Проявления прагматического интеллекта


выполняемых индивидом задач и отказ от неоправданных запросов. Болте и Болте (Baltes Baltes, 1990) обращаются к концепту выбора, осуществляемого человеком, который означает для последнего самоограничения в жизни. Они влекут за собой снижение отдельных областей функционирования, чтобы можно было адаптироваться к потерям, обусловленным возрастом.

Предполагается, что за счет концентрации на приоритетных сферах и выработки новых оперативных стратегий люди способны оптимизировать свои основные резервы (Baltes, 1993). Что же касается интеллекта взрослого человека, направленного на удачные когнитивные действия в определенных условиях, то сторонники такой позиции признают, что не все задачи в равной степени значимы для измерения интеллекта людей, имеющих разный возраст (Bakes et al., 1984; Baltes et al., 1992).
Специфические проявления прагматического интеллекта у каждого человека свои благодаря своеобразию процессов отбора оптимизации и компенсации (Ditt-man-Kohli Baltes, 1990). Отбор относится к ограничению чьей-либо активности до того предела, который необходим для успешного выполнения определенных задач вне зависимости от сокращения резервных умственных способностей. Таким образом, исследования показали, что люди более старшего возраста, как правило, покидают работу, где требуется быстрая сенсомоторная реакция (Barrett, Mihal, Panek, Sterns, Alexander, 1977). Оптимизация связана с тем, что пожилые люди могут достигать высокого уровня определенной активности в некоторых областях деятельности благодаря практике, приложению больших усилий и за счет развития новой совокупности знаний.

Компенсация возникает, когда требуется уровень умственных способностей, потенциально превышающий имеющуюся деятельность. Например, Солтхауз (Salthouse, 1984) отметил, что машинистки в возрасте, имеющие меньшую скорость реакции при выполнении отдельных простых заданий, способны компенсировать этот дефицит благодаря скорости прочтения текста, его запоминанию и планированию своей деятельности с опережением. Как показали Солтхауз и Зомберг (Salthouse Somberg, 1982), возрастные ослабления на "молекулярном" уровне (т. е. в скорости выполнения элементарных составляющих, определяющих навык машинописи) не оказывают никакого воздействия на "молярный, грамм-молекулярный" уровень (т. е. на скорость и точность, с которой выполнена работа).
Чарнесс (Charness, 1981) пришел к подобным результатам на примере шахматистов в преклонном возрасте. Они показывали худшую реакцию, чем молодые, менее опытные игроки, но могли планировать ходы наперед. В подобных исследованиях было обнаружено, что люди старшего возраста в отличие от более молодых компенсируют ухудшение памяти, полагаясь на помощь внешней памяти (Loewen, Shew, Craik, 1990). Люди пожилые, выполняя отдельные задания, вынуждены подчас перемещать акцент на способности, которые не ухудшились, чтобы компенсировать ослабевшие (Backman Dixon, 1992).

Другими словами, когда решение проблемы существенно не зависит от знаний и скорости обработки информации, пик деятельности может не быть ограничен только молодым и средним возрастом (Charness Bieman-Copland, 1994). В качестве примера приведем шахматные состязания по почте. В таких соревнованиях у игроков есть 3 дня, чтобы обдумать новый ход.

Средний возраст первых победителей мирового чемпионата по почтовой игре в шахматы составлял 46 лет. Наоборот, пик воз-
раста участников шахматных турниров, где на обдумывание хода положено не более 3 минут, около 30 лет (Charness Bosman, 1995).
Серия исследований, посвященных выявлению взаимосвязи возраста и когнитивной эффективности действий, подтверждает компенсаторскую и стабилизирующую роль практического интеллекта (Baltes Smith, 1990; Charness Bosman, 1990; Colonia-Willner, 1998; Hartley, 1998; Willis, 1998). Проведенные Стернбер-гом и др. исследования неявных знаний в сферах менеджмента, продаж и академической психологии показали возрастание этих знаний с возрастом и с накоплением опыта; это относится к возрастным группам студентов младших курсов, старших курсов и профессионалов (Sternberg, Wagner, Okagaki, 1993; Wagner, 1997; Wagner,Rashotte, Sternberg, 1994; Wagner Sternberg, 1985). Колониа-Вилнер (Colonia-Willner, 1998) обнаружил подтверждение того, что менеджеры старшего возраста, занятые на самых высоких должностях, имеют в среднем высокий уровень неявных знаний, даже если они получают относительно невысокие баллы по психометрическому измерению способности рассуждать.



Кроме того, ученый установил интересную деталь: даже если неявные знания, связанные с менеджерскими навыками, являлись показателями достигнутого успеха для всех групп банковских менеджеров, относительный вес этих знаний был выше в той группе, которая продемонстрировала наивысшие достижения (группа, имеющая наиболее высокие вознаграждения). Возможно, неявные знания, связанные со служебной деятельностью, наиболее важны для выделения тех, кто добился особо примечательных достижений, из числа показывающих высокие результаты менеджеров, занятых в различного рода сферах деятельности.
Более того, исследования в области образования в Германии (Baltes et al., 1984; Baltes et al., 1992) и в США (Schaie, 1986; Schaie Willis 1986: Willis Schaie, 1994) показали, что у людей постарше еще остается большой запас потенциальной гибкости, или резервных умственных способностей, обеспечивающих дальнейшее развитие. Результаты демонстрируют, что все, о чем говорилось выше, может привести к значительному росту способностей разрешать проблемы (Denney, 1979), скорости восприятия (Hoyer, Labouvie, Baltes, 1973) и текучего интеллекта (Baltes Lindenberger, 1988; Willis, 1987). В основном исследования были сконцентрированы на способностях, которые, как было показано, более всего подвержены ослаблению, а именно на текучем интеллект и процессах, представляющих механизмы работы интеллекта.
В общем, результаты исследований в этой области убедительно демонстрируют удивительную гибкость интеллекта человека в пожилом возрасте (Willis, 1987). В исследованиях, которые проводились в Германии, отмечено, что лучшая деятельность была продемонстрирована при целевом обучении (Baltes Willis, 1982; Willis, Blieszner Baltes, 1981), при самостоятельной практике (Baltes et al., 1989; Hayslip, 1989a, 1989b) и при ограничении времени (Hofland, Willis, Baltes, 1981). Уиллис и Шай (Willis, Schaie, 1986; Schaie Willis, 1986; Willis Schaie, 1994) получили подобные же результаты, воспользовавшись методом продольных срезов.
Эти результаты послужили для дальнейших исследований, проведенных в 1991 г. как с прежними участниками, так и с новыми. Примечательны исследования обучения, проведенные в Сиэтле, когда при помощи метода продольного среза (Schaie, 1996) было показано, что деятельность пожилых людей может быть



Содержание раздела