Содержание решения практических проблем


рабочих, а в какой общими интеллектуальными требованиями. Ученые обнаружили, что чем больше реальная сложность работы, тем сильнее ощущается рост интеллектуальной деятельности, наблюдаемый в течение 10 лет. Как ни странно, но взаимосвязь между сложностью работы и интеллектуальной деятельностью была обнаружена даже в случаях с женщинами, выполняющими сложную домашнюю работу (Schooler, 1984). Более того, Миллер и Кон (Miller Kohn, 1983) выявили, что люди с большей гибкостью ума, способствующей общей активности интеллекта, склонны заниматься деятельностью, которая стимулирует развитие их интеллекта, ставя перед собой определенные требования (например, чтение книг вместо просмотра телевизионных программ). Поскольку выводы об интеллектуальной эффективности выполнения сложной работы (будь то служебные обязанности или домашний труд) не подкреплены экспериментальными доказательствами, к ним можно отнестись критически.

Прежде всего эти наработки не могут объяснить ту закономерность, что индивиды, сохранившие функционирование интеллекта, скорее способны действовать в напряженной рабочей обстановке и выносить ее. Итак, несмотря на трудность обозначения причинной линии поведения разных людей, очевиден факт, что деятельность тех, кто выполняет более сложную работу, приводит к увеличению их интеллектуальных способностей. Это заслуживает внимания и дальнейшего изучения.
Что же касается известного контекста или опыта в сфере деятельности, где решается практическая задача, то исследования показали следующее: интеллектуальная деятельность и молодых, и людей старшего возраста выше, если респондентам давали уже знакомые им материалы (Smith Baltes, 1990) или когда у них была возможность предварительной практики (Berg, Hertzog Hunt, 1982). Однако результаты такого исследования неопределенные. Возможно, это связано с тем, что различного рода знакомство с ситуацией фактор, который объясняет возрастные различия в решении практических проблем (Denney Реагсе,1989).
Например, исследователи сообщили, что люди старшего возраста проходят традиционные тесты на интеллект как будто они им менее знакомы, чем более молодым респондентам (Cornelius, 1984). Следовательно, когда молодые и люди в возрасте сравниваются при обычном тестировании интеллекта, вторые показывают худшие результаты, поскольку эти тесты им меньше знакомы и они могут забыть, как следует применить определенные стратегии, связанные с ситуациями интеллектуальной оценки.
Чтобы определить важность фактора, характеризующего знакомство с ситуацией, было проведено несколько исследований, когда молодых людей и людей постарше просили решить задачи, разработанные для той или иной возрастной группы как более или менее знакомые. Например, Денней Пирс и Пламер (Denney, Pearce Plainer, 1982) отметили, что те респонденты, которые сталкивались с проблемами своей возрастной группы, решали их лучше. Смит и Белтс (Smith Baltes, 1990) также обнаружили, что взрослые успешнее справляются с решением проблем, когда те являются обычными для их возрастной группы. Как указывает Берг (Berg, in press), исследование памяти, привлекающее задания, в которых содержатся знакомые материалы (например, припоминание слов, чаще всего упо-
требляемых респондентами на протяжении взрослой жизни, в сравнении с сопоставимыми эквивалентами), доказывает, что люди старшего возраста лучше действуют, если дело касается уже знакомых им вещей или событий (Barret Watkins, 1986; Worden Sherman-Brown, 1983).
Содержание решения практических проблем
Основная гипотеза, определяющая эту линию исследований, связана с содержанием решения практических проблем на различных этапах развития. Опубликованная научная литература, посвященная оценке этой гипотезы, содержит различные доказательства, одна часть которых подкрепляет утверждение, что люди различного возраста имеют характерные именно для своей возрастной группы проблемы (Aldwin, Sutton, Chiara, Spiro, 1996), а другая нет (Folkman, Lazarus, Pimley, Novacek, 1987).
Берг и Кальдерой (Berg Calderone, 1994) и Сэнсон и Берг (Sansone Berg, 1993) просили дошкольников, подростков, студентов колледжей и взрослых людей как можно детальнее описать свои недавние проблемы (злость, конфликт, обвинение и т. д.), с которыми они столкнулись. Целью исследования было выявить, существуют ли проблемы, являющиеся доминантными для всех возрастных групп, или же для каждой в отдельности существуют свои проблемы. Ученые обнаружили значительные вариации в составе повседневных проблем в зависимости от возраста.



Детям 5, 6 лет чаще всего приходится решать проблемы, связанные с семьей (например, разногласия между членами семьи) и соответствующими обязанностями (например, работа по дому). Для подростков 11, 12 лет ежедневные проблемы касались школьной и внешкольной деятельности и связанных с ними обстоятельств. Никакой единственной доминирующей сферы не было выявлено в повседневной жизни студентов колледжа, и их обычные проблемы касались свободного времени, работы, друзей, семьи и романтических отношений.

Наконец, ежедневные проблемы, с которыми сталкиваются люди старшего возраста, главным образом были сосредоточены на семье и здоровье.
Баркер (Barker, 1978) считает, что содержание решения практических проблем определяется экологическими характеристиками определенного периода развития. Ученые присмотрелись к различным местам, которые наиболее часто посе-: щались учащимися начальной школы, и на основе ежедневных наблюдений пришли к выводу, что познания детей в большей степени определяются рамками школьной и семейной жизни. Эта часть исследовательской работы уникальна по своей основательности и точности замеченных деталей. Однако она базируется на случайных доказательствах, полученных при исследовании изменяющихся жизненных задач, а также основываясь на предположении, что пространство, являю-
' щееся содержанием решения практических задач, изменяется в течение всей взрослой жизни. Другими словами, невозможно провести исследования, подобные тем, что осуществил Баркер, во всех экологических рамках, с какими приходится иметь дело человеку во взрослой жизни, но можно исследовать некоторые 'из них, классифицируемые как критические на определенных этапах развития.
"Так, было показано, что задачи студентов колледжа касаются преимущественно



Содержание раздела