Нейрологические уровни


В НЛП данные знаки сведены в следующую общую схему: Визуальное конструирование (Vc)
Аудиальное конструирование (Ac)
Кинестетический (K)
Визуальное воспоминание (Vr)
Аудиальное воспоминание (Ar)
Аудиально-дигитальный (Ad)
Схема движения глаз
Приложение 3
НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ
1. Логические уровни
Как отмечал Грегори Бэйтсон, в процессах обучения, изменения и общения существуют естественные иерархии классификации. Функция каждого уровня заключается в организации информации на предшествующем ему более низком уровне.

При этом правила изменения чего-либо на одном уровне отличается от правил изменения на более низком уровне. Изменение чего-либо на более низком уровне может, но не обязательно будет оказывать влияние на более высокие уровни; изменение же чего-либо на более высоких уровнях неизбежно влияет на более низкие уровни, призванные содействовать изменению на более высоком уровне.

Бэйтсон отмечал, что именно это смешение логических уровней часто приводит к возникновению проблем.
2. Логические уровни в НЛП
Работая в НЛП, следует постоянно принимать во внимание следующие основные и наиболее важные логические уровни:
Духовный
Трансмиссия
А. Кто я есть - идентичность (кто)
Миссия
Б. Моя система убеждений
ценности, критерии (почему)
Дозволение и мотивация
В. Мои способности - состояния, стратегии (как)
Направление
Г. Что я делаю - особые типы поведения (что)
Действия
Д. Мое внешнее окружение - внешний контекст (где, когда)
Реакции
3. Нейро-логические уровни
Данные различные уровни каждый в отдельности вызывают более глубокую вовлеченность неврологической “цепи” в действие.
Духовный: голографический - нервная система в целом
А. Идентичность: иммунная система и эндокринная система -
глубинные функции жизнеобеспечения.
Б. Убеждения: Автономная нервная система (например, частота сердцебиений, расширение зрачков, и т.д.) - бессознательные реакции.
В. Способности: корковые системы - полусознательные действия (движения глаз, поза, и т.д.)
Г. Типы поведения: моторная система (пирамидный отдел и мозжечок) - сознательные действия.
Д. Внешнее окружение: периферийная нервная система - чувственные ощущения и рефлекторные реакции.
4. Примеры утверждений на различных логических уровнях
Нижеследующие утверждения указывают на различные уровни реакций у человека, который обнаружил, что болен раком.
А. Идентичность - я жертва рака.
Б. Убеждение - нет никакой надежды, нужно смириться с неотвратимым.
В. Способность - я не способен поддерживать свое состояние.
Г. Особый тип поведения - у меня раковая опухоль.
Д. Внешнее окружение - рак пытается меня одолеть.
Следующие утверждения указывают на различные уровни у того, кто стремится к достижению цели, связанной с сохранением здоровья.
А. Идентичность -я здоровый человек.
Б. Убеждение - если я здоров, я могу помогать другим.
В. Способность - я знаю, как сохранить свое здоровье.
Г. Особый тип поведения - иногда я могу делать что-то полезное для здоровья.
Д. Внешнее окружение - это лекарство вылечило меня.
Следующие утверждения указывают на различные уровни у того, кто злоупотребляет спиртными напитками.
А. Идентичность - я алкоголик и навсегда им останусь.
Б. Убеждение - мне нужно пить, чтобы сохранять спокойствие и быть в порядке.
В. Способность - похоже, я не могу справиться со своим влечением к спиртному.
Г. Особый тип поведения - когда я был в гостях, мне пришлось много выпить.
Д. Внешнее окружение - когда я встречаюсь с друзьями, я люблю выпить пару рюмок.
5. НЛП
А. Эволюционные изменения - изменения на уровне идентичности. Изменения в миссии и цели.
Б. Генеративные изменения - изменения на уровнях убеждения и способности.
Изменение в мотивации, дозволении и направлении.
В. Исправляющее изменение - изменение на уровне поведения и внешнего окружения.
Изменение в действиях и реакциях.
Приложение 4
СУБМОДАЛЬНОСТИ
ВИЗУАЛЬНЫЕ
ЯРКОСТЬ
(темный - яркий)
РАЗМЕР
(большой - маленький)
ЦВЕТ
(черно-белый - цветной)
ДВИЖЕНИЕ
(быстрый - медленный - неподвижный)
РАССТОЯНИЕ
(близкий - далекий)
ФОКУСИРОВКА
(резкий - расплывчатый)
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ
ГЛУБИНА
(объемный - плоский)
АУДИАЛЬНЫЕ
ГРОМКОСТЬ

(громкий - тихий)
ТОН
(густой - тонкий)
ВЫСОТА
(высокий - низкий)
ТЕМП
(быстрый - медленный)
РАССТОЯНИЕ
(близкий - удаленный)
РИТМ
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ
ИНТЕНСИВНОСТЬ
(сильный - слабый)
ПЛОЩАДЬ
(большой маленький)
ТЕКСТУРА
(неровный - гладкий)
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
(постоянный -прерывистый)
ТЕМПЕРАТУРА
(горячий - холодный)
ВЕС
(тяжелый - легкий)
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ
МЕТАМОДАЛЬНОСТИ
АССОЦИИРОВАННЫЙ -
ДИССОЦИИРОВАННЫЙ
ВНУТРЕННИЙ -
ВНЕШНИЙ
СЛОВА - ТОН
ВНУТРЕННИЙ
ВНЕШНИЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ -
ТАКТИЛЬНЫЙ
ВНУТРЕННИЙ
ВНЕШНИЙ
Приложение А:
История создания
и принципы НЛП
Начало НЛП было положено Джоном Гриндером (John Grinder), чьей основной специальностью была лингвистика, и Ричардом Бэндлером (Richard Bandler), изучавшим математику и гештальт терапию. Цель, которую они перед собой ставили - создание точных моделей совершенного человека.

В своей первой работе, “Структура магии” (The Structure of Magic, Vol. I II, 1975, 1976) они разработали вербальные и поведенческие модели психотерапевтов Фрица Перлза (Fritz Perls), создателя гештальт терапии, и Вирджинии Сатир (Virginia Satir), специалиста с мировым именем в области семейной психотерапии.

Их следующая работа “Модели техники гипноза Милтона Эриксона” (Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Vol.

I II, 1975, 1976), была посвящена исследованию вербальных и поведенческих моделей Милтона Эриксона, основателя Американского общества клинического гипноза и одного из наиболее признанных и успешно практикующих психиатров нашего времени.
Исходя из этих ранних работ, Гриндер и Бэндлер дали определение своей собственной технике моделирования, с указанием индивидуального вклада каждого, в самом её названии: “Нейро-лингвистическое программирование”, символизирующее взаимоотношения между головным мозгом, языком и телом. Основные положения данной модели были изложены в ряде изданий, включая такие, как Frogs into Princes (Grinder, J., Bandler, R., 1979); Neuro-Linguistic Programming, Vol. I (Dilts, R., Grinder, J., Bandler, R., DeLozier, J., 1980); Reframing (Grinder, J., Bandler, R., 1982); Using Your Brain, (Bandler, R., 1985)
В принципе, всё НЛП зиждится на двух фундаментальных положениях:
1 Карта не есть территория. Как человеческие существа мы никогда не сможем постичь всей полноты действительности, и то, что мы познаём, - это лишь наше восприятие этой действительности.

Мы создаём себе представление об окружающем мире и реагируем на него через наши сенсорные репрезентативные системы.

И именно наши “нейро-лингвистические” карты действительности определяют наши поступки и дают им смысл, а не сама действительность. И, как правило, не сама действительность сдерживает или, наоборот, побуждает нас идти вперёд, а наша карта-отражение этой действительности.
2. Жизнь и “разум” являются системными процессами. Процессы, протекающие в человеке и между человеком и окружающей средой, являются системными.

Наши тела, наши сообщества и наша вселенная образуют экологию сложных систем и подсистем, которые находятся в постоянном взаимодействии и влияют друг на друга.

Не возможно абсолютно изолировать какую-либо отдельно взятую часть от всей остальной системы. Такие системы основываются на определённых принципах “самоорганизации” и, естественным образом, стараются прийти в состояние оптимального равновесия или гомеостазис.
Согласно НЛП, основной процесс изменения включает в себя 1) выяснение того, что из себя представляет настоящее состояние человека, и 2) добавление необходимых и достаточных ресурсов для целенаправленного перехода этого человека 3) в желаемое состояние.
Настоящее состояние + Необходимые ресурсы -- Желаемое состояние
Категории и методы НЛП организованы таким образом, чтобы выяснять и определять настоящие и желаемые состояния различного типа и уровня, с дальнейшей оценкой и использованием необходимых и достаточных ресурсов для обеспечения эффективных и экологичных изменений в направлении желаемого состояния.
Нервная система
Высокоорганизованные организмы координируют своё поведение и организуют свой внешний опыт благодаря нервной системе. Нервную систему человека можно условно разделить на при основных подотдела: 1) Центральную нервную систему; 2) Периферическую нервную систему; и 3) Автономную нервную систему.
Центральная нервная система включает в себя головной и спинной мозг. Она управляет работой мышц и движением и ассоциируется с сознательным мышлением и действием.
Периферическая нервная система включает в себя ответвления спинного мозга и органы чувств. Поступающую от органов чувств, мышц и желез информацию о внешней среде она передаёт в центральную нервную систему, а от неё - в обратном направлении.
Автономная нервная система представляет собой нервную сеть, отходящую от спинного мозга и связанную с рядом бессознательных функций, таких как: терморегуляция, кровообращение, слюноотделение, реагирование агрессией или бегством, а также с другими эмоциональными или выжидающими состояниями.



Содержание  Назад  Вперед