Эксплицитные теории


Эксплицитные теории
Эксплицитные теории интеллекта это те, которые предложены психологами или другими учеными и проверены путем сравнения гипотез и собранных данных. Эксплицитные теории подразумевают разнообразные подходы к изучению интеллекта. Мы разделили их на психометрические, когнитивные, биологические, контекстуальные, или обусловленные контекстом культуры, и системные.
Психометрический подход. Одна из первых с начала XX в. теорий интеллекта состоит в том, что он может быть понят с позиции гипотетических ментальных сущностей, называемых факторами. Считается, что эти факторы являются источником индивидуальных различий, наблюдаемых нами в деятельности людей, будь то школа, работа или даже взаимоотношения в обществе.

Психометрические теории получили такое название потому, что основаны на измерении психологических свойств. Проверяются же они посредством измерения индивидуальных различий психологического функционирования людей. Индивидуально-дифференциальный подход заключается в том, что люди выполняют большое количество заданий, которые, по-видимому, предсказывают интеллектуальные успехи (в школе или на работе). В число тестов входят распознавание значений слов, нахождение вербальных и цифровых аналогий, определение того, какое из слов не относится к данному ряду, решение простых арифметических задач, завершение ряда чисел и наглядное представление пространственных отношений между абстрактными формами. Психологи привлекают данные таких заданий, чтобы проанализировать разные модели индивидуального решения проблем.

Материалы обрабатываются при помощи так называемого факторного анализа, чтобы выявить факторы, определяющие человеческий интеллект.
Самая ранняя факторная теория природы человеческого интеллекта была сформулирована Спирменом (Spearman, 1904), который предложил и факторный анализ. Спирмен (Spearman, 1927) предположил, что интеллект сочетание двух факторов: генерального и одного из специфических. Если генеральная способность, или g, задеиствуется при выполнении мыслительных тестов всех видов, то каждая специфическая способность, измеряемая каждым фактором в отдельности, вос-требуется для выполнения только одного рода таких тестов.

Таким образом, количество тестов адекватно числу специфических факторов, но генеральный фактор один (ensen, 1998). Спирмен предположил, что способность, определяющая генеральный фактор, лучше всего может быть понята как своего рода умственная энергия.
Томсон (Thomson, 1939) выдвинул альтернативную интерпретацию. Он оспорил утверждение Спирмена о том, что генеральный фактор представляет собой единственный источник, лежащий в основе индивидуальных различий. Он предположил, что его появление обусловлено работой множества умственных соединений, включая рефлексы, ассоциативные связи между стимулами и т. п. Выполнение любой специфической задачи активизирует огромное количество этих соединений.

Некоторые из них в самом деле требуются для выполнения любой задачи, предполагающей умственные усилия, и комбинации таких связей влияют на появление генерального фактора.
Терстоун (Thurstone, 1938), как и Томсон, принял гипотезу Спирмена о генеральном факторе, но критически отнесся к его оценке. Он утверждал, что это явление второго порядка или одно из наименее значимых, а по-настоящему важны те факторы, которые Терстоун назвал первичными умственными способностями. По его мнению, к ним относятся вербальное понимание, тестируемое в заданиях на запас слов; беглое распознавание слов, измеряемое в виде быстрого их нахождения (например, составление как можно более длинного списка слов, имеющих третью букву с); способность фиксировать числа, проверяемая тестами на арифметическое рассуждение и вычисление; пространственная визуализация, тестируемая заданиями, требующими умственных манипуляций геометрическими формами; скорость восприятия информации, предполагающая быстрое визуальное восприятие (например, просматривание страницы в поиске слов с буквой а); память, оцениваемая тестами на воспоминание и узнавание предварительно представленной информации; и рассуждение, которое тестируется в виде завершения ряда чисел.

Гилфорд (Guilford, 1967) разошелся во мнении с большинством ученых, придерживающихся факторной теории, отказавшись признать существование какого бы то ни было общего фактора. Он заявил, что интеллект включает 120 элементарных способностей (впоследствии увеличил их до 150 (Guilford, 1982)), каждая из которых представляет собой интеллектуальную обработку некоего содержания (например, цифрового, символического, вербального) для создания интеллектуального результата. Примером таких способностей, какие предполагаются по модели структуры интеллекта, предложенной Гилфордом, служит познание вербальных связей.

Оно означает узнавание (мыслительная операция) концептуальной связи, т. е. соотнесенности (результат) двух слов (вербальное содержание): например, узнавание, что персик это вид фрукта.
Вероятно, наиболее распространенным факторным описанием интеллекта является иерархическое. Хороший пример его был предложен Верноном (Vernon, 1971), полагающим, что интеллект может быть описан как способности различных уровней обобщения. На вершине иерархии находится общая (генеральная) способность, как ее определял Спирмен. На втором уровне располагается основная группа факторов, например вербально-образовательная способность, необходимая для успеваемости по таким предметам, как английский или история, и практически-механическая способность, необходимая для успешного изучения ремесел и механики.

На следующем уровне находится младшая группа факторов, выделенная из основной группы, а внизу помещаются специфические факторы, отмеченные Спирменом. Эта иерархия устраняет лакуны, существовавшие между двумя крайними видами факторов, предложенных Спирменом. Между общим и специфическими факторами находится группа факторов промежуточных уровней общности.
Другие широко известные иерархические модели были предложены Густаф-соном (Gustafsson, 1988), Хорном (Horn, 1994) и Кэрроллом (Carroll, 1993). Например, Кэрролл представил свою иерархическую модель интеллекта, основанную на факторном анализе, который, в свою очередь, базируется на более чем



Содержание  Назад  Вперед