Респонденты старшего возраста


зывали результаты ничуть не хуже, чем у молодых. Более того, респонденты старшего возраста справлялись с задачами, которые выполняли молодые люди, а также показали лучшие результаты при выполнении именно тех заданий, когда в предполагаемой ситуации возраст людей, относительно которых следовало сделать заключение, совпадал с их собственным. Болте, Стаудингер, Мэркер и Смит (Baltes, Staudinger, Maercker Smith, 1995) обнаружили, что пожилые люди при выполнении этих специальных заданий показывали результаты на уровне практикующих психологов.

Ученые установили, что с заданиями, которые выполняли молодые испытуемые, справлялись и люди в возрасте до 80 лет. В дальнейшем Стаудингер и Болте (Staudinger Baltes, 1996) выяснили, что рамки деятельности, которые экологически важны для жизни респондентов и обеспечивают фактические и предполагаемые взаимодействия умственных способностей, во многом определяют существенный рост деятельности, обусловленной, если можно так выразиться, мудростью.
Таким образом, если оценивать линию развития мудрости на протяжении всей жизни человека, становится очевидным, что она похожа более на кристаллизованный, чем на текучий интеллект (Horn, 1994; Horn Cattell, 1966). В частности, кристаллизованный интеллект, подобно мудрости, возрастает в течение жизни, а затем, судя по всему, ближе к ее концу снижается (cf. Meacham, 1990). Текучий интеллект, наоборот, начинает снижаться уже по прошествии юности.

Стернберг (Sternberg, 1990b) также выдвинул эксплицитную теорию мудрости, предположив, что ее развитие можно проследить по шести компонентам, последовательно актуализируемым в процессе получения знаний. Этими компонентами являются:
1) знания, которые предполагают понимание предпосылок и их значения, а также степени локализации;
2) обработка информации, включающая понимание того, какие из проблем могут быть решены автоматически, а какие таким образом не решаются;
3) критическое осмысление, характеризуемое желанием вынести суждение относительно чего-либо и независимым образом это оценить;
4) индивидуальные особенности, означающие терпимость к неопределенности и к препятствиям в жизни;
5) мотивация, особенно в отчасти знакомой и новой ситуациях ;
6) окружающий контекст, включающий различение контекстуальных факторов во внешней среде, что инициирует разного рода мысли и действия.
Первые два из этих компонентов более или менее корреспондируют с аспектами кристаллизованного и текучего интеллекта, в то время как другие компоненты не связаны с интеллектом в общепринятом смысле.
Если ранняя теория Стернберга (Sternberg, 1990b), посвящена моментам, предсказывающим аспекты мудрости, то в его теории баланса (Sternberg, 1998b, 1999b) особое внимание уделяется обработке информации (равновесию интересов, с одной стороны, и реакции на окружающую обстановку с другой) в связи с основной целью, которую всегда преследует мудрость (достижение общего положительного результата). Можно сказать, что ранняя теория Стернберга (Sternberg, 1990b)
вошла в его теорию баланса в качестве основы, по которой определяются индивидуальные различия и особенности при развитии мудрости.
Сейчас точка зрения Стернберга относительно мудрости опирается на понятие неявных знаний (Polanyi, 1976) о себе, о других и о ситуативных контекстах. Теория баланса рассматривает мудрость как нечто неотъемлемое, что присутствует при взаимодействии отдельного человека и конкретных окружающих условий, а также как составляющую интеллекта (Sternberg, 1997a; Valsiner Leung, 1994), которая приводит к определенным взаимодействиям человека с окружающей обстановкой, к творчеству (Csikszentmihalyi, 1996; Sternberg Lubart, 1995). По этой причине равновесие возникает скорее при взаимодействии человека и контекста, чем во внутренних системах функционирования (таких, как когнитивные, кона-тивные и эмоциональные процессы). С обыденной точки зрения люди могли бы добиться баланса внутренних процессов, благодаря которым обрабатывается информация, но не баланса результатов, являющихся итогом этих процессов. Поскольку мудрость проявляется при взаимодействии конкретного человека и ситуации, информацию, которую обрабатывает в этом случае человек, саму по себе нельзя назвать мудрой или глупой.

Степень проявления мудрости зависит оттого, насколько с учетом конкретных условий принятое решение можно назвать умным или мудрым.
Согласно данной позиции, баланс между когнитивным, конативным и эмоциональным процессами в одном ситуативном контексте ведет к принятию мудрого решения, а в другом нет. Такой результат может быть получен, например, потому, что отсутствуют неявные знания или они применительно к одной ситуации некорректны, поскольку соотносятся с другими. Чтобы вынести суждение в той или иной области, требуются значительные неявные знания, непосредственно предполагающие мудрость.

Она, в частности, и определяется как применение неявных знаний, способствующих достижению общего положительного результата за счет баланса различных интересов (межличностных, связанных с личностью и сверхличностных) и достижению равновесия ответных реакций на внешние контексты (адаптации к существующим внешним контекстам, изменение их и выбор новых окружающих контекстов).
Таким образом, мудрость схожа с практическим интеллектом (Sternberg, 1985а) в том, что и она предполагает сбалансированность реакций на внешние контексты. Однако понятие мудрости охватывает только то подмножество практического интеллекта, что связано с балансом интересов, но не являющееся обязательной характеристикой всего понятия практического интеллекта.
Теория баланса выдвигает ряд причин, которые являются основой для возникновения индивидуальных и развивающихся различий в мудрости людей. В частности, существуют два их вида: одни непосредственно вызывают процесс установления баланса, другие предшествуют ему.
Пять причин возникновения указанных выше различий напрямую вызывают процесс установления баланса. Первой из них являются цели. Люди отличаются между собой в зависимости от того, что каждый из них подразумевает под общим положительным результатом; следовательно, и под сущностными целями, в которых проявляется мудрость. Однако стремление отыскать общее положительное



Содержание  Назад  Вперед