Отделение контекста от поведения


По М. Аткинсон, результатом такого процесса является то, что люди часто создают "большую, более полную картину". И буквально начинают видеть отношения главного обекта своего внимания с другой точки зрения. Между элементами человеческого опыта возникает как бы больше баланса и все его составляющие выстраиваются в перспективу.
 
Я почти всегда начинаю с этой или аналогичной техники в0 всех случаях, когда мне кажется, что клиент как-то неполно или искаженно воспринимает свою проблему (а если это действительно проблема, он обязательно воспринимает ее неполно и искаженно). Прошу пациента вспомнить и увидеть свою проблемуне важно как. Определить, что именно он увидел отдельную картину, несколько картин ("фотороман") или фильм.

И показать мне размеры этих самых изображений отдельной картины, серии картин или же "экрана", на котором он видит этот "фильм" своей проблемы.
А дальше, прежде всего в тех случаях, когда размеры эти небольшие и достаточно четко очерчены, приступаю к вышеописанной технике. Предлагаю клиенту вытянуть руки и, глядя прямо перед собой, начать их разводить до тех пор, пока он еще может их видеть. И сохраняя такой вот странный характер своего взгляда, когда экран восприятия в результате осуществления действа стал не просто широким, но панорамным, снова вспомнить "картинки" или "фильм" проблемы и заново их рассмотреть или просмотреть входя в это "изображение" и выходя из него.
После этого остается только поинтересоваться тем, что произошло. Кое у кого картинка или фильм просто исчезают, а на место проблемы приходит решение. У других происходит видоизменение образа проблемной ситуации, и они начинают видеть то, что раньше было "скрыто за кадром".

И все без исключения обретают возможность исследовать свою проблему более широко, трезво и беспристрастно...
Система быстрого разрушения навязчивости. Если ВЬ1 осуществили все вышеописанное (включая обязательную работу по расширению восприятия) извлекли урок из давнишней ситуации, но тем не менее так от нее (этой самой ситуации, а точнее, от связанных с нею неприят-Иьгх воспоминаний и некой "принудительности" этих
воспоминаний) и не избавились, пришла пора заняться более систематическим уничтожением всего этого неприятного и принудительного (преимущественно в визуальной модальности).
Лучше всего это сделать, используя то, что можно назвать системой техник быстрого разрушения, рекомендованных блестящими и очень "плодовитыми" энэлпера-
ми К. и С. Андреас в книге "Измените свое мышление
и воспользуйтесь результатами". Однако сначала на всякий случай проведите тщательную экологическую проверку. Как справедливо указывают эти авторы, разрушение создает амнезию, а ваши мысленные картины (фильм) могут быть каким-либо образом полезны для вас (например, содержать информацию о том, чего не стоит делать в будущем). Если это так, то будет лучше если вы сначала выделите полезную информацию и поместите ее в какую-нибудь новую картину (вернитесь-ка к технике расширения восприятия!).

Или просто воспользуйтесь каким-либо иным, не создающим амнезии, вмешательством.
А теперь о том, что можно сделать в этой самой системе техник быстрого разрушения проблемных состояний и навязчивости (в вышеупомянутой книге они называются просто "Разрушение").
Во-первых, примените растрескивание. Это то, что происходит с закаленным стеклом (например, с лобовым стеклом машины), когда оно разбивается. Так что представьте, что тревожащий вас зрительный образ как бы нарисован на лобовом стекле, "врежьте" по нему (стукните как следует молотком или кирпичем) и с удовольствием посмотрите, как оно разбивается и распадается.

Если надо, повторите это несколько раз, дабы "растрескать" неприятное воспоминание полностью и навсегда.
Во-вторых, просмотрите свои картинки "шиворот-навыворот". Как и Андреас, я не знаю, что при этом про исходит. Но всякий раз когда я предлагал сделать это своим пациентам, они обязательно получали что-то полезное.
Обычно фильм или картинка как бы выворачивались, и все находящееся в центре, внезапно перемещалось (автоматически, а не осознанно!) наружу, а все, что было по краям, "сплющивалось" в центре. Бывало и так, что внезапно, само собой, "картинки" переворачивались кверху ногами, а фильм начинал идти "задом-наперед". Однако чтобы не происходило, терапевтический эффект был налицо: навязчивость уменьшалась или просто исчезала.


В-третьих, поместите "картинку" на воображаемый экран и представьте, что проекционная лампа прожигает дырку в этом и всех прочих кадрах. Если хотите, то можете просто сжечь экран вместе с образом.
В-четвертых, для разрушения картины можно также просто
поворачивать ее как в калейдоскопе;
смывать как акварель или рисунок на тротуаре под дождем;
увидеть образ в зеркале, которое разбивается, или в водоеме, поверхность которого приходит в волнение.
Словом, делайте все, что вам придет в голову, дабы образ исчез или видоизменился.
Отделение контекста от поведения. Все вышеописанное более всего годится для тех случаев, когда проблемное переживание закодировано вашим мозгом в виде отдельной статичной картины или серии этих картин. В случае же, если оно вспоминается исключительно в виде Некоего "фильма ужасов", будет лучше, если вы воспользуетесь одной из двух нижеописанных техник.
Первая из них это техника "отделения себя от контекста", созданная все теми же К. и С. Андреасами и описанная ими в той же книге. Под контекстом здесь понимается сама по себе ситуация, окружающие вас усло-вия и обстоятельства или, если хотите, "декорации" вашего "фильма ужасов".
1. Подумайте о неприятном воспоминании и пр0-крутите его как короткий фильм. Оцепите, как вы pea-гируете на это воспоминание.
2. Увидьте на картине себя, т.е. перейдите в диссоциированное состояние. И четко разделите себя и контекст. Используйте для этого любые сублюдальныеразличия, которыми вы можете легко воспользоваться
размер, цвет, дистанция, прозрачность и т.п. Например, если картина черно-белая, увидьте себя в цвете. Если картина далеко, увидьте себя близко.
3. Прокрутите фильм вперед с диссоциированным собой, движущимся на удвоенной скорости и контекстом, движущимся на половинной скорости (не наоборот!). Вы увидите, что "приходите" к концу фильма раньше, чем появляется контекст, так что вам придется ждать, пока этот самый контекст не "приплетется" за вами.
4. Прокрутите фильм обратно с самим собой, движущимся на половинной скорости, и контекстом на удвоенной скорости (не наоборот!). На этот раз контекст придет к концу фильма раньше, чем вы.
5. Теперь прокрутите фильм обычным способом, чтобы проверить, есть ли изменения в ваших ощущениях.
6. Если изменений нет, проделайте это еще раз также в диссоциированном состоянии и сделав себя больше, чем контекст.
Как отмечают Андреасы, люди, проделав это, обычно сообщают об ощущении типа "мозги перевернулись вверх дном". Именно поэтому они считают эту технику очень полезной для разрушения заякоренных связей типа "причина-следствие" (между контекстом и вами). Когда вы двигаетесь на удвоенной скорости, стимулы появляются после ваших реакций на них, а следствия происходят до причины, что просто лишает их смысла. Так что вы можете использовать эту технику, чтобы "стереть с доски" старые неприятные при-
чинно-следственные связи, дабы вмонтировать какие-либо другие, более приятные.
Именно эту процедуру я обязательно включаю в курс лечения бизнесменов-алкоголиков (и просто алкоголиков). Предлагаю им вспомнить все ситуации (контексты), в которых им приходится пить по сути хронотопы или, иначе, пространственно-временные якоря реализации алкогольного поведения. Описать их очень коротко и на всякий случай даже как-то записать, дабы ничего не забыть.

А после для каждой из них делаю отделение поведения от контекста, разрывая ассоциативную связь выпивания с ситуациями презентаций, посещения саун, визитов к девочкам и т.д.
Кстати, если вы попадаете в плохое состояние с помощью своих дурных мыслей, вы можете использовать также, созданную Андреасами (и описанную в книге "Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами"), процедуру технику разрушения причинно-следственных связей между вашими мыслями и состояниями (не очень умными мыслями и соответствующими им негативными состояниями).
Используйте любые субмодальности, чтобы создать различие между вашим мышлением и вашим внутренним состоянием. Затем прокрутите фильм вперед со своими внутренними состояниями на удвоенной скорости и своими связанными с ними глупыми мыслями на половинной. Потом прокрутите фильм обратно с состояниями на половинной скорости, а мыслями на удвоенной.

Сделайте это как в ассоциированном, так и в диссоциированном состоянии, дабы выяснить, что для вас наиболее эффективно...



Содержание раздела