Обединение конфликтующих частей


1. Начните с любого из упражнений на расслабление.
2. Сосредоточьтесь на боли и постарайтесь поточнее увидеть ее цвет, размер и форму. Например, это может быть ярко красный шар, размером с теннисный мяч или грейпфрут.
3. Мысленно удалите этот шар из своего тела и поместите его на некотором расстоянии скажем, метра на три от вас.
4. Мысленно увеличьте этот шар до размера баскетбольного мяча. Затем уменьшите его до размеров горошины. А после дайте ему стать такого размера, какого он хочет.
5. Начните изменять цвет шара. Сделайте его сперва розовым, затем бледно-зеленым.
6. Теперь возьмите зеленый шар и поместите его обратно, в первоначальное место, и обратите внимание, не удалось ли вам уменьшить боль.
Создание части, ответственной за выздоровление. Теперь пойдем дальше и зададимся интересным вопросом: а не усилить ли нам (или ускорить) воздействие нашего бессознательного, целительных сил организма на нашу болезнь, создав часть, которая будет контролировать процесс исцеления и сохранение здоровья? Сделать это вы можете с помощью техники построения новой части.
Полная запись этой процедуры выглядит следующим образом (по книге Дж. Гриндера и Р. Бэндлера "Рефрейминг").
1. Определите желаемый результат или функцию новой части. "Я хочу иметь часть, которая бы достигла результата X" (в данном случае это ваше выздоровление)
2. Воссоздайте любое прошлое переживание того как вы делали или имели Xили что-то похожее на X (т.е когда вы просто были здоровы). Теперь войдите внутрь каждого переживания и получите доступ ко всем аспектам действия/состояния X или элементов этого действия, пройдя через каждое такое воспоминание во всех репрезентативных системах (в полном VAKD).
3. Создайте детализированный набор образов того, как вы вели бы себя, если бы действительно демонстрировали такие действия и/или состояния, которые позволили бы вам достигать результата X:
а) сначала создайте сконструированный диссоциированный визуальный и аудиальный фильм;
б) когда увидите всю последовательность ваших действий и состояний в нем и она вас удовлетворит, войдите внутрь каждого из образов и пройдите всю эту последовательность снова, но уже изнутри, ощущая при этом, на что были бы похожи ваши чувства, если бы вы реализовали эти действия и состояния;
в) если вы не удовлетворены, вернитесь на шаг За и измените фильм, повторяя это до тех пор, пока созданное не удовлетворит вас как снаружи, так и изнутри.
4. Экологическая проверка. Спросите себя: "Есть ли какая-либо часть моей личности, которая бы возражала против того, чтобы у меня была часть, которая будет отвечать за то, чтобы эту фантазию превратить в реальность?" Убедитесь в том, что вы проверили все свои репрезентативные системы в поисках всех возражающих частей. Для каждой возражающей части:
а) попросите каждую часть интенсифицировать свой сигнал, если она отвечает "да", и уменьшить его интенсивность, если она отвечает "нет";
б) спросите: "Какова твоя функция?", "Что ты для меня делаешь?";
в) если, зная функцию, вы по-прежнему не понимаете, в чем состоит возражение данной части, то спросите: "В чем именно состоит твое возражение", или "О чем ты тревожишься?";
г) составьте полный список всех возражающих частей и их функций.
5. Удовлетворите все возражающие части:
а) переопределите часть, которую вы будете строить, таким образом, чтобы взять во внимание все функции и возражения возраэ/сающих частей;
б) вернитесь на шаг 3 и создайте новую или просто измененную фантазию, которая удовлетворяла бы требованиям каждой возражающей части;
в) убедитесь в том, что каждая часть удовлетворена и новый вариант поведения новой части, которую вы строите, не будет мешать каждой из возражающих частей осуществлять свою функцию.
6. Попросите свое бессознательное проанализировать фантазию и извлечь из нее существенные ингредиенты. Ваше бессознательное должно использовать эту информацию, чтобы построить часть и придать ей реальное существование. Скажите ему: "Извлеки из этой фантазии все, что тебе нужно для того, чтобы построить часть, которая могла бы это делать легко и совершенно и в каждый момент, когда делать это необходимо".


7. А теперь проверьте, действительно ли новая часть уже создана:
а) обратитесь внутрь себя и спросите;
б) присоединитесь к будущему (повторно);
в) проверьте наличие этой части па уровне поведения и убедитесь в том, что она реагирует адекватно.
Должен заметить, что шестишаговый рефреймингу меня давным-давно как бы "ходит в связке" с техникой
построения новой части. Логика моя здесь проста ина
мой взгляд бесспорна. Шестишаговый рефрейминг освобождает человека от симптома. А что же (кто же?) тогда приведет его к исцелению? Естественно, что лучше всего это сделает новая часть, которой мы и поручаем контролировать и осуществлять продвижение к исцелению. Обычно я немного видоизменяю процедуру построения новой части делая ее более театрализованной и, как показывает практика, эффективной.

Например, прошу клиента вспомнить любимого или просто известного кинорежиссера, встать с "клиентского" кресла, мысленно как бы оставив себя самого там и пересев, перевоплотиться в этого самого кинорежиссера (абсолютное большинство моих пациентов перевоплощается в Эльдара Рязанова). А после, обращаясь к клиенту уже исключительно как к кинорежиссеру, прошу его придумать и мысленно "снять" (т.е. в общем-то просто вообразить) семь видеоклипов, в которых главным действующим лицом будет "вон тот человек" (я показываю рукой на пустующее клиентское кресло, а иногда даже "знакомлю" кинорежиссера с его будущим актеромим самим, но в другой позиции). Содержание клипов процесс исцеления, причем действие в них должно развиваться последовательно и постепенно: от ситуации легкого улучшения в первом клипе до кульминационного полного излечения в клипе седьмом (его я разрешаю "снять" как бы в недалеком будущем кстати, все клипы диссоциированы, т.е. клиент видит в них как бы себя).
Когда клипы готовы, я проверяю их не столько с точки зрения реализации "принципа реальности", сколько с позиции принятия их клиентом-режиссером (о том, что при этом я активно использую субмодальности, наверное, можно и не говорить). И поблагодарив кинорежиссера и отправив его восвояси (разумеется, последнее происходит в воображении), перевожу клиента на его кресло и обясняю новую задачу: "сыграть" во всех видеоклипах самого себя. То есть глядя на ситуации клипов уже из
своих глаз (ассоциирование) даже не просто просмотреть то, что там происходит, но еще и проделать все это конечно, в сокращенной или урезанной форме (так я подключаю кинестетику). А еще услышать или при необходимости даже воспроизвести "звуковое сопровождение" этих коротких фильмов о самом себе. Когда клиент завершает "проигрывание" клипов, я благодарю его, а затем восстанавливаю сигналинг (восстанавливаю потому, что уже установил его в ходе шестишагового рефрейминга). И, заручившись поддержкой бессознательного (ему обязательно должно понравиться содержание видеоклипов т.е. оно должно их принять), прошу его выделить из всего увиденного, услышанного и прочувствованного главное: некую квинтэссенцию нового качества душевного и/или физического здоровья, обретение которого и составляет суть видеоклипов то, что как бы красной нитью проходит через них. И после получения "подтверждения о выделении" просто прошу бессознательное клиента создать часть, которая отныне и далее будет отвечать за то, чтобы это самое обретение здоровья стало реальностью...

Упражнение 101.
- Определите местонахождение, размер, форму, консистенцию и цвет части, "ответственной" за вашу болезнь.
Упражнение 102.
Проведите "переговоры" с частью, отвечающей за вашу болезнь,
по схеме шестишагового рефрейминга,
по технике Ф.Фанча.
Упражнение 103.
Создайте часть, которая будет отвечать за процесс вашего выздоровления.
5.2. Обединение конфликтующих частей
Необходимость обединения частей. А что делать
в том случае, если вызванная вами часть никак не соглашается перестраиваться? Проще всего видоизменить эту часть, как бы обединив ее с ее же противоположностью. С использованием другой техники НЛП: обединения частей или, иначе, противоположностей.

Вообще-то она применяется в случаях, когда мы имеем дело с явной расколотостью человека на полярности как бы две противоречащие друг другу части ("трезвая" и "пьющая", "активная" и "пассивная", "отдыхающая" и "работающая", "смелая" и "трусливая" список продолжите сами). Обяснение этой темы лежит за пределами этой книги, поскольку нас здесь интересует только то, что с помощью техники обединения противоположностей отторгнутую часть болезни можно и вернуть, и интегрировать, и переформировать.



Содержание раздела