Альтернативные когнитивные подходы


тальной областей психологии. Но только в 1970-е гг. стали появляться исследования, содержащие эту задачу.
Одно из заданий в рамках когнитивного подхода измеряет время проверки (Deary Stough, 1996; Nettlebeck, 1982). Две вертикальные линии, отличающиеся по длине и времени представления на мониторе компьютера, разрушают образ, заключенный в визуальной портретной памяти. Задача участника сказать, какая из линий длиннее. Вместо того чтобы использовать в качестве функции время реакции, исследователи, как правило, привлекали меру, выведенную из психофизической функции, многократно измеренной. Например, такой мерой оказался средний временной показатель одной попытки тестирования, при которой достигалась 50-процентная точность.

Коэффициент корреляции между этим заданием и показателями /Q будет около 0,4 больше, чем это обычно отмечается в случае с психометрическимих задачами. Существуют различные теории того, почему получаются именно такие корреляции. Однако сторонники подобных теорий пытаются связать когнитивную функцию, относящуюся ко времени визуальной оценки, с такой биологической функцией, как скорость нейронной проводимости.

Но следует рассмотреть и другие когнитивные подходы.
Исследования Ханта, Фроста и Ланнеборга (Hunt, Frost Lunneborg, 1973), Ханта, Ланнеборга и Льюиса (Hunt, Lunneborg Lewis, 1975) показали, что задания, недостаточно хорошо изученные в рамках когнитивных подходов, могут быть привлечены для понимания человеческого интеллекта. Эти авторы предположили, что вербальные способности большей частью можно понять, приняв во внимание скорость доступа к лексической информации, хранящейся в долговременной памяти, и, чтобы проверить свое утверждение, они использовали задачи, предложенные Познером и Митчеллом (Posner Mitchell, 1967).
Хант, Ланнеборг и Льюис (Hunt, Lunneborg Lewis, 1975) предложили задание, предполагающее сравнение букв: субъектам показывали пары букв, типа "А-А", "А-а" или "А-В", и просили как можно быстрее указать, в чем идентичны буквы по внешнему виду или же по названию. Разница во времени реакции, затраченной на два задания, рассматривалась как скорость доступа к лексической информации, хранящейся в долговременной памяти. При помощи различных подсчетов вычиталась из абсолютной скорости реакции на визуальную информацию та, что связана собственно с буквами.

Хант и его коллеги полагали, что эта разница представляет собой оценку вербальной способности. Они отметили коэффициент корреляции около -0,3, сравнив подсчеты по задачам на обработку информации и психометрическим тестам интеллекта, и указали на связь меньшего времени реакции и более развитого интеллекта.
Альтернативный когнитивно-компонентный подход изучает время, которое затрачено на индивидуальные умственные процессы при выполнении более сложных заданий, например таких, как аналогии или завершение рядов. Стерн-берг (Sternberg, 1977, 1983) предложил метод изучения интеллекта, названный компонентным анализом. Первая его часть это разделение компонентов обработки информации и стратегий, задействованных в решении когнитивных задач, гипотетически связанных с интеллектом. Обращаясь к вербальным аналогиям Спирмена, Стернберг выяснял, действительно ли каждый участник подключает
процессы кодирования, умозаключения и применения, сколько времени занимал каждый из них, а также пытался выяснить чувствительность к ошибкам. Вторая часть метода Стернберга соотношение компонентов подсчета и оценок, полученных по психометрическим тестам, как коррелирующими, так и не коррелирующими с когнитивными процессами, определенными как цель. Например, компоненты рассуждения по аналогии коррелируют с оценками, полученными по психометрическим тестам индуктивного рассуждения, а не с подсчетами по психометрическим тестам на скорость восприятия.

Используя этот метод, Стернберг (Sternberg, 1983) показал, что одни и те же когнитивные процессы вовлечены в разнообразные интеллектуальные задания, и предположил, что эти процессы лежат в основе оценок интеллекта. Ограниченность данного подхода состоит в том, что предложенный вид разделения неприменим к более сложным задачам, потому что субъекты не решают их однолинейно.


Альтернативные когнитивные подходы служили изучению более сложных заданий. Наиболее известное из них исследование искусственного интеллекта, при котором компьютер расценивают в качестве метафоры человеческого интеллекта.
Например, Ньюэлл и Саймон (Newell Simon, 1972) использовали универсальную компьютерную программу, чтобы смоделировать решение проблемы, состоящее из серии четко определенных шагов. В то же время другие исследователи (Minsky, 1968; Winograd, 1972) разработали программы обработки семантической информации. Шэнк (Schank, 1972) предложил модель подчиненности понятий, чтобы проследить принцип их соотношения.

Эта модель послужила основой для сценарной теории (Schank Abelson, 1977), согласно которой сценарий схема, содержащая набор действий, которому мы обычно следуем в определенной ситуации.
Возможно, наиболее значительным вкладом в изучение искусственного интеллекта была разработка экспертных систем. Они включают языковой процессор, облегчающий общение между пользователем и системой; базу знаний, подразделяющуюся на знание фактов и правил; истолкование, благодаря которому эти правила применимы; планирование, посредством чего обеспечивается последовательность их применения; программа непротиворечивости, изменяющая решения, когда новые данные противоречат старым; подтверждение, нацеленное на объяснение хода рассуждений системы (Hayers-Roth, Waterman Lenat, 1983). Такие аспекты изучения обычно не связаны с моделированием когнитивных процессов человеческого мышления, а скорее направлены на создание наиболее эффективного и рационального процессора. Однако некоторые теоретики пытаются создать и такие программы, которые в состоянии моделировать человеческий интеллект. Наиболее примечательная среди них модель ACT Андерсона (Anderson, 1983, 1986).

Он использовал ее, чтобы сравнить механизм обработки информации у человека и у компьютерной программы. Все традиционные теории искусственного интеллекта опираются на предположение, что человеческий интеллект по своей сути это последовательная система обработки символов, и, следовательно, с помощью компьютера можно создать аналогичную модель. Тем не менее современные модели такого рода допускают параллельные механизмы обработки информации (McClelland Rumelhart, 1988).



Содержание раздела