Компонентная субтеория


интеллекта. Они вовсе не обращены к такому явлению, как интеллект, позволяющий добиться успеха, или способность адаптировать, формировать и выбирать окружающие условия для достижения собственных целей при учете общественного или культурного контекста. Данная теория, объясняющая соотнесенность познания с контекстом, состоит из трех частей, или субтеорий.
Компонентная субтеория нацелена на изучение связи интеллекта с внутренним миром (Sternberg, 1985a). Ею определяются компоненты, используемые людьми для процесса информации. Например, метакомпоненты используются для планирования, контроля и оценки деятельности, результативные компоненты подключаются к реальному выполнению деятельности, а компоненты приобретения знаний помогают индивидам научиться что-либо каким-либо образом делать.

Три вида компонентов взаимодействуют и обеспечивают взаимосвязь между собой. Например, если человек путешествует по иностранному государству, метакомпоненты задействованы в планировании поездки и осуществлении контроля над ней, тогда как результативные координируют повседневные текущие потребности, а компоненты приобретения знаний привлечены для того, чтобы и во время подготовки к путешествию, и в нем самом узнать о стране новое.
Эмпирическая субтеория постулирует, что вышеупомянутые компоненты применимы к задачам, благодаря которым изменяется степень нашего опыта (Stern-berg, 1985а). С одной стороны, мы сталкиваемся с абсолютно новыми задачами, с какими прежде никогда не встречались. С другой с задачами, настолько нам знакомыми, что для выполнения их требуются минимальные интеллектуальные усилия.

Согласно данной субтеории, относительно незнакомые задачи помогают оценить интеллект. Совершенно новые задания (например, интегрального исчисления для первоклассника) не годятся в этом случае, потому что индивид не располагает опытом, чтобы их выполнить. Хорошо знакомые или выполняющиеся автоматически задания (например, чтение, вождение) также важны для понимания интеллекта, поскольку они являются частью повседневного функционирования, но они мало говорят нам о том, как люди действуют перед лицом новых сложных проблем. Интеллект предполагает баланс между овладением относительной новизной и автоматическим выполнением заданий, которые могут быть выполнены с минимальными усилиями сознания.

Возьмем, например, практический навык вождения. Первоначально, когда человек учится водить, ему необходимо сосредоточиться и не отвлекаться. Он может делать только что-то одно.

Со временем, когда действия становятся автоматическими, он может одновременно вести машину, участвовать в разговоре, слушать радио, размышлять о чем угодно.
Согласно контекстуальной субтеории, компоненты обработки информации, проявляясь в опыте, обслуживают в контексте реального мира одну из трех функций (Sternberg, 1985a). Первая адаптация к окружающей среде, предполагает изменение самого себя, чтобы соответствовать жизненному пространству; вторая формирование среды, направлена на изменение среды, так чтобы она подходила человеку; и третья выбор среды, нахождение новых жизненных условий, когда неэффективны адаптация или формирование. Человек с интеллектом, ведущим к успеху, готов в случае необходимости задействовать все три эти функции. Основополагающим в данной теории является замечание, что интеллектуаль-
ные люди это те, кто осознает собственные сильные и слабые стороны и извлекает выгоду из своей силы, в то же время устраняя личные слабости или исправляя их. Люди достигают успеха, познавая, как следует пользоваться своими моделями силы и слабости, которые могут быть связаны с тремя видами способностей: аналитическими, творческими и практическими (Sternberg, 1988, 1997а).
Аналитические способности предполагают критичность мышления: анализ и оценку идеи, решение проблемы и принятие решения. Творческие способности выход за пределы существующего, чтобы генерировать новые и интересные идеи. Практическая способность это инструментальные идеи; она необходима, когда интеллект действует в контексте реального мира.

В следующей главе и далее мы сосредоточим свое внимание на практическом аспекте интеллекта: подробнее рассмотрим, что же такое практический интеллект и какую роль он играет в повседневной жизни для достижения успеха, учитывая, что в изучении именно этой проблемы традиционные подходы показали свое несовершенство.



Содержание  Назад  Вперед