Получение доступа к недоминантному полушарию


Ценность умелого использования пресуппозиции в гипнотической работе состоит в том, что в силу вышесказанного гипнотизер может построить модель текущего процесса. Так как пресуппозиции не являются немедленным вопросом клиенту, то ему очень трудно оспорить их.

Таким образом, клиент принимает пресуппозиции гипнотизера, и процесс продолжается. Например, Эриксон говорит:
Я даже еще не знаю, будет ли это ваша правая рука или ваша левая рука, или обе ваши руки, которым ваше подсознание позволит подняться к вашему лицу.
Здесь предмет разговора: какая рука поднимется или поднимутся обе из них, но не: ответит ли клиент левитацией руки. Или, опять же, Эриксон говорит:
Когда я пробужу вас от транса, вы полностью осознаете вашу четкую способность быстро обучаться у вашего подсознания. Здесь предмет обсуждения - то, что клиент осознает полностью, а не то,
осознает ли эта женщина вообще, или находится ли она в трансе (предполагается пресуппозицией пробужу вис от транса), или то, имеет ли она подсознание и может ли у него учиться. Эти последние - фоновые предложения, которые клиент должен развить и принять для того, чтобы коммуникация была целиком значащей.

Способ, по которому Эриксон настойчиво использует пресуппозиции, чтобы помочь клиенту войти в глубокий транс и понять эти явления транса, демонстрирует ему силу этой методики.
...Когда вы встаете и передвигаете ваше кресло на другую сторону этого стола, ваше подсознание затем позволяет дать свободный выход большому количеству важной информации. Возможно, этот процесс займет у вашего подсознания даже больше, чем пять или десять минут, или же, возможно, он не произойдет до следующего сеанса...
Снова, так как пресуппозиции в предложении не являются частью его глубинной структуры, их использование одновременно занимает клиента как активного участника процесса выявления смысла (в этом случае производного значения) и уводит его от оспаривания, какие бы пресуппозиции утверждений ни были. Второй класс производных значений, используемых Эриксоном, называется разговорные постулаты.

Как и с пресуппозициями. значение, репрезентируемое разговорным постулатом, является производным, оно не часть глубинной структуры, обнаруживаемой клиентом, но требует дополнительной обработки. Например, если я скажу вам:
Вы можете вынести мусор? то буквальная глубинная структура потребует от вас только ответа да или нет. Однако типичным вашим откликом будет вынести мусор. Другими словами, несмотря на то, что я использую поверхностную структуру, соответствующая глубинная структура которой - вопрос на “да/нет”, вы отвечаете на него так, как будто это команда.

В примечаниях в конце этого тома мы дадим вам инструкцию о том, как конструировать примеры с использованием таких разговорных постулатов, чтобы добиться эффектов, желательных для вас - гипнотизера. Для наших насущных задач необходимо только отметить, что, когда Эриксон выбирает и использует механизм разговорных постулатов, чтобы добиться от клиента отклика, он оперирует с его устоявшимися методами работы.

Конкретно использованием разговорных постулатов он избегает отдачи команд, одновременно позволяя клиенту выбирать, отвечать ему или нет, и избегая авторитарных отношений между собой .и клиентом. Таким образом, клиентка, если она делает выбор ответа на предложение:
...Можете ли вы разрешить вашей руке подниматься... разрешая своей руке подниматься, активно участвует в процессе индукции транса, используя разговорные постулаты, чтобы понять производное значение поверхностной структуры “да/нет” - вопроса. Если клиент не 10“ 147
может ответить, не происходит обрыва в процессе трансовой индукции по Эриксону, так как не была дана команда; был просто задан вопрос и не требуется никакого отклика. Форма коммуникации, не являющаяся вопросом на “да/нет”, работает по тому же пути. Эриксон, к примеру, мог сказать:
Вам нет никакой нужды двигаться или
Для вас нет никакой надобности держать ваши глаза открытыми или
Для вас возможно войти даже в более глубокий транс. Если клиент движется, когда Эриксон произносит первое из этих предложений, эффект коммуникации - команда “не двигайтесь”. Если клиент неподвижен, это утверждение - эффективная методика следования.

Также, если глаза клиента открыты, когда Эриксон произносит второе предложение, тогда эффект для клиента состоит в его ответе - закрыванием глаз. Наконец, когда клиент слышит, как Эриксон произносит третье предложение, оно имеет эффект команды “войти даже в более глубокий транс”. Мы представим формальное описание этих феноменов в части Ш.
ПОЛУЧЕНИЕ ДОСТУПА К НЕДОМИНАНТНОМУ ПОЛУШАРИЮ
Гипноз, по сути, средство коммуникации, сообщения идей и понятий пациенту тем способом, при котором он (пациент) оказывается наиболее восприимчивым к этим идеям и, таким образом, обретающим мотивацию к использованию своих собственных физических потенциалов для контроля своих психологических и физиологических ответов и поведения.

1967 Милтон Эриксон преуспел в создании и развитии мощной сети методик для получения доступа к коммуникации с недоминантным полушарием человека. Его мастерство позволяет ему вызывать внутренние ресурсы персоны, с которой он находится в коммуникации. В своей гипнотической работе Эриксон широко использует различения сознательной и бессознательной работы мозга клиента. Эриксон получил свой опыт медика и психиатра в стандартной системе обучения его школьных лет: конкретно он обучался в психоаналитических традициях, откуда он заимствовал термины сознательное и бессознательное. В своих собственных работах он использует эти два термина весьма многими путями.

Он сам комментирует в Гипнотической Психотерапии /Эриксон, 1943/: “...Что касается транса как такового, его следует рассматривать как особое, уникальное, но полностью нормальное психологическое состояние... Для
удобства концептуализации это особое состояние или уровень осознания был обозначен как бессознательный или подсознательный”.
Опять же, Эриксон в “Исследованиях специфической амнезии”
комментирует:
Во время нахождения в состоянии глубокого гипнотического сна
субъекту было дано предложение, что она сможет косвенно обнаружить искомую информацию без как сознательного, так и подсознательного осознавания того, что она делает. Для этого ей было сказано продолжать ее состояние глубокого гипноза, таким образом диссоциируя ее сознание и оставляя его в состоянии покоя. В то же время, средствами своего подсознания, она должна была занять автора оживленным разговором.

Таким образом, и с сознанием, и с подсознанием в состоянии занятости третий уровень осознания в ответ на гипнотическое предложение должен был подняться из глубины ее мозга и выразить себя в ведении ее руки в автоматическом письме, о котором она не знала бы ни сознательно, ни подсознательно. Эриксон продолжает комментарий в примечании к этой части текста:
Автор не берет никакой ответственности за ценность этих концептов, и состояние транса субъекта, возможно, отвечает за ее включенность в них, но, во всех случаях, они служили выполнению
задачи. Эти пассажи подчеркивают одну из наиболее важных характеристик
эриксоновского сложного поведения в гипнозе и терапии. Его волевой настрой принять модель мира клиента позволяет ему помогать его клиенту
в изменениях.
Это значит, что я меньше отвлекаюсь на содержание того, что
люди говорят. Многие паттерны поведения отражаются более в способе произнесения какой-либо речи субъектом, нежели в том,
что именно он говорит.
Другими словами, Эриксон прислушивается к принципам моделирования, которые клиенты используют для моделирования их реальностей. Множество людей в истории цивилизации обнаруживало этот момент, что есть неустранимая разница между миром и нашим представлением о нем. Мы как человеческие существа не оперируем прямо с миром, но, однако, мы оперируем с ним через наши репрезентации о нем. Каждый из нас создает репрезентацию мира, в котором мы живем - то есть карту или модель, которую мы используем для генерирования своего поведения.

Карта или модель, которую мы создаем, служит нам для репрезентации того, что возможно, что доступно, какова структура мира. Наша репрезентация мира зависит в большей степени от того, каков наш опыт относительно мира, как мы воспринимаем мир, какие выборы мы видим как доступные, раз мы живем в этом мире.
Следует помнить, что объект мира идей как целого (карты или модели - Р.Б./Д.Г.) - это не портрет реальности (это было бы совершенно невозможным заданием), но более существует для того, чтобы снабдить нас инструментом для нашего пути наиболее легко в этом мире.
X. Вайхиндер, Философия “Как если бы”,
Ни одна пара людей не имеет в точности одинакового опыта . Модель мира, создаваемая нами для руководства нами же, основана частью на нашем опыте. Каждый из нас может в таком случае создать другую модель мира, который мы делим, и, таким образом, перейти к жизни в чем-то другой реальности.



Содержание  Назад  Вперед