Стратегии решения практических проблем


достижения успехов в академическом образовании, формирования социальных связей, развития индивидуальности и отделения от родителей (Cantor, Norem, Neidenthal, Langston, Brower, 1987). Взрослые люди концентрируются на решении различных задач: если в юности они связаны с созданием семьи и карьерой, то в зрелом возрасте это прагматические задачи, а в преклонном и очень преклонном, как правило, адаптация к изменениям в состоянии здоровья (Baltes et al., 1984; Havinghurst, 1972; Neugarten, Moore Lowe, 1968).
Цели решения практических проблем
Целенаправленность решения практических проблем (Goodnow, 1986; Schribner, 1986; Wertsch, 1985) является одной из самых часто упоминаемых характеристик применения практического интеллекта. Поэтому другая линия исследований касается траектории развития целей при решении практических проблем.
Строу, Берг и Сэнсон (Strough, Berg Sansone, 1996) указывают, что существуют изменяющиеся вариации в типах целей, которые лежат в основе повседневного решения проблем. Профиль этих вариаций отражает изменяющиеся жизненные задачи (Cantor, 1990). Особенно в раннем подростковом возрасте, появляется много целей, позволяющих лучше разрешить задачи, но и большое количество проблем, связанных со школой. Цели, обусловленные межличностными взаимоотношениями, ярче обнаруживаются в среднем возрасте, чем в подростковом. В юности, как показали исследования, люди при достижении своих целей больше рассчитывают на помощь других, чем взрослые.

В то же время люди среднего и старшего возраста в отличие от молодых имеют скорее физиологические цели, а также их цели в основном обладают большей эмоциональностью.
Клазински, Лэйпл и Джарден (Klaczynski, Laipple, urden, 1992) исследовали практический интеллект молодых людей, готовящихся к поступлению в колледж или на профессиональные специализированные курсы. В зависимости от выбранного жизненного пути две группы респондентов по-разному трактовали ситуации, в которых выявлялись практические проблемы. В частности, во второй группе преимущественно говорили о целях, касающихся статуса взрослого человека.

Это были женитьба, постоянная работа и независимость. Студенты, избравшие колледж, напротив, показали стремление к целям, больше сориентированным на достижение успеха, а именно хорошая успеваемость, поступление в хороший колледж, успешная сдача вступительных экзаменов.
Уверенность в гибкости и текучести изменяющихся на протяжении всей жизни целей человека отражается в замечании, что не существует конечной точки как в общем интеллектуальном развитии, так и развитии практического интеллекта (Rogoff, 1982). Из этого следует вывод, что индивид и контекст, в котором он пребывает, образуют сложную системную единицу; ее изменения определяют содержание, динамику и адаптивность интеллектуальной деятельности отдельного человека в определенном контексте. Таким образом, не существует идеальной траектории интеллектуального развития, как нет и оптимального инструмента, которым можно было бы одинаково хорошо оценить качество интеллектуальной деятельности во все периоды жизни.
Стратегии решения практических проблем
Одно из основных направлений в исследовании практического интеллекта сфокусировано на выборе стратегий, применяемых в решении проблем. Среди их основных характеристик, обсуждаемых последние 20 лет в научной литературе, называются селективность, целенаправленность и преднамеренность (Belmont Butterfield, 1969; Berg, 1989; Brown, 1975; Flavell, 1970; Naus Ornstein, 1983; Pressley, Forest-Pressley, Elliot, Faust Miller, 1985). Многие из исследователей, продолжающих свои разработки, особое внимание уделяют проблеме выбора стратегии.

Этот фактор интересовал их как показатель индивидуальных и изменяющихся действий при решении повседневных проблем (Frederiksen, 1986; Frede-riksen, ensen, Beaton, 1972; Lazarus Folkman, 1984).
Существенная часть прежних исследований, рассматривающих решение повседневных проблем, совершалась на основе допущения, что стратегии, выбираемые отдельными людьми, могут сравниваться между собой независимо от разнообразия мотиваций этих стратегий (Band Weisz, 1988; Berg, 1989; Cornelius Caspi, 1987; Folkman, Lazarus, Pimley Novacek, 1987). Большинство теоретических гипотез в этой области заключается в том, что накопление опыта в решении повседневных проблем обусловливает их лучшее разрешение (Baltes et al.,1984; Denney,1982). Это предполагает, что отдельные виды стратегий (например, первичный контроль, предполагающий самостоятельное овладение проблемой и действие, фокусирующееся на ней) дают более эффективный путь решения различных задач, чем какие-либо другие (например, вторичный контроль, который связан суверенностью в других сфокусированных на эмоциях действиях) (Denney,1989; Folkman et al., 1987). Так, при исследовании описаний повседневных проблем наиболее часто применяемой стратегией во всех возрастных группах оказалось самопроизвольное действие (Berg, Strough, Calderone, Sansone, Weir, 1989).

Действие, сфокусированное на проблеме, чаще упоминалось при решении гипотетических задач (Blanchard-Fieldsahnke, Camp, 1995). Различия, выявленные в анализе изменчивости стратегий, оказались весьма неожиданными; они позволили предположить, что применение стратегии вторичного контроля, сфокусиро-ваннной на эмоциях, и опора на другие стратегии начинается с раннего детства (Band, Weisz, 1988) и усиливается в пожилом возрасте (Brandtstaedter Greve, 1994; Denney Palmer, 1981; Folkman et al., 1987; Heckhausen Schultz, 1995). Например, Банд и Вайз (Band Weisz, 1988) обнаружили, что дети постарше охотнее использовали стратегии вторичного контроля, такие как попытка скорректировать собственное психологическое состояние, чтобы наилучшим образом соответствовать существующим условиям, при которых появилась проблема.

В то же время младшие дети чаще использовали стратегии первичного контроля, т. е. попытки воздействовать на проблему так, чтобы достичь ожидаемого результата.
Эмпирические труды, к сожалению, не дают оснований увериться в следующем утверждении: "Больше опыта лучше решение проблем" (Baltes, 1997; Berg, 1989; Cornelius Caspi, 1987). В последних исследованиях появились предположения, что стратегии различной эффективности зависят от контекста повседневных проблем (Berg, 1989, Ceci Bronfenbrenner, 1985; Cornelius Caspi, 1987,



Содержание  Назад  Вперед