Логические уровни компании


Если я принимаю нечто как часть моей идентичности, то это нечто начинает оказывать на меня глубочайшее влияние.
Логические уровни компании
Уровни, работающие у отдельного человека, будут справедливы и для организаций и групп.
Вот только один пример. В начале 80-х годов Джон Гриндер, Ричард Бэндлер и я давали ряд консультаций фирме “Ксерокс”. Если представить себе идентичность и метапрограмму “Ксерокса” [см. перечень составляющих метапрограммы в приложении 1], то ее можно выразить словами: “Каким образом я могу изготовить лучшую копию?”
В этом заключается соответствие положительному в прошлом: кампания изготавливает копировальные машины.
Однако и у нее возникли проблемы. Один из сотрудников исследовательского сектора посетил центральный офис газеты “Лос-Анджелес Таймс” и обнаружил, что бумага в нем полностью отсутствует.

В крупнейшей газете все работали на компьютерах и пользовались электронной почтой.
В результате этого компания “Ксерокс” начала заниматься непривычным для себя делом: постаралась заглянуть в будущее и начала искать соответствия отрицательному в будущем: что прикажете делать компании, которая получает свой доход за счет тех, кому нужно делать копии, а через десять лет в офисах не останется никакой бумаги?
Таким образом, компания “Ксерокс” начала действовать, исходя из “отрицательного в будущем” и приняла решение переключиться на персональные компьютеры.
Но проблема в том, что при слове “Ксерокс” мы представляем себе копировальные машины, а отнюдь не персональные компьютеры. Компания попыталась заняться разработкой компьютеров, но компьютеры не вписывались в рамки ее идентичности; не вписывались они ни в систему убеждений, ни даже в текущие способности корпорации.

Компания была способна проводить исследования и новые разработки, но не в области персональных компьютеров.
Мы объяснили компании, что она собирается совершить слишком большой скачок, поскольку речь шла о создании практически нового “я”, а это неизбежно приводит к конфликту, - со старой идентичностью и старыми ценностями. Именно это и произошло с “Ксероксом”, - компания выпустила-таки свой компьютер, но о нем мало кому известно.
Как все это происходило, довольно интересно, поскольку эта ситуация зримо продемонстрировала, насколько сильны данные уровни убеждений и идентичности метапрограмм и как они проявляют себя в компаниях.
Вот лишь два примера:
1. Для презентации сотрудникам компании этого персонального компьютера было решено нарядить кого-нибудь изобретателем первой копировальной машины “Ксерокс”, который уже пятнадцать лет как умер, и "воскрешение его из мертвых" придало всему мероприятию некоторый оттенок поминовения усопших. Он представлял этот компьютер как новейшую и самую лучшую модель “Ксерокса”, говоря при этом: “Это улучшенная версия того, что я пытался сделать.”
2. Главным персонажем рекламы этого компьютера был монах! Согласитесь, что образ монаха как-то не слишком вяжется с высокими технологиями. Чем вообще может заниматься монах?

Помимо всего прочего, он переписывает рукописи.

Таким образом, “Ксерокс” оказался в ловушке своей метапрограммы, поскольку никто вовремя не заметил, что она не соответствует тому внешнему окружению, в которое компания пытается внедриться.
Новое направление началось с идеи на уровне способности исследования и разработки и первое время никому не внушало опасений, как некая мелкая затея в исследовательском центре. Те, кто там работал, имели привычку носить джинсы и длинные волосы, поскольку в те времена, особенно в исследовательской среде, было принято считать, что тот, кто не носит длинных волос и бороды, вряд ли способен полностью осознать, чем он вообще занимается.

А уж если он гладко выбрился и повязал галстук, то его способность работать с компьютерами и вовсе оказывалась под большим сомнением.
Чем больше средств вкладывал “Ксерокс” в данное направление, подходя с позиций отрицательного в будущем, тем больше пропагандировалась идея, что оно необходимо для выживания компании в целом и тем больше прилагалось усилий к тому, чтобы сделать его частью идентичности компании.


Когда эта тенденция набрала силу, сотрудникам исследовательского центра было предложено постричься, сбрить бороды и повязать галстуки, дабы соответствовать общему облику (“идентичности”) компании.
Оказалось, что исследователи по своим метапрограммам не соответствовали настоящему, которым они пренебрегали в пользу перспективы соответствовать положительному в будущем, желая сохранить неизменной свою идентичность, а не превратиться в незначительную часть чужой идентичности. Они хотели стать главной частью идентичности компании.

Таким образом, назрел конфликт двух разных идентичностей, который завершился полным разрывом.
Все это говорит о том, что даже в бизнесе существуют различные уровни и различные типы реакций и откликов при переходе с одного уровня на другой.
Мы рекомендовали “Ксероксу” заниматься тем, чем они занимались всегда: не посягать на область персональных компьютеров, а продолжать подстраиваться и действовать в своем ключе, то есть начать разработку компьютеризированных модулей для своих копировальных машин. Если вы обеспокоены тем, что в будущем никто не будет пользоваться бумагой, то начните разрабатывать сканеры, способные оцифровывать текст и сохранять его в компьютере, вместо того, чтобы тратить деньги на разработку персональных компьютеров.

Разрабатывайте технологию, которая наилучшим образом соответствуют тому, чем вы занимаетесь в настоящее время.
Похоже, что “Ксерокс” прислушался к нашим советам. В своей рекламе он вместо монаха начал использовать образ Леонардо да Винчи, в большей мере символизирующий творчество: метапрограммы требуют изменений вместе с изменением продукта.
Логические уровни в семейных системах
То, что произошло в фирме “Ксерокс”, происходит в каждой семье, где есть подросток. Семья обладает своей идентичностью и на первых порах ребенок так или иначе является частью внешнего окружения.

Когда он начинает ходить и проявлять самостоятельность, совершая различные поступки, пора приступать к развитию его способностей: учить его, как управлять этими поступками, как двигаться, не разбивая все на своем пути.

Разумеется, в школе у него развивается гораздо больше способностей.
У родителей проблемы возникают, когда у ребенка начинают развиваться свои собственные убеждения. А когда начинает формироваться “я”, тогда уже конфликт разгорается по-настоящему.

Часто детям хочется быть самостоятельной личностью, а не только частью семьи, быть самими собой и не делать то, что от них требуют родители или то, что нужно их семье.

Они хотят делать то, что сами решили делать, а не то, что, по мнению других, было бы лучше всего.
Если вдуматься, то в этом есть настоящий вызов.
“Уверены ли вы в том, что делаете нечто из-за того, что вам действительно хочется это делать? Уверены ли вы в том, что вы не находитесь под влиянием того, что вам говорят другие, или под влиянием того, что заслужите наказания, если не будете этого делать?”
Один путь - это делать то, за что вы неизбежно заслужите наказание и что вам никто не советует делать. Очевидно, что вы сделаете это, поскольку будете единственным, кто принимает решение.

Если все советуют вам не делать чего-то, за что вас неизбежно ждут неприятности, а вы все-таки решили это сделать, то это вы сами, а не кто-то другой.
Другой путь познания своей идентичности - через то, что человек не может изменить: “Если я не могу это изменить, значит это часть меня самого, значит это я сам”. Иными словами, я готов принять это как себя самого, если я не знаю, что нужно, чтобы сделать это другим и если я не могу это сделать другим.

То, что остается неизменным, со всей очевидностью становится наиболее общей нитью, связывающей воедино весь мой опыт.
Позднее мы еще вернемся к вопросу об идентичности, а сейчас продолжим основную тему книги - убеждения.
Роль убеждений
Помимо всего прочего, убеждения интересны и тем, что в силу своего нахождения на ином уровне, чем поведение или способности, не изменяются в соответствии с теми же самыми правилами.
Если у человека есть какое-либо убеждение, то доказательства, полученные от внешнего окружения или поведения, не смогут изменить это убеждение, поскольку оно не касается действительности. Убеждения заменяют вам знание реальности и касаются тех вещей, которые невозможно наблюдать в действительности.

Тот, кто неизлечимо болен, не знает, пойдет ли он на поправку или нет: в нынешней действительности не существует ничего, что могло бы указать ему на это.

Он должен верить, что выздоровеет именно потому, что никто не знает, какова реальность.
Другой пример - идея существования Бога. Нет ни одного способа окончательно доказать или опровергнуть ее.

Это вопрос личных убеждений (“веры”) или истолкования определенных фактов, а любые факты, как известно, могут по-разному истолковываться в различных системах убеждений.



Содержание раздела