Социальный интеллект


тест уровня социального интеллекта, разработанный Джорджем Вашингтоном (GWSIT) (Moss, Hunt, Omwake Woodward, 1949). Он состоит из ряда подтес-тов, которые оценивают критические решения в социальных ситуациях, определяют психическое состояние человека после выполнения заданий, оценивают память на имена и лица, определяют человеческое поведение и чувство юмора. Ранее считалось, что GWS/Гдает результаты, которые трудно вычленить из общей оценки абстрактного интеллекта (Thotndike Stein, 1937).
Модель Гилфорда, известная как структура интеллекта (Guilford's Structure of Intellect, 1967), предусматривает тесты на определение уровня социального интеллекта. В работе этого ученого он рассматривался как сумма способностей, необходимых в сфере поведенческой деятельности. О'Салливан, Гилфорд и де Милль (O'Sullivan, Guilford, de Mille, 1965) разработали тесты, чтобы определить познания в области поведения людей, которые они определили как способность к критической оценке. Тесты выявляли способность распознавать социальные сигналы, включая выражение лица, изменение интонации, осанку, мимику и жесты.

Проведя исследования с 306 студентами высшей школы, О'Салливан и его коллеги обнаружили доказательство того, что данные, определяющие уровень социального интеллекта, отличались от оценки, соответствующей уровню абстрактных когнитивных способностей. Однако позднее были получены противоположные результаты (Riggio, Messamer Throckmorton, 1991).
Риггио с группой ученых (Riggio et al., 1991) применили различные методы для определения уровня социального интеллекта и различные способы оценки уровня академического интеллекта. Они опробовали эти методы на студентах-новичках. Уровень академического интеллекта определялся по шкале жизни, предложенной Институтом ШиплиХартфорда (Shipley, 1940). При этом оценивались вербальные и абстрактные рассуждения, а также субшкала словарного запаса WAIS-R (Wechsler, 1981). Оценка же уровня социального интеллекта включала в себя четыре теста факторного измерения социального интеллекта (O'Sullivan Guilford, 1976); описание социальных навыков (SSI), предложенное Риггио (Riggio, 1986,1989), когда оценивается шесть социальных навыков общения (эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль, социальная выразительность и социальный контроль); тест на скрытые этические навыки, когда оцениваются знания правильного поведения в социальных ситуациях.

Риггио и его коллеги (Riggio et al., 1991) обнаружили сравнительную корреляцию в самих данных, демонстрирующих уровень академического и социального интеллекта. Она была такой же, какая существует между оценками интеллекта, характеризующими уровень этих типов. В результате факторного анализа появилось предположение о наличии двух факторов. Один из них, оценка которого производилась по шкале абстрактных рассуждений ШиплиХартфорда и на основе измерений Гилфорда, был определен как интеллект абстрактных рассуждений. Второй же, оценка которого производилась по Вербальной шкале Шипли Хартфорда {ShipleyHartford Verbal Scale) и по SSI, был назван вербальным интеллектом.

Эти открытия позволяют предположить, что академический и социальный интеллект представляют собой смежные области. В то же время эти исследователи обнаружили доказательство конвергентной валидности оценок
социального интеллекта, отражающее сложность конструкта и различные способы изучения, описанные в специальной литературе.
Подобные результаты были получены Китингом (Keating, 1978). Он использовал ряд методов измерения социального интеллекта. Китинг применял тест социальной интуиции (Chapin, 1967), суть которого состоит в том, что людей просят прочесть о проблемных ситуациях и выбрать лучшие, на их взгляд, из четырех альтернативных описаний каждой ситуации. Китинг также использовал тест определения результата (Rest, 1975). В его основу положена теория морального развития Кольберга (Kohlberg).

Китинг (Keating, 1978) привлек и индекс социальной зрелости (Gough, 1966), который основан на самооценке эффективности социальных действий. Исследователь не обнаружил существенной корреляции между оценками социального интеллекта. Также в случае многоаспектного и факторного анализа он не нашел подтверждений тому, что уровень социального интеллекта отличается от уровня академического. Все измерения, проводимые Китингом (Keating, 1978), равно как и Риггио (Riggio et al., 1991), основаны на вербальном принципе.

Это обусловило невозможность определить разницу между уровнями абстрактного и социального интеллекта.
Поведенческие подходы при измерении социального интеллекта
Результатом неудачной попытки установить различие между социальным и академическим интеллектом стал возврат многих ученых к определению Торндайка (Thorndike, 1920) и рассмотрение поведенческого аспекта как когнитивных, так и поведенческих рамок модели. Эти исследователи (Ford Tisak, 1983; Fredrickson, Carlson, Ward, 1984) предположили, что когнитивные аспекты социального интеллекта более тесно связаны с уровнем абстрактного интеллекта. В то же время они полагали, что поведенческие аспекты будут представлять отдельную модель.
Для этой цели О'Салливан и его коллеги (O'Sullivan et al., 1965) разработали ряд дополнительных тестов, базирующихся на модели структуры интеллекта Гилфорда (1967). Эти тесты нацелены прежде всего на поведенческие, а не на когнитивные способности и оценивают социальный интеллект как способность общаться с людьми (Hendricks, Guilford Hoepfner, 1969). Хендрикс с единомышленниками (Hendricks et al., 1969) протестировали 252 студентов высшей школы. В результате проведенного компонентного анализа они идентифицировали факторы, которые проинтерпретировали в качестве дивергентного развития способностей и обнаружили, что эти факторы не зависят от поведенческой познавательной способности.

Позднее эти открытия были подтверждены Ченом и Майклом (Chen Michael, 1993).
Исследования Форда и Тисака (Ford Tisak, 1983) стали следующей ступенью в определении поведенческой составляющей социального интеллекта, которая отличает его от академического. Эти ученые исследовали более 600 студентов высшей школы. Они измерили уровень социального интеллекта, включая самооценку, социальную компетентность, ее оценку со стороны сверстников и учителей.

Был привлечен также тест Хогана (Hogan, 1969), определяющий уровень сочувствия или сопереживания. Критический анализ социальных способностей



Содержание  Назад  Вперед