Недоминантное полушарие у человека


...должно отметить важные характеристики карт. Карта - это не территория, ею репрезентируемая, но, если корректно, она имеет ту же структуру, что и территория, которая и полагает ее полезность...
Эриксон позволяет себе ту же гибкость в построении своих собственных моделей терапии и гипноза. Эта гибкость позволяет ему определять и приходить к эффективному использованию тех паттернов, которые являются наиболее быстрыми и мощными.

Наша задача - создать модель эриксоновского поведения, которая сделает эти паттерны доступными. Один из наиболее полезных способов в организации нашего собственного опыта в гипнозе и терапии, как и в понимании методики Эриксона -осознание использования Эриксоном терминов СОЗНАТЕЛЬНЫЙ и БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ в соотнесении (по крайней мере частично) с доминантным и недоминантным полушариями человеческого мозга. Мы не настаиваем, что использование Эриксоном термина ПОДСОЗНАНИЕ всегда и только относится к недоминантному полушарию, но модель, соотносящая термины таким образом, дает нам ключ к пониманию методик Эриксона. Сразу же, например, удовлетворительное состояние глубокого транса было достигнуто клиентом, у которого были заняты и используемы оба полушария, и, что существенно, в деятельности с некоторыми более сложными явлениями глубокого транса (к примеру, в позитивных галлюцинациях).

Как с моделью, полезность такого соотнесения термина “бессознагельное” к термину “недоминантное полушарие” становится критерием ее применимости.
НЕДОМИНАНТНОЕ ПОЛУШАРИЕ У ЧЕЛОВЕКА
Как мы уже отмечали, исследования нейрологической организации у людей (особенно с расщепленным сознанием) обнаружили некоторые типические различия в поведении полушарий мозга. Конкретно исследователи идентифицировали различия в качестве, скорости и точности ответа двух частей коры мозга для различных сенсорных и репрезентационных функций (см. в особенности статью Джерри Леви, Психобиологическое воплощение билатеральной асимметрии). Для наших насущных целей наиболее интересны из них следующие:
Функции доминантного полушария
Цельная языковая система
Темп
Противоположная сторона тела
Функции недоминантного полушария
Визуализация Мелодия
Специфический тип речи Противоположная сторона тела
Эта асимметрия между полушариями мозга указывает нам на интересные пути решения повседневных задач; например, Гарднер / 1975/ комментирует:
Кингсборновская модель полушарий, соревнующихся в контроле над механизмами внимания, привела к некоторому творческому поиску, как с его стороны, так и со стороны других. Он обнаружил, к примеру, что способность балансировать штырьком в одной руке усиливается, когда человек одновременно разговаривает, если штырек находится в левой руке, тогда как картина ухудшается, если человек говорит со штырьком в правой руке.

Его объяснение состоит в том, что произнесение слов и балансирование - конкурирующие активности, которые, благодаря эффекту “расплескивания” интерферируют друг с другом, будучи в разных полушариях, и тогда они являются промоутерами и усилителями друг с другом. Иллюстрируя тот же эффект в случае комплиментарных сторон, процесс говорения субъекта улучшает его способность различать элементарные части в правом визуальном поле, даже когда эти образы несенсорны.

Обратно, когда пациент воспроизводит мелодии (функция правого полушария), следует усиление в левом визуальном поле.
Этот частичный список церебральных асимметрий мозга человека служит и как список путей, которыми подсознание может быть занято в процессе гипноза, и так же как важный организующий принцип в контексте терапии, особенно в работе с неконгруэнтностями (см. “Структуру Магии”-I, гл. 6, и “Структуру Магии”-II, часть II). Другими словами, распознавая эти симметрии, гипнотизер, нацеленный на помощь клиенту в достижении транса, обретает систему в своих выборах относительно того, как 151
коммуницировать с подсознанием клиента. В списке функций недоминантного полушария мы видим включенными специальные типы речи. Это требует объяснения и небольшого экскурса в лингвистические и психолингвистические исследования. Существуют две части объяснения.



Первое - человеческие системы языка - замечательно сложные системы. Запутанность паттернинга в человеческих языках сильно превосходит границы лингвистических навыков в создании модели, репрезентирующей все эти паттерны. Другими словами, в то время как мы полностью систематичны в нашем лингвистическом поведении, мы еще не преуспели в описании этого поведения.

Таким образом, задача понимания паттернов, которые являются нашей системой языка, ускользает от лингвистов, однако, каждый из нас выполняет, по сути, ту же задачу между двумя и шестью годами жизни. Более того, несмотря на то, что языки мира звучат ужасающе различно на слух и выглядят вполне по-разному при визуальной репрезентации в письменной форме, более глубокий анализ их паттернов обнаруживает тесное сходство в их структурах. Вне всех логически возможных форм, которые паттерны синтаксически естественных языковых систем могут иметь, находиться только ограниченное число паттернов. В большой мере независимо от конкретного языка, который они изучают, дети, как кажется, учатся с одинаковой быстротой и с одинаковым типом ошибок.

Эти заключения привели лингвистов и психолингвистов к формулировке модели общих (нейрологических) лингвистических различений, известной как универсальная грамматика. Эти универсальные различия, как говорят, являются частью генетически специфицированной нервной системы каждого из нас уже при рождении.

Присутствие таких универсалий в модели помогает исследователям понять, и как языки проявляют такую отмеченную похожесть, и также, как дети выполняют сложную задач обучения языку в такое короткое время.
Вторая часть объяснения включает тот факт, что дети, уже бегло говорившие и перенесшие некоторую травму мозга в языковом полушарии, становятся обыкновенно немыми. Затем они снова проходят через стандартные стадии в восприятии языка и снова говорят бегло. Этот паттерн был интерпретирован исследователями как демонстрация способности любого из полушарий учиться и функционировать как полная лингвистическая система. Таким образом, в случае, когда некоторое условие не позволяет доминантному полушарию функционировать адекватно в качестве речевого центра, недоминантное полушарие берет на себя эту функцию. Эта эквивалентность или пластичность человеческой нервной системы - другая составляющая доказательства, свидетельствующая об огромном человеческом потенциале, настолько еще неисследованном.

Рассматривая оба эти факта совместно, мы предсказываем, что недоминантное полушарие должно демонстрировать некоторые речевые способности. Конкретно, как минимум, все различения, доступные в модели Универсальной Грамматики, должны присутствовать 152
в недоминантном полушарии. Это предсказание авторов оказывается подтвержденным исследованиями из разных источников. Например, одно описание классов языковых способностей у полушарий дается Леви (1974, с. 174):
Так как правые полушария пациентов с комиосуротомией, как оказывается, проявляют некоторое понимание и разговорного языка, и написания существительных, глаголов и определений, и также имеют некоторые минимальные способности к выразительной речи, встает вопрос относительно различий двух полушарий, которые лежат в основаниях обширных различий в языковых способностях. Если бы минорное полушарие не могло понимать никакой речи, но могло бы продуцировать ее, можно было бы постулировать отсутствие фонологии в правом полушарии и интерпретировать произведение речи как результат прямой трансляции семантического кода к артикулярному.

Если бы правое полушарие могло воспринимать речь, но не продуцировать ее, можно было бы постулировать отсутствие артикулярного кода. Однако, если правое полушарие может вместе и понимать и выражать речь, даже на ограниченном уровне, в этом случае интерпретация становится много более трудной.
Мы вернемся к теме лингвистической коммуникации с недоминантным полушарием позже в этой главе.
ВИЗУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Гипнотизер поставлен лицом к задаче помочь клиенту в получении доступа к его подсознательному или недоминантному полушарию. Как мы подчеркнули, задача эта имеет две части - отвлечение и одновременное использование доминантного полушария, и получение доступа к недоминантному полушарию. Одна из наиболее прямых и мощных методик достижения недоминантного полушария, обнаруженных гипнотизерами, состоит в том, что клиента заставляют его внутренним зрением создавать визуальные образы.

Давая клиенту задачу, предполагающую способность к визуализации, гипнотизер облегчает перенос контроля от доминантного полушария к недоминантному.
Субъективные оценки многих людей, объясняющие эти находки, могут быть суммированы как следующие: “Когда я прислушиваюсь к воображаемому метроному, он ускоряется или замедляется, звучит громче или тише, в то время, как я начинаю входить в транс, и я только следую за ним. При работе с реальным метрономом, он остается отвлекающе постоянным и вытягивает меня снова к реальности вместо того, чтобы позволить мне плыть по течению транса. Воображаемый метроном изменяем и всегда 153



Содержание раздела