Модель TOTE


Центральная нервная система выполняет мыслительные программы, планы и стратегии при посредничестве периферической нервной системы. Автономная нервная система определяет состояние биологического “машинного обеспечения”, в котором происходит реализация этих программ.

Хотя большинство людей постоянно дают себе отчёт в своих ощущениях, мыслях и действиях, деятельность автономной нервной системы протекает, как правило, бессознательно.
Всякая человеческая деятельность и любой опыт, будь то говорение, мышление, понимание, приём пищи, выполнение работы, сон и т.д., выражает себя благодаря взаимодействию этих трёх подразделов нервной системы. Обучение является функцией образования когерентных моделей организации и взаимодействия в пределах данных трёх нейрологических подсистем.
Основополагающая структура поведения
Модель Т.О.Т.Е.
Как правило, мыслительная стратегия организуется в классическую модель обратной связи, называемую Т.О.Т.Е. (Miller, et al, 1960). Т.О.Т.Е. является аббревиатурой от “Test-Operate-Test-Exit” (“Проверка-действие-проверка-выход”).

Концепция Т.О.Т.Е. основана на утверждении, что все мыслительные и поведенческие программы вращаются вокруг фиксированной цели и варьируемых средствами её достижения. Данная модель показывает, что когда мы думаем, то в своём сознании (сознательно или бессознательно), то намечаем себе цели и разрабатываем ПРОВЕРКУ (Test), с помощью которой определяем, достигнута ли данная цель.

Если нет, мы ДЕЙСТВУЕМ (Operate), что-либо изменяя или совершая для приближения к своей цели. Когда же критерии нашей ПРОВЕРКИ удовлетворены, то мы ВЫХОДИМ на следующий этап.
ПРОВЕРКА
Фиксированные цели в будущем
Свидетельство ВЫХОД
Т. достижения цели Е.
О. Т.
Гибкость средств
достижения цели
ДЕЙСТВИЯ
Таким образом, функция любого конкретного раздела поведенческой программы может заключаться либо в проверке (Test) информации от органов чувств с целью выяснения, насколько цель приблизилась, либо в действии (Operate), направленном на частичное изменение текущего опыта, так чтобы он мог удовлетворить очередной проверке (Test) с выходом (Exit) на следующий этап программы.
Например, в творческой деятельности одной из проверок может быть определение “оригинальности” идеи. Если выдвинутая вами концепция недостаточно оригинальна, то вы совершаете действие, то есть постараетесь придать своей идее больше оригинальности, либо отказываетесь от неё полностью и пытаетесь придумать что-нибудь новое.
В соответствии с моделью Т.О.Т.Е., всякая эффективная деятельность подразумевает наличие следующего:

  1. Устойчивой цели в будущем.
  2. Наличие свидетельства в ощущениях, необходимого для точного определения прогресса в направлении цели.
  3. Наличие варьируемого набора средств достижения цели и поведенческой гибкости в реализации данных возможностей.

Позиции восприятия
Позициями восприятия называются те основные точки зрения, которые могут быть вами приняты при рассмотрении взаимоотношений, существующих между вами и другим человеком.
1-я позиция: Ассоциируется с вашей собственной точкой зрения, убеждениями и постулатами, с видением окружающего мира вашими собственными глазами. Говорите о себе в первом лице: “Я вижу”, “Я чувствую”, и т.д.
2-я позиция: Ассоциируется с точкой зрения, убеждениями и постулатами другого человека, с видением окружающего мира его глазами. Говорите о себе самом в первой позиции во втором лице: “Вы видите”, “Вы чувствуете”, и т.д.
3-я позиция: Ассоциируется с точкой зрения, лежащей вне взаимоотношений между вами и другим лицом, но с убеждениями и постулатами как 1-ой, так и 2-ой позиции. Говорите о себе самом в первой позиции и о другом человеке (2-ой позиции) в третьем лице: “Он находится”, “Они чувствуют”, и т.д.
Мета позиция: Ассоциируется с 3-ей позицией, но с убеждениями и постулатами только одной из двух других позиций восприятия.
Позиция наблюдателя: Ассоциируется с 3-ей позицией, но с исключением каких-либо убеждений и постулатов 1-ой и 2-ой позиций восприятия.


Уровни процессов и организации
Люди часто говорят о различных “уровнях” реагирования на происходящее. Например, некто может сказать, что один и тот же опыт был отрицательным на одном уровне, но положительным на другом.

В строении нашего мозга, в языке и системах восприятия существуют естественные иерархии или уровни сенсорного опыта. Роль каждого уровня заключается в организации и управлении информацией на нижележащем уровне.

Какие-либо изменения на более высоком уровне неизбежно приведут к изменениям на нижележащих уровнях.

Какие-либо изменения на более низком уровне могут, но не обязательно должны сказаться на вышележащих уровнях. Антрополог Грегори Бэйтсон (Gregory Bateson) выделил четыре основных уровня обучения и изменения, с каждый последующим уровнем более отвлечённым, чем предыдущий уровень, но с большей степенью воздействия на индивида. Эти уровни соответствуют приблизительно следующему:

  • Факторы окружающей среды определяют внешние возможности или ограничения, на которые человек должен реагировать. Отвечают на вопросы - где? и когда?
  • Поведение складывается из особого рода действий и противодействий по отношению к окружающему миру. Отвечает на вопрос что?
  • Способности указывают направление поведенческим действиям и руководят ими посредством ментальной карты, плана или стратегии. Отвечают на вопрос каким образом?
  • Убеждения и ценности обеспечивают [моральную] поддержку (мотивацию и дозволение), которая либо содействует, либо противоречит способностям. Отвечают на вопрос - почему?
  • Личностный фактор определяет общую цель (миссию) и придаёт конкретную форму убеждениям и ценностям через наше ощущение собственного я. Отвечает на вопрос - кто?
  • Духовные вопросы соотносятся с тем фактом, что мы являемся частью более масштабной системы, выходящие за рамки нашей собственной личности и распространяющейся на нашу семью, общество и глобальные системы. Отвечают на вопрос кто ещё?

К уровню окружающего мира причисляются также и особые внешние условия, при которых совершаются наши поступки. К поступкам, не имеющие какой-либо направляющей их внутренней карты-отражения, стратегии или плана можно отнести, например, реакцию коленного сустава, привычки, ритуалы и тому подобное.

На уровне способностей мы можем выбирать, изменять и приспосабливать определённый класс поступков к более широкому спектру внешних ситуаций.

На уровне убеждений и ценностей мы можем принимать, отвергать или генерализировать определённую стратегию, план или образ мышления. Личностный фактор, разумеется, консолидирует всю систему убеждений и ценностей в ощущение собственного я. По мере того, как каждый последующей уровень становится всё более отвлечённым от поведения и сенсорного опыта, он начинает оказывать всё более широкое воздействие и на модели поведения, и на опыт.
“Нейро-логические” уровни
Каждый из данных процессов требует иного уровня организации и приводит к последовательно всё более и более глубокой мобилизации и вовлечённости нервных “цепей”.
Духовный - Голографический - Нервная система как единое целое.
А. Личность - Иммунная и эндокринная системы - Важнейшие функции жизнеобеспечения.
Б. Убеждения - Автономная нервная система (т.е. сердцебиение, расширение зрачков и т.д.) - Бессознательные реакции.
В. Способности - Корковые системы - Полусознательные действия (движения глаз, поза и т.д.).
Г. Поступки - Моторная система (пирамидальная и мозжечок) - Сознательные действия.
Д. Окружающая среда - Периферическая нервная система - Ощущения и рефлекторные реакции.
Познавательные модели: Модель R.O.L.E.
Цель процесса моделирования R.O.L.E. состоит в идентификации наиболее существенных элементов мышления и поведения, приводящих, как правило, к конкретной реакции или результату. Для этого требуется определение наиболее важных этапов умственной стратегии и той роли, какую каждый из них играет во всей нейрологической “программе”.

Эта роль определяется следующими четырьмя факторами, из начальных букв (английских) названий которых и состоит аббревиатура модели R.O.L.E. - Репрезетативные системы (Representational Systems); Ориентация (Orientation); Связи (Links); Эффекты (Effects).
Репрезентативные системы (R) подразумевают, какие из пяти чувств доминируют на каждом конкретном мыслительном этапе стратегии: Зрение (Visual), Слух (Auditory), Кинестетика (Kinesthetic), Обоняние (Olfactory), Вкус (Gustatory)4 -.
Каждая репрезентативная система рассчитана на восприятие некоторых основных качеств ощущаемых ею сенсорных опытов. К ним относятся такие характеристики, как цвет, яркость, тон, громкость, температура, давление, и т.д.

В НЛП данные качества называются “субмодальностями”, поскольку являются составными компонентами каждой из репрезентативных систем.
2. Ориентация (O) определяет, направлена ли данная конкретная сенсорная репрезентация вовне ([e]xternally), то есть на внешний мир, или вовнутрь ([i]nternally) - на запечатленные ([r]emembered) или “сконструированные” ([c]onstructed) сенсорные опыты.



Содержание раздела