Работа с убеждениями


Они будут уверенно добиваться того, что считают для себя заслуженным. Работа с убеждениями
Далее непосредственно приступим к работе с убеждениями. Мы упомянули вскользь о безнадежности, беспомощности, незаслуженности.

Как возникают такие убеждения?

Каким образом можно на них повлиять? Если мы не собираемся их оспаривать, то что в этом случае нужно делать?
Я могу высказать по этому поводу одно свое убеждение:
Вы можете только направить людей на путь изменения своих убеждений. Вам никогда не удастся самому изменить чьи-либо убеждения.

Задача в том, чтобы подстроиться и направить человека на путь самостоятельной выработки новых убеждений.
II. УБЕЖДЕНИЯ О СПОСОБНОСТЯХ
Убеждения и опыт пережитых неудач
Приступая к работе с убеждениями, я хотел бы начать прежде всего с убеждений, относящихся к способностям и неудачам. Убежденность в том, что вы потерпите неудачу, образует самореализующееся пророчество.

Так, если я уже двадцать раз безуспешно пытался сбросить вес и кто-то мне сообщает, что существует новый метод НЛП, позволяющий похудеть, я просто не поверю, что он может мне чем-то помочь, поскольку двадцать предыдущих методов не дали никакого результата.

И это убеждение играет весьма важную роль.
Противоположный случай представляют люди, которые верят в то, что, если сумеют увидеть (визуализировать) картину успешного результата, то обязательно его добьются.
Мне известен пример, когда одна группа гимнастов была проинструктирована, как визуализировать свою способность выполнить определенное упражнение, в то время как в другой группе такой инструктаж проведен не был. Пару недель спустя, когда обеим группам было предложено выполнить это упражнение без предварительной тренировки, в первой группе успех сопутствовал от 50 до 60% спортсменов, в то время как во второй - только 10%.
Но что же произошло с теми 40-50% гимнастов, которые не смогли выполнить упражнение, хотя предварительно визуализировали свой успех? Помимо всего прочего я обнаружил, что если человек вполне отчетливо представляет себе, как добивается успеха, но при этом не верит в себя, то он говорит: “Я никогда не смогу этого сделать.

Это всего-навсего нереалистичные ожидания или ложные надежды”.
“Чем яснее я это представляю, тем сильнее начинаю чувствовать, что, вероятнее всего, не смогу этого сделать”.
Вот пример того, как убеждения могут воздействовать на визуализацию.
Умение визуализировать является функцией наших способностей, но тем, что обеспечивает визуализации значимость, является убеждение.
Я знаю людей, которые боятся представить себя в роли победителя, поскольку уверены, что тогда у них точно ничего не получится. Это иллюстрирует взаимоотношение между убеждением и стратегией. Для того чтобы что-то совершить, недостаточно лишь знать, как это можно сделать.

Фактически уверенность в том, что я потерплю неудачу, может стать наилучшим способом непременно потерпеть неудачу. Обратное также верно.

Убежденность в эффективности плацебо гарантирует эффект плацебо.
Однажды я интервьюировал изобретателя одного прибора, для окончательной доработки которого потребовались многоступенчатые испытания. Я спросил, как ему удалось остаться верным своей цели и выдержать все эти неудачи.

Он ответил, что не считает эти испытания неудачами, а просто решением иных проблем, чем та, над которой он работаЛ.
Как человек достигает этого? Благодаря функции убеждения, а не действительности.

Изобретатель был просто убежден в том, что данные результаты были решением других проблем, таким образом они становились ресурсом, а не неудачей.
Я бы хотел немного подробней поговорить о неудаче. Различие между тем, воспринимается ли нечто как обратная связь или как неудача, приобретает особое значение в “кризисной” точке, упомянутой мною ранее (см. главу I, "Ожидание собственной действенности"), когда ожидания относительно некоторой способности и фактическая действенность человека максимально расходятся.
Обращение неудачи в обратную связь
Уверен, что многие из вас ранее ставили себе цели, которых не сумели добиться. И, даже думая о них сейчас, вы почти боитесь предпринимать что-либо еще.



Зачем вновь подвергать себя риску потерпеть неудачу?

Зачем вообще пробовать что-то из этого НЛП, коль скоро все равно ничего не выйдет?
Даже для того, чтобы просто попытаться сделать что-либо, нужно быть открытым этому. Вы должны быть готовы.

Но каким образом?

Как стать открытым?
Приводимый далее практический пример показывает, как средства НЛП, такие как ключи доступа, репрезентативные системы и субмодальности, могут применяться в различных сочетаниях с целью воздействия на подобного рода ограничивающие убеждения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛИНДОЙ
Р.Д.: Как вас зовут?
Л.: Линда.
Р.Д.: Линда, есть ли у вас какое-нибудь желание, которое вы не пытаетесь осуществить из-за каких-либо прошлых неудач.
Л.: О, да.
Р.Д.: Здесь и сейчас, что дает вам основания считать, что тогда вы потерпели неудачу? Какие у вас сохранились воспоминания об этом?

Задумайтесь просто о том, что происходит, когда вы вновь начинаете переживать это.
Л.: Это происходит прямо сейчас, когда вы заговорили об этом. У меня вдруг заболело здесь (кладет ладонь на солнечное сплетение), и в голове все смешалось.
Р.Д.: Когда вы говорите, что у вас вдруг заболело, а в голове все смешалось - это весьма важное заявление. Постарайтесь поглубже вдуматься в то, что все-таки имело место. (Линда опускает голову и глядит прямо перед собой.) Так, очень хорошо.
Визуальное конструирование (Vc)
Аудиальное конструирование (Ac)
Кинестетический (K)
Визуальное воспоминание (Vr)
Аудиальное воспоминание (Ar)
Аудиально-дигитальное (Ad)
5. Стандартная схема ключей доступа НЛП
Р.Д.: (Обращаясь к аудитории): У меня есть к вам один вопрос. Какой это ключ доступа?

Кинестетический?

Где он конкретно обозначился? Справа внизу? Слева внизу?

Он обозначился внизу и прямо посередине.

Какой это ключ доступа?
(Вновь обращаясь к Линде): Позвольте мне задать вам несколько вопросов. Когда вы испытали это состояние, не привиделось ли вам что-нибудь?
Л.: Когда я испытала это состояние - нет, когда же я начала думать об этом - да.
Р.Д.: Слышались ли вам какие-нибудь голоса?
Л.: Нет... хотя, возможно.... да.
Р.Д.: Нет? Возможно?

Да?

Ну вот, теперь я вижу, почему вы так смущены!
Я полагаю, что если вы тщательно все проанализируете, то обнаружите, что здесь присутствуют все репрезентативные системы.
Но, по ее словам, когда испытывает это состояние, в нем нет какой-либо доминирующей репрезентативной системы. Оно в основном кинестетическое.

Мне это представляется весьма интересным. Это то, что в НЛП называется синестезией.

Стратегия является последовательностью репрезентативных систем, в то время как в синестезии они все образуют единую группу и подпитывают друг друга.
Vc
Образ цели
Vr
K
Ar
Ad
Синестезия “неудачи”
6. Синестезия: “Молекула” сенсорных опытов (Sensory Experiences)
Р.Д.: Линда, какова ваша цель? Я не хочу, чтобы вы мне о ней рассказывали. Я хочу, чтобы вы просто о ней задумались.

Есть ли у вас для нее зрительный образ?

Слова? Ощущения?
Л.: У меня есть репрезентация. (Глядит вправо и вверх.)
Р.Д.: Позвольте мне предложить метафору. Как мы знаем из химии, атомы различных элементов образуют молекулы, и не приходится слишком утруждать себя размышлениями, чтобы увидеть, что часть происходящего с Линдой является одновременно кинестетическими, слуховыми и зрительными воспоминаниями, прямо здесь, внизу перед ней образующими сложное единство, которое и представляет собой молекулу неудачи.

А парящим над этой молекулой вы наблюдаете сконструированный зрительный образ некоторой желаемой цели.
(Обращаясь к аудитории): Теперь я спрошу вас: если она будет следовать этой линии поведения, что, по вашему мнению, должно одержать вверх? Молекула представляет собой прочное единство, она намного сильнее.

Обратите внимание на мимико-физиологическую сторону, когда я прошу ее задуматься о своей цели. Она сказала:
“У меня есть репрезентация”.
ОДНА репрезентация! В то время как опыт испытанной неудачи является синестезией многих репрезентаций, захватывающей ее [Линду] полностью. Здесь нам придется прибегнуть к ключам доступа, поскольку мне представляется, что каждая из этих репрезентаций в отдельности важна и хороша, но не в той степени, как все они вместе.

Другими словами: “Зачем Господь создает ключи доступа?” Для того, чтобы отделить одно от другого; чтобы вы могли отличить испытываемые вами чувства (feelings) от видимых вами картин и т.д.

Но опыт неудачи, пережитый Линдой, не является ни слуховым, ни зрительным, ни кинестетическим, и взгляд ее направлен так, что не соответствует какому-либо стандартному для НЛП положению глаз. Ее взгляд был направлен прямо и вниз.

Она сказала, что у нее “все смешалось”.

Очевидно, что на сознательном уровне данное замешательство будет большей степени кинестетическим и аудиальным, со значительным отсутствием ясности в силу того, что глаза опущены вниз.



Содержание раздела