Пример работы по обединению противоположностей


Пример работы по обединению противоположностей. Виктор пришел ко мне по совету своего лечащего врача. Дело в том, что курс лечения, который он проходил, давал какой-то странный эффект: ремиссии (ослабление симптома) четко периодически перемежались с рецидивами.

Я обяснил клиенту, что это вполне может быть связано с существованием двух относительно или полностью независимых его частей, одна из которых стремилась к выздоровлению, в то время как вторая по каким-то причинам хотела сохранить болезнь. Вначале Виктор как-то не очень проникся этим предположением (не столько не принял, сколько не понял его). И тогда, узнав о том, что мой клиент производственник (всю свою жизнь работал на производстве), я предложил ему вспомнить, не бывало ли в практике его работы ситуаций, в которых два подразделения одного предприятия по каким-то причинам вступали в
"контры" друг с другом, отчего страдали не только они, но и все предприятие (как вы поняли, это было всего-навсего вариантом метафоры "завод", которую вы прочитали в начале этой главы). Виктор живо вспомнил несколько подобных случаев и, рассказывая мне о второй ситуации противоречия кажется, отдела маркетинга и службы главного технолога, внезапно прервал свою речь и сказал: "Все, я понял. У меня внутри так же. А что делать?"
Я предложил Виктору, так как он уже согласился с тем, что у него есть две части, расположить эти части справа и слева и как бы поместить каждую из этих частей в соответствующую руку. Виктор выбрал вариант, при котором часть, желающая сохранить болезнь, расположилась в левой руке, а часть, стремящаяся к здоровью в правой.
Далее я попросил клиента от имени каждой из частей рассказать, что делает каждая из них и чего она при этом хочет. К вящему изумлению Виктора оказалось, что часть, желающая сохранить болезнь, хочет не столько самой болезни, сколько "сохранения статус-кво", отсутствия серьезных изменений в жизни, которые, по ее мнению, немедленно наступят, если Виктор, не дай бог, выздоровеет. Что же касается части, стремящейся к здоровью, то ее желание было противоположно измениться и "наконец-то вылезти из того болота, которое он (Виктор С.К.) называет жизнью".
После этого я предложил частям посмотреть друг на друга и высказать то, что они друг о друге думают. Часть, желающая сохранить болезнь, устами Виктора обозвала часть, стремящуюся к здоровью, выскочкой, которая ищет на свою голову приключения, и рохлей, которая, к счастью, сама по себе ничего не может добиться. Часть, стремящаяся к здоровью, не осталась в долгу и заявила, что "также вот упрямые консерваторы, как эта "больная" часть, всегда мешали прогрессу".
Я остановил разрастающуюся перепалку между частями и попросил каждую из них подумать о своей
мета(сверх)цели, то есть о том, чего, в конечном счете каждая из них добивается, чего она хочет. Оказалось что часть, желающая сохранить болезнь, своим стремлением к сохранению статус-кво добивается для Виктора безопасности, тогда как часть, стремящаяся к здоровью, прогресса и развития. Услышав это, я спросил, не стоит ли им хоть в какой-то степени начать уважать друг друга, ибо метацели каждой из них выглядят очень экологично?

Части нехотя согласились с тем, что "цели оппонента" заслуживают некоторого уважения, хотя принять их они все-таки не могут. И тогда я задал части, желающей сохранить болезнь, "коварный" вопрос: "А для чего нужна безопасность?"
"Чтобы Виктор нормально жил", почти тотчас ответила она.
"А для чего нужны прогресс и развитие?" спросил я часть, стремящуюся к здоровью.
"Чтобы нормально жить", чуть помедлив, ответствовала она.
Я позволил себе потянуть паузу, в то время как слегка, похоже, ошарашенные собственными ответами части Виктора нервно шевелили руками, в которых были представлены. А когда заметил, что руки эти синхронно дернулись друг к другу, задал следующий вопрос: "Согласны ли части, что и прогресс, и развитие не нужны без безопасности, а безопасность невозможна без прогресса и развития?" Части вынужденно согласились с этим. А дабы их согласие стало более существенным, я предложил каждой части описать, в чем они видят и признают важную функцию другой части, что они все теми же устами Виктора и сделали.


Добившись такого вот взаимопризнания частей, я попросил каждую из них посмотреть на другую часть и перечислить те ресурсы (качества, умения, навыки и способности) другой части, которые были бы полезны
для достижения ее перечисляющей части целей. Часть, желающая сохранить болезнь, безусловно отметила наличие у своей визави стремления к совершенству, а так же мягкость и доброжелательность, в то время как часть, стремящаяся к здоровью, обнаружила у своей противоположности явное упорство и настойчивость (интересно, почему это почти всегда "хорошая" разумеется, только в кавычках часть обычно бывает слабой и пассивной, в то время как "плохая" сильной и активной?).
И тогда я спросил, не согласятся ли части обединить свои ресурсы для более полного достижения своих позитивных целей и общей метацели. Если да, то пусть тогда руки, представляющие каждую из частей, в знак этого постепенного обединения начнут в своем темпе и ритме, не важно, быстро или медленно, но сближаться, приближаясь друг к другу и к обединению; и мы будем знать, что обединение завершилось, когда руки, сблизившись, соприкоснутся, сплетутся пальцами и пожмут друг друга.
Я специально применил более сложный вариант финального действа по обединению противоположностей, который использую в тех случаях, когда погрузил клиента в транс обычно бывает достаточно просто предложить пациенту свести ладони вместе и одновременно создать некий новый образ интегрированных в единое целое частей (для этого я в начале процедуры часто прошу представить или описать каждую часть в виде какого-то образа человека или животного). В данном случае небольшой риск оказался полностью оправдан эффектной, а главное, весьма эффективной с точки зрения исцеления клиента и преодоления его раскола на противоположности концовкой: когда Виктор с выражением крайнего изумления на лице наблюдал, как его руки сами по себе мелкими рывками двигались навстречу друг другу, пока, наконец, не соприкоснулись и не сплелись в едином рукопожатии. Позднее клиент
признал, что в этот момент он ощутил электрический ток в теле и ему даже почудилось, как нечто черное и белое, слившись, стало ярким и цветным...
Стоит ли упоминать, что после слияния противоположностей в излечении Виктора наблюдался уже только прогресс умеренный, но уверенный...
Надеюсь, что теперь вы уже поняли, что сам факт существования болезни с ее вторичными выгодами, потребностями и смыслами неизбежно может породить не только часть, которая, поддерживает всю эту "выгодность", но и ту часть, которая просто никак не хочет выздоравливать. А так как вы еще и отвергаете ее, регулярно поругивая, и, наоборот, нахваливая то в себе, что хочет выздороветь (другую, полярную, часть), без обединения этих противоположностей вам ну никак не обойтись.
Техника слияния частей. Р.Дилтс справедливо заметил, что основная техника возвращения целостности своего "Я" обычно выполняется несколько поверхностно. Во многом вследствие поверхностности ее описания. Поэтому я привожу здесь полный его (Р.

Дилтса) вариант описания техники обединения частей, который годится как для обединения частей, так и для интеграции конфликтных убеждений (помните этот важный момент в работе с убеждениями?). Данная техника Р. Дилтса описана здесь по материалам его трехтомника "Стратегии гениев" в самом общем виде: для "побуждающей" и "тормозящей" частей (я сознательно заменил термин "возбуждающая" на "побуждающая" часть исходя не из теории возбуждения и торможения, но из семантики и смысла).
/. Определите конфликтующие убеждения или проблемы и физически обозначьте противоречащие друг другу части.
1.1. Войдите в контакт с "побуждающей" частью самого себя и обратите внимание на чувства, связанные с ней. Это молено сделать, задав себе вопрос: "Чего
такого я хочу, чего не делаю, чувствуя, что что-то мне мешает делать это?" Отметьте, где на вашем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза и какие жесты ассоциируются с "побуждающей" частью? (Обратите особое внимание на асимметрию в движениях и жестах.)
1.2. Усильте ощущение "побуждающей" части самого себя еще больше, а затем:
а) позвольте этому чувству передвинуться из места его локализации в вашем теле на открытую ладонь любой вашей руки и дайте ему стать образом, который вы сможете увидеть. Если у вас возникнут трудности с его визуализацией, представьте, как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть. Либо
б) встаньте в то место, которое обозначает вашу "побуждающую" часть (это может быть точка на вашей линии времени).



Содержание раздела