Связь между ценностями и убеждениями


7. Пусть обе части опять посмотрят друг на друга. Опишите на этот раз ресурсы, которыми обладает одна часть и которые могли бы содействовать другой в исполнении ее собственных положительных намерениях и общей миссии.
а) Обеспечьте конгруэнтное соглашение между частями с целью объединения их ресурсов для более полного осуществления как своих собственных целей, так и общей миссии. Как правило, причина их прежней нелюбви и недоверия друг к другу заключается именно в том, что одна не обладала ресурсами другой, а потому казалась ей чужой и неподконтрольной.
б) На этом этапе постоянно старайтесь выявлять ограничивающие убеждения, не проявившие себя ранее, которые необходимо обновить. Например: “Для меня невозможно одновременно нести за что-либо ответственность и развлекаться”.
8. Попросите своего партнера встать на позицию каждой из частей (начиная с той, что расположена ранее на линии времени); сосредоточьте внимание на специальных ресурсах этой части. медленно идите по линии времени и, неся их с собой войдите в другую часть. Таким образом, каждая часть будет иметь в себе ресурсы другой. (Откалибруйте интеграцию/симметрию двух этих частей, сопутствовавших данным различным идентичностям.)
9. Пусть ваш партнер встанет в “мета позицию” и визуализирует слияние этих двух частей, образующих единую идентичность в настоящем. Встаньте в эту интегрированную идентичность и идите по линии времени в направлении будущего.
ПРИМЕЧАНИЕ: Иногда в конфликт вовлечены более чем две идентичности. В таком случае вы можете либо расширить эту технику, чтобы охватить сразу все идентичности, либо проводить интеграцию попарно.
Комментарии к данному упражнению
Это замечание касается того, что я наблюдал в одной группе. Важно отметить, что иногда основной конфликт возникает не обязательно между будущим и прошлым.
Иногда, например, идти в будущее человеку мешает чувство вины по поводу какого-то события в прошлом. Если задуматься о том, что такое вина, то становится понятно, что это осуждение самого себя.

То есть существует часть, которая осуждает, и часть, которую обвиняют.

Поэтому то, что удерживает вас от следования в будущее, не является непременно возражением из прошлого. Это может быть какой-то импринт из прошлого, в котором вы отделяете от себя две части, и с этого момента начинается конфликт.
Сперва вы говорите: “Я стараюсь идти к этой будущей цели, но это нечто из прошлого останавливает меня”. Иногда, когда вы туда возвращаетесь, то обнаруживаете, что на самом деле удерживает вас некий прошлый конфликт.

Поэтому вы проводите интеграцию этих двух частей из прошлого.
Существуют определенные виды убеждений или проблем, которые могут помочь Вам с этим разобраться, но каждый раз будьте очень внимательны: вина - это одно, неверие в себя - совсем другое. Проводите интеграцию там, где на самом деле существует конфликт.
Связь между ценностями и убеждениями
Вопрос: Что же связывает ценности и убеждения?
Ценности соответствуют убеждениям. Но ценность сама по себе не является целым убеждением. Как правило, убеждения имеют следующую структуру:
Причина
Эффект
Свидетельство
Ценность
Критерий
Видение
Знание, как
Содействие другим
Полезность
Успех
26. Структура убеждения
Таким образом, некая причина создает эффект, после этого данный эффект становится свидетельством некой ценности или критерия. Ценностью может быть и успех, и выживание.
“Если я буду делать это, то стану эффективен с другими”.
Далее у меня есть мой образец критерия - те внешние или внутренние свидетельства, которые мне нужно получить, чтобы узнать, достигаю ли я свои цели (в данном случае ценности или нет). “Каким образом мне станет известно, что я добился успеха, приношу пользу? Как я узнаю, что выживаю, что непременно выживу или буду эффективен?”
Разумеется, часто оказывается, что два критерия или ценности связаны с одним и тем же свидетельством.
Например, нечто означает, что я добился успеха, но это также означает, что мое выживание находится под угрозой. Таким образом, свидетельство становится неопределенным, поскольку одновременно указывает и на то, и на другое.

Именно для того, чтобы избежать замешательства, нам и приходится применять техники НЛП.
Свидетельства более конкретны, чем ценности. “Если у меня есть некая сумма денег, значит, я добился успеха” или “Если меня любят мои сотрудники, значит, я добился успеха как руководитель”.
Как правило, свидетельства в большей мере основываются на чувственных ощущениях, чем критерии или ценности. Убеждение фактически является определением этих отношений.
Убеждение не является ни причиной, ни свидетельством, ни ценностью. Оно является определением их отношений.
Таким образом, когда я работаю с убеждением, оно может измениться оттого ли, что я внезапно указываю на то, что данная причина вызовет отрицательный результат, или потому, что появляется новое свидетельство, изменяющее значение ценности. Допустим, некто имеет убеждение, что “наказание мотивирует” или чтобы заставить кого-то измениться, его нужно наказать.

Но в какой-то момент этот человек поймет, что наказание вызывает противодействие.

Или он может по-новому определить свидетельство мотивации или изменения, так что оно будет основываться на внутренних ощущениях в той же мере, как и на внешних реакциях, и при этом отношения между ними станут иными.
Вопрос: Что если будущая ситуация покажется человеку неосуществимой?
Когда одна часть говорит: “Все возможно,” - то, как правило, вы тут же обнаруживаете другую часть, которая говорит: “Ничего не получится”. И чем больше одна утверждает: “Ничего не получится”, - тем более другая от нее удаляется и все настойчивей утверждает: “Все возможно”.
И вновь цель процесса интеграции данного убеждения для обеих является одной и той же. Я хочу выяснить, что представляют собой намерения, скрытые в этих утверждениях. Если я сумею передать видение этого "мечтателя" этому"критику", и чувства этого "критика" этому "мечтателю", то в этом случае я могу создать нечто реальное.

Я говорю: “Прекрасно, эта мечта необходима.

Но только в том случае, если она интегрирована так, чтобы я сразу же мог по-настоящему и в полной мере осуществить это”. Дом, в котором царит внутренняя распря, не устоит.
Если я попался на крючок одного из них и, например, сам пытаюсь выяснить, будет это возможно или нет, то мои действия будут всего лишь способствовать развитию конфликта. Пятьдесят или шестьдесят лет назад люди не верили в возможность полета на Луну.

Чтобы осуществить мечту такого масштаба, требуется недюжинный реализм и огромная самоотверженность.
Вопрос: В одной работе с полярностями, которую мы проводили в гештальте, мы прошли через эмоцию противостояния между двумя частями. Чтобы применять эту технику, должны ли мы избегать этих эмоций при переходе в мета позицию?
Очевидно, нет. Мы, разумеется, не избегали такого типа эмоций в случае Криса.

Идея здесь в том, что конфликт не создает мета позицию, а мета позиция не создает конфликта: Понимание положительного намерения частей, участвующих в конфликте, и есть то, что создает подлинную мета позицию.
Эмоции приводятся в движение намерением, идентичностью и ценностями данного человека. Разница между тем, что делаем мы, и тем, что делал Фриц Перлз, состоит в особенностях работы с мета позицией.

Мы создаем ее.

Нам не достаточно двух стульев, потому что нам нужно выйти за пределы всего этого. И вместо того, чтобы просто производить разделение на основе эмоций, нужно охватить все уровни и использовать все пять чувств.
Решение приходит благодаря созданию контекста за пределами конфликта.
Эмоция важна для того, чтобы убедить меня: человек по-настоящему ассоциирован с этой позицией. Например, я прошу человека: “Почувствуйте состояние тупика”.

Он отвечает: “Готово”, - но в его физиологии нет каких-либо значительный изменений.

Я хочу видеть, что он действительно В ЭТОМ СОСТОЯНИИ, что означает присутствие физиологических проявлений, эмоций и всего остального.
Эмоции являются функцией отношений. Они сигнализируют о каком-то отношении.

Те же самые две части, что порождают ощущение вины, противостоя друг другу, вызывают чувство умиротворенности, когда они друг друга поддерживают. Дело тут не в том, что вина и умиротворенность являются различными вещами.

Эмоция является энергией, направленной на взаимоотношения между частями нас самих.
Если гнев, который направлен на меня самого, я направляю в сторону видения своей мечты, он становится обязательством. Гнев - это не то, что можно положить в футляр и посетовать: “Ох, уж этот гнев...

Ох, уж эта эмоция!” Это тот канал, по которому устремляются внутренние переживания.

Когда же я преобразую их совместную работу, то от этого кое-что меняется.
Страх превращается в силу. Это та же самая эмоция, дело лишь в том, куда она направлена.
Я несомненно хочу, чтобы люди опять вернулись к этим эмоциям, но я также хочу знать, каким образом я могу свести их все воедино, чтобы вместо взаимного истощения энергии они бы подпитывали друг друга.



Содержание  Назад  Вперед