Какая новая экономическая система возникает в Запорожье


Предприятия же, как правило, имеют очень маленькую часть средств в денежной массе, они обязуются государством производить большую часть расчётов через банк. Исключение составляет заработная плата. Особенно тяжело придерживаться этого правила промышленным предприятиям.
В Запорожье многие банки развиваются под эгидой крупных государственных промышленных предприятий или как структура для отмывания незаконно нажитых денег. Ярким примером может служить “Автозазбанк”. В прошлом “Автозаз” пользовался услугами национального банка.

В данный момент дирекция считает, что более выгодно учредить свой собственный банк. Стартовый капитал накопился за те три месяца, когда работники завода находились в недоплачиваемом отпуске и не получали зарплаты. Однако в скорости государственная комиссия по контролю обнаружила, что этих денег недостаточно для открытия банка. Были проданы акции, в основном на уровне высших правящих кругов.

Таким образом, высшее руководство практически стало владельцем банка.
Банки других промышленных предприятий были учреждены таким же образом.
Причём контролируются банки в основном фамильными кланами. Здесь не принято брать на работу чужих, даже для очень компетентных посторонних двери закрыты.

Какая новая экономическая система возникает в Запорожье ?

К середине 1999 года Запорожье всё ещё находится на очень ранней стадии перехода к рыночной экономике. Характер местного хозяйствования может быть определён как перераспределительная монетарно непрозрачная экономическая система. Местные власти до сих пор не знают определённо, какие виды деятельности субсидируются, какие - нет.

Кроме медобслуживания и образования, они субсидируют большую часть жилищных услуг и общественного транспорта. На уровне правительства субсидируются также некоторые предприятия промышленности. Сверх того, более половины экономической активности находится в сфере теневой экономики, то есть без уплаты налогов.

В итоге, немногочисленные честно работающие предприятия промышленности, представляющие очень малую часть в экономике страны и всё убывающие численно, должны поддерживать остальную расширяющуюся часть экономики, включая теневые структуры, и покрывать все издержки большей части социальных нужд. Это бремя им не под силу. Понятно, что экономическая база такой перераспределительной экономики быстро вырождается.

Политические деятели, вероятно, не осознают этого механизма и продолжают различными способами финансировать убыточную экономическую деятельность, аргументируя эти действия необходимостью сохнанения социального равновесия. Это ещё туже затягивает гордиев узел перераспределительной экономики.
В связи с продолжающимся спадом покупательной способности населения, государство должно оплачивать всё большую часть расходов за счёт бюджета. В 1997 году половина жителей Запорожья была не в состоянии заплатить за квартиру, отопление, газ, воду, электричество. В это же самое время государство решило увеличить квартплату на 60%.
Общественный транспорт и другие общественные службы также столкнулись с уменьшением поступлений. По мере углубления финансового кризиса государства, растут налоги. Местные власти в результате кризиса решили резко сократить подачу горячей воды в квартиры, в том числе и для парового отопления.

Городские власти отдали распоряжение о регулярной работе городского транспорта только в часы пик.
Таким образом, порочный круг замыкается: политики заняты преимущественно обсуждением перераздела экономического пирога, вместо того, чтобы заботиться о внедрении новых экономических механизмов, позволяющих увеличить этот пирог.
В других постсоциалистических странах эти механизмы давно и успешно запущены. А на Украине в целом и в Запорожье, в частности, разрушительные силы преобладают над созидательными. Запорожью пока что ещё очень далеко до того момента, когда критическая масса позитивных сдвигов позволит говорить о его переходе к рыночной экономике.
Вообще, чрезвычайно тяжело характеризовать зарождающуюся в Запорожье экономическую систему, потому что реальная экономическая ситуация очень неопределённа и нестабильна. К середине 1999 года можно было обнаружить отдельные островки с различными системами хозяйствования, действующие по различным экономическим законам. Например, большие государственные предприятия действуют по совершенно иным правилам, чем средние и малые предприятия. А большая часть населения выживает благодаря использованию более примитивных форм экономической деятельности, существующей параллельно с новыми банками.



Однако в экономическом пространстве, где находится место всем этим разрозненным частям хозяйствования, можно различить основные направления экономики. И если отследить основные движущие силы и основные действующие лица современной общественно-политической и экономической жизни, а также основные ситуации, складывающиеся в ней, то можно предположить наиболее вероятный сценарий дальнейшего развития.
Одним из важнейших действующих лиц современной экономико-политической драмы является бюрократия. Хотя на словах провозглашён переход к рыночной экономике, ныне действующие экономические устои и современное общество всё ещё остаются бюрократизированными. Бюрократические препоны можно рассматривать как некую опухоль на теле социума, которую не так-то просто удалить.

Власть предержащие запрограммированы на осуществление контроля над людьми и предприятиями. Контролемания, существующая в обществе и парализующая всякую независимую экономическую деятельность, не может быть отменена сверху директивным путём в связи с переходом к рынку. Поэтому её, как черту бюрократии, следует считать важнейшей составляющей общественной и экономической жизни Запорожья.
Люди и предприятия выживают здесь только если выработают стратегию обходных манёвров по отношению к бюрократическому контролю. Это означает сползание инициативной части общества в болото теневой экономики и коррупции. Бюрократическое общество всегда шагает рука об руку с коррупцией. Правительство же реагирует на “чёрную” экономику ещё большим контролем и взвинчиванием налогов.

Поэтому всегда наблюдается симбиоз большого теневого сектора и бюрократии. Это же касается и организованной преступности, которая, как язва, поразила все сферы экономики. Распространение преступности всё теснее смыкается с контролеманией бюрократии, а на вершине общества - правящая элита, которая не заинтересована в общественном и экономическом развитии.
Последним фактором, влияющим на экономическую ситуацию в Запорожье, нам представляется криминализация деловых кругов. Разные преступные группировки борются между собой за “защиту” предприятии.
Все эти факторы в Запорожском обществе способствуют экономической отсталости, столь характерной для многих менее развитых стран.
Нам возразят, что город имеет некоторые черты развитой экономики, например, уровень образования и индустриализации довольно высок. Однако, следует помнить, что характеристика образовательного уровня на Украине никогда не включала анализа реальных знаний, которыми располагает, например, руководящее звено предприятий, а ограничивалась простым арифметическим подсчётом людей, имеющих высшее образование. А между тем, на поверку часто оказывается, что основные знания по современной экономике просто отсутствуют. Да и высшее образование в условиях Украины всё чаще превращается в фикцию, так как в этой области всё больше сказываются те же негативные экономические тенденции, о которых сказано выше, плюс маргинализация интеллигенции и непрекращаемая “утечка мозгов”, сопровождаемая снижением интеллектуального потенциала в сфере образования, о чём будет рассказано в главе 7. К тому же, как нам кажется, более важным является то, что пока целый ряд глубоко укоренившихся негативных экономических отношений тормозит развитие современной экономики. Так уж случилось, что на конец 1990-х годов в Запорожье для этого развития нет социальной базы.

Что касается уровня индустриализации, то он стремительно падает как в Запорожье, так и на Украине. Это уникальный исторический процесс. Никогда прежде этот регион, да и страна, не испытывали такой стремительной деиндустриализации.

Так что многие черты, которые принято считать чертами развитой экономики, на деле здесь отсутствуют.
Экономическая система, которая возникает в настоящее время, не приспособлена для производства товаров, потому что производитель немедленно будет задушен бюрократами преступными группировками.
Криминализированная экономика нестабильна по своей природе, так как неспособна на создание атмосферы социального и экономического единства. Отсутствие же этого единства сопровождается непомерным ростом и распространением в обществе культа грубой силы и принуждения. А страх является в таком обществе дисциплинирующей силой. В нынешней нестабильной обстановке легче разбогатеть, занимаясь воровством или торговлей, чем производя товары или работая в сфере обслуживания. В Запорожье никто не загадывает на несколько лет вперёд, в основном отдавая предпочтение краткосрочным перспективам.

Многие ожидают, что если экономическая система стабилизируется, при условии низкого уровня инфляции, меньшего экономического спада и так далее, немедленно возникнет ситуация, в которой станет выгодным рассчитывать на долгосрочные перспективы и работать на них. Однако отсутствие управляемой законом экономики пока является неотъемлемой чертой реальности и препятствует развитию современной экономики. Итак, пока вместо рыночной экономики преобладает криминализированная, бюрократически управляемая перераспределительная экономическая система.
Заключение

В Запорожье, как и на Украине в целом, переход к новой экономической системе является намного более тяжёлым процессом, чем в большинстве районов Центральной и Восточной Европы. На Украине развивается клептократия в сочетании с перераспределительной экономикой. В экономике Запорожья по-прежнему доминирует государственный сектор, при этом практически не управляемый законом. Экономика либерализована крайне незначительно и явно недостаточно. Несмотря на то, что за последние годы возникало много новых малых предприятий, только очень незначительная их часть могла выжить в сфере промышленного производства.

Промышленный спад принял катастрофические размеры. К 1998 году промышленные мощности использовалась лишь на одну треть.
Финансовая инфраструктура развивалась стремительно, возникало много новых банков. Однако уровень обслуживания в них всё ещё очень низок.
Региональная экономика в Запорожье никогда не действовала как слаженный комплекс, так как многие предприятия находились в подчинении различных общесоюзных министерств. После провозглашения независимости Украины региональная экономика не продвигалась по направлению к продуктивному рыночному типу. Возникающая экономическая система настолько слаба, что скорее предрасположена к недоразвитию, чем к поискам путей нормального развития и функционирования.

Она не может рассматриваться как производящая национальные богатства рыночная экономика.

Авторы Ханс и Анна ван Зон

Примечания
iГорбачёв не подверг никакой чистке Коммунистическую партию Украины, что было необходимо для приспособления её к политике гласности и перестройки, вероятно, опасаясь разрушительных центробежных сил во второй по величине республике Советского Союза.
iiСнижение экономического роста произошло в Советском Союзе позже, чем в большинстве государств Восточной и Центральной Европы. А на Украине - ещё позже, чем в других републиках СССР.
iii Начиная с 1960-х годов и до конца 1980-х теневая экономика возросла постепенно в Советском Союзе в 30 раз (согласно информации в “Зеркало недели” от 10 февраля 1996 года) и достигла 20% валового национального продукта в в 1990 году. Наибольший процент теневой экономики приходит-ся на сельское хозяйство и гораздо мньше она распространена в торговле и промышленности. (См. “Економiка Украiни”, ноябрь 1996).
iv “Зеркало недели”, 10 февраля 1996г., стр5.
v “Экономiка Украiни”, ноябрь, 1996 г., стр.5.
vi “Зеркало недели”, 10 февраля 1996 г., стр.6.
vii “Зеркало недели”, 10 февраля 1996 г., стр.9.
viii Сведения приводятся на основании данных Запорожского статистического бюро 1996 года.
ix “Экономiка Укарiни”, ноябрь 1996г., стр.14.
x Коропекий И.С., стр.127.
xi “Киевские ведомости”, 6 июля 1995 г., стр.6.
xii Запорожское статистическое бюро, 1996 г., стр.23.
xiii “Деловая Украина”, 15 ноября 1995 г., стр. 12.
xiv Например, профессор Р.Нитхаммер, занимавшийся исследованиями в Запорожье, обратил внимание на тот факт, что завод в Запорожье не имел необходимых винтов, которые должны были поступить из России. Но он обнаружил, что буквально за уголом, в 500 метрах от этого завода, расположено предприятие, выпускающее такие же винты. Однако оба предприятия не подозревали о существовании и нуждах друг друга.

Это яркое свидетельство неразвитости связей между предприятиями внутри региона.
xv “Зеркало недели”, 10 февраля 1996 г. стр. 7. Центральным государственным аппаратом распределяется значительно больше средств, чем в других странах сопоставимых размеров.
xvi Проект осуществлён на средства Европейского Союза в качестве помощи странам Восточной Европы, его стоимость 700.000 долларов.
xvii Он полагает, что менеджеры проводят более трети своего вемени разбираясь с правилами и законами. Исследования показали, что украинские предприятия должны дать взятку за установку телефона в размере около 900 долларов и около 300 долларов составляет взятка за разрешение на импорт. (“Business Central Europe”, июль 1997 г.)
xviii И.Егоров.
xix “Новости”, 14 июля 1995 г. стр.3.
xx “Киевские ведомости”, 5 октября 1996 г.

Интересные статьи



Содержание раздела