Внутренний наблюдатель


Ему не нужно было отрицать или бороться с критикой: он направлял ее туда, где она в данный момент могла принести наибольшую пользу. (Обращаясь к Барбаре): Может быть, вы отдаете слишком много себя этому человеку?
Б.: Да.
Р.Д.: И ваша непреклонность в отношении ваших ценностей не сделала его менее безразличным по отношению к вам?
Б.: Нет, потому что меня засосала его система. И сейчас я зашла в тупик.

Я не могу из этого выйти.
Третий этап: отношение между двумя “я”
Сейчас я вам предлагаю перейти в четвертую позицию, вот сюда. Когда вы смотрите на то, как ваше внутреннее “я” мета позиции старается изменить ваше внешнее “я” первой позиции и ваш способ общения с этим человеком, каким вам представляется это взаимоотношение? (Р.Д. поочередно указывает на 1 и 3.)
Б.: Между мной и мной?
Р.Д. Да, нам следует изучить вопрос: “Как я отношусь к себе в отношении другого человека?
Б.: Внутреннее “я” думает, будто все, что делает внешнее “я”, в любом случае не окажет никакого воздействия на этого человека.
Р.Д.: В некотором смысле вы относитесь к себе так же, как он. Ваше внутреннее “я”, по-видимому, также безразлично к тому, что вы зашли в тупик в этом взаимоотношении. Я называю этот процесс мета зеркалом, потому что подчас то, как человек к вам относится, является лишь отражением того, как вы сами относитесь к себе.

Проблема не только в другом человеке и даже не в том, как я реагирую на другого человека, проблема еще и здесь, между двумя моими “я”.

И это является важной частью того, как действует вся система.
Как ваше внешнее “я” реагирует на это внутреннее безразличие?
Б.: Оно очень жестко. Оно боится того, что может утратить себя.
Р.Д.: Совсем не удивительно, что ваше внешнее “я” жестко. Оно находится между молотом и наковальней.
Мне кажется, было бы интересно поменять местами эти позиции (ваше внутреннее и внешнее “я”).
Например, что если бы вы поменяли местами свое внешнее “я” первой позиции и внутреннее “я” мета позиции, став при этом безразличной к другому человеку и непоколебимой сама с собой в отношении своих ценностей! Возможно, чем более я непоколебим в отношении своих ценностей с самим собой, тем более творческим может быть мое поведение по отношению к нему.
Безразличный
ВНЕШНЕЕ “Я”
1-я позиция
ДРУГОЙ
2-я позиция
4-я позиция
Непоколебимый
Жесткий
Безразличный
ВНУТРЕННИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ
Мета позиция
28. Схема всей системы взаимоотношений
Самое замечательное в подобного рода систематической работе то, что у вас не возникает необходимости изменять элементы системы для поиска решения. Вам только нужно изменить взаимоотношение между данными элементами.

Что, если бы вы это сделали?

Просто-напросто возьмите и физически поменяйте их местами.
Б.: Тогда все кажется просто (смеется).
Р.Д.: Что происходит? Остались ли взаимоотношения теми же самыми?
Б.: Думаю, что уже нет никаких.
Р.Д.: А если уже нет никаких взаимоотношений, то ведь вы можете завязать новые, пусть даже с другим человеком?
Б.: Да.
Р.Д.: А теперь давайте-ка поглядим на эти два: часть, что сейчас находится в мета позиции, как раз и является непреклонной.
???
ВНУТРЕННИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ
Мета позиция
ДРУГОЙ
2-я позиция
4-я позиция
Безразличный
Непоколебимый
ВНУТРЕННЕЕ "Я"
1-я позиция
29. Перенос позиций восприятия в не оказывающем поддержки взаимоотношении
Хотите ли вы сейчас поддерживать взаимоотношения с этим человеком?
Б.: Нет, совсем не хочу.
Р.Д.: Какой тип взаимоотношений вы хотели бы себе обеспечить, если вам в будущем когда-нибудь опять доведется говорить с этим человеком?
Б.: Трудность сейчас в том, что я больше не хочу поддерживать какое-либо общение.
Р.Д.: Что могло бы вас побудить к общению?
Б.: Большая искренность человека, чуть больше подлинности.
Р.Д.: Хорошо. А теперь на время перейдите в позицию этого человека, то есть во вторую.

Если вы воспринимаете мир так же, как он, что может сделать вас более искренним, более подлинным?
(Барбара перемещается в позицию другого человека. Какое-то время она пребывает в глубокой задумчивости.)

Б.: Уверенность в себе.
Р.Д.: А теперь полностью покиньте эту систему и перейдите в четвертую позицию. Я хочу, чтобы вы отметили здесь кое-что весьма важное.
Если вы будете поступать таким образом, что он сможет почувствовать себя уверенно, тогда-то он и станет более подлинным. Но здесь возникает существенный вопрос: как вам вести себя, чтобы он мог почувствовать себя более уверенно, а вам при этом не пришлось отступиться от своих собственных ценностей?
Б.: Разумеется, не оставаться непреклонной.
Р.Д.: Каким образом это могло бы осуществиться?
Б.: Следует быть открытой или прислушиваться, по крайней мере.
Р.Д.: Но при этом не следует забывать, что вам необходимо сохранить свою непреклонность по отношению к своим ценностям, находясь в мета позиции, потому что следует заметить: “быть открытой и прислушиваться” важно с точки зрения того, кто я есть, и что для меня важно. “Быть открытым и прислушиваться” вовсе не значит находиться в плену у этого, особенно если я непреклонен в третьей позиции.
Таким образом, я могу быть более открытым и прислушиваться к этому человеку, поскольку не нахожу поддержку в самом себе.
Уверенный в себе
Оказывающий поддержку
ВНЕШНЕЕ Я
1-я позиция
ДРУГОЙ
2-я позиция
4-я позиция
Открытый
Прислушивающийся
Поддержка
Уверенность в себе
ВНУТРЕННИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ
Мета позиция
30. Схема новой системы функциональной поддержки
Четвертый этап: вступление в новое взаимоотношение
Р.Д.: Из четвертой позиции визуализируйте свое “я” в первой позиции в этом новом взаимоотношении - открытое и прислушивающееся к другому человеку, получающее поддержку от вашего “я” в мета позиции, которому известно, кто вы есть и которое непреклонно по отношению к вашим ценностям и идентичности. Встаньте в первую позицию и взгляните на данного другого человека.
(Барбара встает в первую позицию и смеется.)
Р.Д.: (Обращаясь к аудитории): Посмотрите на эту физиологию. Это очень интересное сочетание всех остальных “я”.
(Обращаясь к Барбаре): Что происходит с этим человеком?
Б.: Ему гораздо удобней.
Р.Д.: Как вы себя чувствуете?
Б.: Гораздо лучше. Все полностью изменилось.
Р.Д.: Спасибо.
Очень часто тот участок, на котором вы испытываете затруднения при общении с другим человеком, является зеркальным отражением того, как вы относитесь к себе.
И действительно, ни сама проблема, ни ее решение не заключаются в другом человеке.
Если я способен сделать шаг назад и увидеть, в какой степени достоверно отражение моих отношений с самим собой, то могу перестроить всю систему так, что стану сам себе поддержкой. Это может преобразовать все.

Методика мета зеркала создает контекст, в котором мы можем постоянно смещать позиции восприятия внутри и вне проблематичного взаимоотношения до тех пор, пока не найдем наиболее подходящую и гармоничную организацию элементов молекулы взаимоотношений.
Краткое изложение методики мета зеркала
1. Определите для себя человека, общение с которым представляет для вас определенную трудность. Визуализируйте этого человека из первой (ассоциированной) позиции и укажите ту черту, которая делает общение столь трудным.

Например, “жесткий”, “бесчувственный”, “неконгруэнтный”, “противоречащий” и т.д.
2. Отступите в мета позицию (диссоциированную с взаимоотношением) и визуализируйте себя в этом взаимодействии. Назовите свое собственное поведение по отношению к другому человеку.

Например, “рассудочное”, “раздраженное”, “доброжелательное”, “испуганное” и т.д.
3. Отметьте, как образ ваших действий в данный момент усиливает или служит катализатором поведения другого человека в данной системе. (Если вы там отсутствуете, то каким образом будет поступать этот человек? Сохраняются ли у него те же самые реакции?)
4. Подумайте, как иначе вы могли бы реагировать на этого человека. Возможно, вы уже пытались изменить свои собственные реакции.

Что заставляет вас поступать в данном взаимоотношении подобно тому, как вы поступали и раньше?
5. Отступите сейчас в сторону (в “мета четвертую” позицию) и посмотрите, как вы относитесь к себе в этом взаимодействии. Например, “настырный”, “злобный”, “рассудительный”, “созидательный” и т.д.

Определите, на каком логическом уровне (поведения, способности, убеждения, идентичности) возникают различные реакции.
Каким образом ваша реакция на себя самого является зеркалом того, что делает другой человек?
6. Из “мета четвертой” позиции поменяйте местами две позиции, ассоциированные с вами самим, то есть поместите свои реакции третьей позиции (то, как вы относились к самому себе) в первую позицию, получив таким образом тот же уровень реагирования и в отношении другого человека.



Содержание  Назад  Вперед