Невербальные подходы при измерении социального интеллекта


проводился в процессе индивидуальных бесед. Кроме того, ученые оценили вербальные и математические способности школьников и стандартизировали результаты тестирования. Измерения академического и социального интеллекта были основаны на значимости отдельных факторов. В дальнейшем исследователи выяснили, что оценку социальной компетентности и степень уровня сочувствия легче установить при личной беседе, чем при тестировании вербальных и математических способностей.

Форд и Тисак (Ford Tisak) предположили, что различие между их открытиями и результатами исследований, проводимых Китингом (Keating, 1978) возникло в результате того, что они оценивали поведенческую, а не когнитивную составляющую социального интеллекта.
Ряд последующих работ подтвердил результаты, которые были получены Фордом и Тисаком (Ford Tisak, 1983). Например, Марлоу (Marlowe, 1986) уточнил, что различные оценки социального интеллекта, базирующиеся на самооценке, не имели никакого отношения к оценке уровней вербального и абстрактного интеллекта. Фредриксон и др. (Frederickson et al., 1984) тоже не нашли значимой корреляции между оценкой поведения во время интервью и измерениями школьных способностей, уровня достижений и умения решать проблемы.

Однако Страйкер и Рок (Strieker Rock, 1990) обнаружили соотносимость вербальных навыков и способностей исследуемых критически оценить человека или ситуацию в предложенном им интервью.
Для исследования группы из 131 студента Страйкер и Рок (Strieker Rock, 1990) привлекли тест критической оценки ситуативного поведения, а также способ определения межличностной компетентности (1СГ) наряду с измерениями социального интеллекта (т. е. оценкой со стороны сверстников, самооценкой, де-кодировкой невербального общения) и оценкой основных способностей (т. е. вербального понимания, общего рассуждения). Обратившись к многофакторному анализу, они смогли подтвердить сближение или различение конвергентной или дискриминантной вескости результатов, полученных при измерении социального интеллекта и генеральной способности. Некоторые из них характеризуют вербальные способности, в то время как другие, очевидно, служат характеристикой основных способностей к общему рассуждению.

По сравнению с находками Форда и Тисака (Ford Tisak, 1983) эти результаты не подтверждают гипотезу о том, что поведенческая составляющая социального интеллекта будет очевиднее в измерениях академического интеллекта, чем при оценке вербальной составляющей социального интеллекта.
Браун и Энтони (Brown Anthony, 1990) провели исследования, в результате которых предположили, что модели социального и академического интеллектов различны, но потенциально взаимосвязаны. Они оценили взаимосвязь уровня знаний по английскому языку и математическим подсчетам путем вычисления среднего балла (GPA) и посредством Американского теста для колледжей, предназначенного для студентов-новичков. Анализировались их самооценка и внешняя оценка, выводящие личные и поведенческие параметры социального интеллекта.

После компонентного анализа ученые установили, что в полученных результатах выделяются три главные составляющие: академический компонент, компонент внешней оценки и компонент самооценки. Ученые заключили, что
Q уровень социального интеллекта может не зависеть от уровня академического. К тому же понимание чьего-либо социального интеллекта со стороны разнилось с собственной оценкой социальных навыков. Однако ученые также обнаружили, что наилучшие результаты метод вычисления среднего балла дал при самооценке и внешней оценке поведенческих аспектов социального интеллекта, которые предполагают взаимосвязь социальных навыков и поведения в школе.
Невербальные подходы при измерении социального интеллекта
В дополнение к поведенческим способам измерения социального интеллекта ученые предложили различать социальный и академический интеллект с помощью их невербальной оценки, когда определяется в первую очередь невербальное восприятие знаний (Archer, 1980; Archer Akert, 1980; Barnes Sternberg, 1989; Rosenthal, 1979; Rosenthal, Hall, DiMatteo, Rogers Archer, 1979; Sternberg Smith, 1985). Розенталь и его коллеги разработали тест профиль невербальной чувствительности (PONS), при проведении которого показывают изображение одной и той же женщины, но в различных ситуациях. Участников тестирования просят расшифровать скрытую информацию, которую они видят на представленной картинке, и из двух альтернативных описаний ситуации выбрать то, которое, как полагают респонденты, лучше характеризует увиденное и/или услышанное.



Результаты, полученные при помощи PONS, слабо или незначительно коррелировали с другими оценками социальных и когнитивных способностей (Halberstadt Hall, 1980; Rosenthal et al., 1979).
Арчер (Archer, 1980) и Акерт (Archer Akert, 1980) разработали тест, альтернативный PONS. Он называется тестом социальной интерпретации (SIT). Участникам предлагают визуальную и звуковую информацию о какой-либо ситуации.

Например, они видят изображение женщины, которая говорит по телефону, и слышат часть ее разговора. Тестируемых просят оценить, говорит ли женщина с другой женщиной или с мужчиной. В другом случае просят оценить, знакомы ли друг с другом женщины, запечатленные на картинках, или нет, являются ли они хорошими подругами или просто знакомыми.

При тестировании с использованием SIT внимание уделялось в первую очередь заключениям, сделанным тестируемыми на основе вербальных версий невербальной информации.
Используя задание, близкое к тому, что предлагает SIT, Стернберг и Смит (Sternberg Smith, 1985) разработали способ определения расшифрованных знаний и оценили их взаимосвязь с другими измерениями социального и когнитивного интеллекта. Они предлагали участникам тестирования два типа фотографий. Например, на одних были показаны мужчина и женщина. Их поза говорила о том, что они находятся в очень близких отношениях. Принимавших участие в тестировании просили сказать, действительно ли люди на фотографии связаны близкими семейными отношениями или только играют роль.

На других фотографиях были изображены наставник и его (или ее) подчиненный. Участников просили указать, кто из этих двух лиц наставник. Далее подсчитывалась процентная доля изображений, правильно оцененных тестируемыми. Были также измерены уровни социального и когнитивного интеллекта участников, при этом применялись PONS (Rosental et al., 1979), тест на социальную интуицию (Chapin, 1967), GWSIT
i



Содержание раздела