Элементы модели ROLE


Например, когда вы видите нечто, где оно находится: во внешнем мире, в вашей памяти или в воображении? 3. Связи (L) определяют то, как конкретный шаг или сенсорная репрезентация связаны с другими репрезентациями. Например, наблюдается ли во внешнем окружении что-либо, что связано с внутренними ощущениями, визуальными воспоминаниями или словами?

Связано ли какое-нибудь конкретное чувство со сконструированными образами, аудиальными воспоминаниями или другими чувствами?
Существует два основных способа, какими репрезентации можно связывать между собой, а именно - последовательный и параллельный. Последовательные связи выступают в роли якорей или “триггеров” (спусковых механизмов) таким образом, что одна репрезентация следует за другой в непрерывной линейной последовательности событий.
Параллельные связи присутствуют в так называемых синестезиях. Синестезийные связи проявляются там, где происходит взаимное наложение сенсорных репрезентаций через то, что Аристотель назвал “общими свойствами”.

Некоторые качества реальных ощущений могут образовывать связи с некоторыми воображаемыми качествами, как, например, визуальное представление формы звука или “слышание” цвета.
Разумеется, оба данных вида связи являются неотъемлемым компонентом процессов мышления, обучения, творчества и организации нашего опыта в целом.
Эффект (E) сводится к результату или цели каждого отдельно взятого этапа мыслительного процесса. Например, функция отдельного этапа может заключаться генерировнии или введении сенсорной репрезентации; проверке или оценке конкретной сенсорной репрезентации; изменени какую-либо части опыта или поведения для достижения цели.
Физиологические ключи: от модели R.O.L.E.
к модели B.A.G.E.L.
Элементы модели R.O.L.E. сосредоточены главным образом на познавательных процессах. Однако, чтобы работать, закрепляться и внешне выражаться, данные ментальные программы нуждаются в поддержке определённых физиологических процессов.

Данные физические реакции играют важную роль при разработке и обучении определённым умственным процессам, как при стороннем наблюдении и выявлении таковых. Основные поведенческие элементы, используемые при моделировании R.O.L.E., таковы:
Поза (Body Posture)
Ключи доступа (Accessing cues)
Жесты (Gestures)
Движение глаз (Eye movements)
Языковые паттерны (Language Patterns)
1. Поза (В)
Люди часто принимают характерные привычные позы, будучи погружены в глубокие размышления. Эти позы могут многое сказать используемых человеком репрезентативных системах. Ниже приведено несколько типичных примеров:
а. Визуальная: Туловище откинуто назад, голова приподнята, плечи прямые или слегка опущены, дыхание неглубокое.
б. Аудиальная: Туловище наклонено вперёд, голова откинута назад, плечи также отведены назад, руки скрещены на груди.
в. Кинестетическая: Голова и плечи опущены, дыхание глубокое.
2. Ключи доступа (А)
Когда человек думает, то он, как правило, демонстрирует определённые типы внешних проявлений: частоту дыхания, невербальные “вздохи и охи”, выражение лица, щёлканье пальцами, почёсывание в затылке и так далее.
Некоторые из этих проявлений или ключей носят индивидуальный характер и требуют “калибровки” для каждого конкретного человека. Тем не менее, многие из них ассоциируются с конкретными сенсорными процессами.
а. Визуальным: Мелкое учащённое дыхание, скошенный взгляд, повышенный тон и ускоренный темп речи.
б. Аудиальным: Дыхание за счёт диафрагмы, брови сдвинуты, меняющиеся тон и темп речи.
в. Кинестетическим: Глубокое дыхание “животом”, голос глубокий с придыханием, замедленный темп речи.
3. Жесты (G)
Зачастую человек прикосновениями или иными характерными жестами обнаруживает те органы чувств, с участием которых развивает свой мыслительный процесс. К наиболее типичным примерам относятся:
а. Визуальные: Прикосновения к уголкам глаз и жестикуляция выше уровня глаз.
б. Аудиальвые: Жестикуляция около ушных раковин, прикосновения к губам или подбородку.
в. Кинестетические: Прикосновения к груди и животу. Жестикуляция ниже уровня шеи.

4. Движение глаз (Е)
Мыслительные процессы часто сопровождаются автоматическими бессознательными движениями глаз, что указывает на участие в процессе одной из репрезентационных систем. В НЛП данные признаки нашли своё выражение в следующей схеме:
Визуальное Визуальное
конструирование (Vc) воспоминание (Vr)
Аудиальное Аудиальное
конструирование (Ac) воспоминание (Ar)
Кинестетический (K) Аудиально-
дигитальный (Ad)
Принятая в НЛП схема движения глаз
4. Языковые паттерны (L)
Ведущий метод нейро-лингвистического программирования заключается в поиске конкретных лингвистических форм, таких как “предикаты”, указывающих на конкретную нейрологическую репрезентативную систему или субмодальность, и на то, как данная система или качество используется в мыслительном процессе в целом. К предикатам относятся такие части речи, как глаголы, наречия и прилагательные, которые обозначают действия и качества в противоположность предметам.

Такого типа язык, как правило, выбирается на бессознательном уровне и поэтому отражает в себе порождающую их нижележащую бессознательную структуру. Ниже приводится список наиболее общих предикатов сенсорных систем:
ВИЗУАЛЬНОЙ АУДИАЛЬНОЙ КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ
видеть слышать хватать
глядеть слушать прикасаться
наблюдать звучать чувствующий
ясный резонирующий твёрдый
яркий громкий тяжёлый
рисовать выражать обращаться
смутный шумный грубый
высвечивать звонит соединять
показывать говорит двигаться
Внутренние состояния
НЛП сосредоточивает свои усилия на выявлении, использовании и изменении в умственных процессах и физиологии людей отдельных стереотипов, влияющих на их поступки, и на поиск путей улучшения эффективности и качества их жизни и деятельности. Основное положение НЛП состоит в том, что человеческий мозг функционирует аналогично компьютеру: путём выполнения “программ” или мыслительных стратегий, состоящих из строгой последовательности указаний или внутренних репрезентаций.

Отдельные программы или стратегии лучше других подходят для выполнения некоторых задач, и именно тем, какую стратегию индивид применяет, и определяется в огромной степени, будет ли его жизнь и деятельность чем-то выдающимся или вполне заурядным.
Эффективность и способность выполнить конкретную мыслительную программу в значительной степени определяются физиологическим состоянием индивида. Совершенно очевидно, что если в компьютере имеются неполадки, он не сможет выполнить программу. То же справедливо для человеческого мозга.

Насколько человек бодр, сосредоточен, каков его уровень стресса, - всё это будет определять эффективность выполнения его ментальных программ. Частота сердцебиения и дыхания, поза, кровяное давление, мышечное напряжение, реакция и гальваническая реакция кожи (galvanic skin responce) - вот примеры физических параметров, вызывающих и сопровождающих изменения в общем физиологическом состоянии.

В НЛП эти параметры находят применение для определения и моделирования наиболее совершенных физиологических состояний индивидов, которые благодаря тренингу могут затем произвольно вызываться и использоваться в случае необходимости.
Таким образом, внутреннее состояние человека оказывает большое влияние на его способность успешно действовать в любой обстановке.
Якорение
Якорение - это процесс, на первый взгляд напоминающий метод выработки “условных рефлексов” Павлова, в котором ассоциация между звонком и началом слюноотделения у собак является чисто рефлекторной, и не зависит от того, получают они вслед за звонком пищу или нет. Однако, в бихевиористской формулировке с условиями стимула и реакции, стимул всегда является внешним сигналом, а реакция - всегда особый поведенческий акт.

Их ассоциация рассматривается в качестве рефлексивной, и не является предметом выбора.
В НЛП термин “якорение” относится к процессу выработки связей между элементами модели R.O.L.E. и приобрёл более широкое значение, распостранившись и на другие помимо окружающего мира и поведения логические уровни. Например, какая-то хранящаяся в памяти картина может стать “якорем” для конкретного внутреннего ощущения. Прикосновение к ноге может стать якорем для зрительной фантазии или даже убеждения.

Тон голоса может стать якорем для состояния возбуждения или уверенности. Человек может сознательно выработать и приводить в действие эти ассоциации.

Якорь является средством самосовершенствования, а непросто каким-то бессознательным рефлексом. Очевидно, что якорение может стать очень полезным средством для выработки и усиления творческих умственных процессов.
Чаще всего якоря вырабатываются простым ассоциированием одновременно двух различных опытов. В моделях поведенческого обусловливания (behavioral conditioning models) ассоциации закрепляются более прочно, благодаря повторению.

Повторение может также применяться и для закрепления якорей.

Например, вы можете попросить кого-либо живо представить себе то время, когда он проявил необычные творческие способности и похлопать его по плечу, когда он думает об этом случае.



Содержание  Назад  Вперед