиваться, мы гармонизируем их потребности с потребностями нашего сознательного существа.

Меняются отношения между осознаваемой личностью и бессознательным. Если имеет место невротический дисбаланс между социальными, инстинктивными, моральными установками и ценностями бессознательного, то это напряжение можно разрядить, противоположности свести воедино. Это сделает вашу жизнь более богатой и насыщенной.
Приводимый ниже случай из психоаналитической практики Роберта Джонсона хорошо иллюстрирует метод активного воображения.
Женщина занималась ремонтом своего дома. Она много времени беспокоилась о дизайне, интерьере, подборе красок и строительных материалах. Через некоторое время она так "зациклилась", что уже не могла спать, потому что ее одолевали мысли и переживания о ремонте. Она целую ночь прокручивала в голове образцы дизайна и цветовые решения.

Процесс ремонта превратился в манию, она стала раздражительной и нетерпеливой, не "могла взять себя в руки" и контролировать свои мысли.
В процессе активного воображения она попыталась общаться с той энергией, которая оказывала на нее такое влияние. Она обнаружила в своем внутреннем пространстве "японца", художника в буддистском одеянии, который пытался через нее выразить свое творчество. Это он подбирал краски и размышлял о дизайне.

Когда она сказала ему, что нельзя этим заниматься всю ночь, что она устала и у нее есть другие проблемы, художник обиделся.
Подожди, не уходи, сказала она, я не сержусь. Мы можем прийти к соглашению. Почему ты давишь на меня?
Я боюсь.
Боишься чего?
Я боюсь, что меня снова запрут.
Запрут?
Мне очень редко удается выразить себя. Мне кажется, пока дверь открыта, я должен работать быстро и эффективно. Скоро все закончится, и я буду заперт.
Я начинаю тебя понимать. В моей жизни у тебя было настолько мало возможностей проявить себя, что я даже не подозревала, что ты существуешь.
Это правда. Я чувствую, что умираю с голоду. Это, может быть, моя единственная возможность.
Если я предоставлю тебе другие возможности для самовыражения, то ты станешь меньше отчаиваться? Снизишь ли ты интенсивность своего труда?
Да. Но ты знаешь, что это может за собой повлечь? (Тут женщина чувствует испуг. Ей кажется, что она находится на грани поступка с необратимыми последствиями.

Это очень важно. Серьезные противоречия, как правило, разрешаются через кризис, который может выражаться и в виде панического страха.)
В итоге женщина поняла, что она всегда отличалась практичностью, на нее всегда давили работа и обязанности. Она занималась только тем, что приносило практические выгоды, отказываясь от занятий ради радости или чистого творчества. Производственные мысли вытесняли все остальное. К этому добавлялся страх потерпеть неудачу и не справиться со своими обязанностями. "Японец" предложил ей заняться керамикой, акварелью, искусством составления букетов. Поначалу это показалось ей смешным и банальным.

Но со временем она стала находить все более и более глубокое удовлетворение от своей художественной деятельности и общения с "японцем". С тех пор и по настоящее время она уделяет этому определенное время своей жизни и чувствует себя гораздо более многогранным и удовлетворенным человеком, чем раньше.
"Если родите то, что внутри вас, это спасет вас, если не родите то, что внутри вас, это убьет вас". (Ев. от Фомы.) Работа с активным воображением включает в себя четыре фазы:
1. Приглашение бессознательного.
2. Диалог и ощущения.
3. Этика энергетических взаимодействий.



Содержание  Назад  Вперед