Доступ к недоминантному полушарию через мелодию


Если к примеру, клиент обладает хорошо развитой кинестетической репрезентативной системой, но малой или никакой способностью к визуализации через не доминантное полушарие, гипнотизер может сделать так, чтобы клиент принял определенное знакомое положение тела. Когда клиент будет находиться в этом положении тела и будет полностью переживать кинестетические ощущения, гипнотизер может дать клиенту инструкцию осмотреться и увидеть, какие визуальные репрезентации обычно ассоциированы с этими телесными ощущениями.

С использованием наиболее высоко оцениваемой репрезентативной системы клиента как ведущей, клиенту можно помочь обрести доступ к новым состояниям сознания. Например, на одной из наших сессий по обучению психолог средних лет признался, что он не способен к созданию визуальных образов, несмотря на то, что имел, клиентов, использующих эту методику. Мы заставили этого человека поместить его тело в позицию как при игре на пианино (его любимое хобби). Затем его инструктировали перемещать пальцы рук в соответствии со знакомой мелодией. Он находился с закрытыми глазами, ему дали инструкцию к внутреннему прослушиванию мелодии по мере того, как он ее проигрывает.

Затем его попросили взглянуть на клавиатуру. Он произнес: “Я могу увидеть клавиши, и мои пальцы на клавиатуре”. Затем его проинструктировали осмотреть остальную часть пианино, далее всю гостиную, и далее - всех людей в гостиной.

Эта методика использования наиболее высоко оцениваемых репрезентативных систем для того, чтобы открыть и улучшить несколько обедненные, обычна в нашей работе. Основной принцип - просто найти ситуацию, в которой обедненная сторона перекрывается с развитой как обнаружение внутреннего диалога у клиента - визуалиста тем, что он представляет движение губ кого-то и затем слышит слова и многие варианты той же темы.

Это пример того, что мы называем наложением репрезентативных систем (см. “Структуру Магии”-II). Принцип визуального доступа затем связывает вместе многие наблюдения Эриксона об эффективных индукциях глубокого транса:
...Использование в большой степени воображения, чем реального аппарата, позволяет субъекту использовать его реальные способности... Использование воображения в трансовой индукции почти всегда усиливает развитие подобного или связанного с ним более сложного гипнотического поведения Например, субъект, испытывающий затруднения в создании галлюцинаций, часто научается создавать их, когда транс индуцирован использованием воображения.... была индуцирована к визуализации большого числа хрустальных шаров, в которых она начала галлюцинировать целые серии...
ДОСТУП К НЕДОМИНАНТНОМУ ПОЛУШАРИЮ ЧЕРЕЗ МЕЛОДИЮ
Другая из асимметрий, которая устойчиво обнаруживалась между церебральными полушариями у человека - локация мелодии. Очевидно, недоминантное полушарие - место локации репрезентаций мелодии у человека.
Тот факт, что полностью различные пациенты могут воспроизводить хорошо известные стихи, петь простые знакомые песни и испускать проклятия, предполагает наличие целого аудиального гештальта в правом полушарии, особенно если иметь в виду факт, что такие пациенты не могут воспроизводить стихи или петь песни, если не начнут этот процесс сначала. Если прервать их на середине и затем сказать им продолжать с того места, на котором они остановились, они не смогут сделать этого, но должны начать снова с самого начала.

Тот же феномен имеет место в меньшей степени у нормальных людей для того материала, который был запомнен в данной последовательности, как алфавит Боген и Воген (1969) высказывают предположение, что, если правое полушарие имеет специальную способность к тональности, тембру и другим аспектам музыки (см. Милнер, 1962), тогда внутриполушарная коммуникация может способствовать музыкальному творчеству. Они сообщают, что в сотрудничестве с Гордоном были сделаны наблюдения пациентов с выявленной праворукостью, которые просили петь до и после введения амитала натрия в правую внутреннюю сонную артерию.

Во время наличия левостороннего гемипарезиса артикуляция была понятной, хотя и с пропусками слов, и, хотя ритм сохранился, пение было существенно амелодично, с некоторыми относительно небольшими изменениями в высоте тона. Последние 25 лет повели к значительной ревизии некоторых из этих более старых представлений. Теперь мы знаем, что, тогда как афазические нарушения речи и восприятия даже более связаны с левыми односторонними повреждениями, чем полагалось классиками, определенные неспособности, например, затруднения с одеванием, более тесно связаны с нарушениями в правом полушарии.



Теперь дело выглядит так, что правое полушарие не является минорным, но даже само по себе доминантно по некоторым функциям. Так, оно оказывается доминантным для определенных пространственных функций (тогда как левое, возможно, доминантно для остальных) для некоторых доминантных задач, и, как теперь полагается благодаря нескольким линиям доказательств, возможно, для определенных аспектов эмоционального ответа.
Гарднер, 1975
Использование мелодии как методика получения доступа к бессознательной части человеческого мозга упоминается особо Эриксоном:
...Музыкант, не дававший ответа на прямые гипнотические предложения, был индуцирован к вызову переживания его мыслей, преследуемых музыкальной мелодией. Это повлекло за собой предполагаемый поиск других сходных переживаний.

Вскоре он оказался настолько погружен в попытки вызвать забытые мелодии и отсчитывать время кинестетическими средствами, как в глубоком трансе.
1967
В нашей собственной работе по гипнозу инструкция клиенту играть мелодию или набор мелодий в своей голове неоднократно доказала эффективность такой методики индукции, особенно в комбинации с некоторыми из других методик. Некоторое подтверждающее свидетельство для одновременной локации и использования мелодии выходит из работы, проведенной с афазичными пациентами, людьми, которые имели травму мозга и частично потеряли речевые способности. Те пациенты, которые имели повреждение в своем доминантном полушарии, в области Брока в основании третьей фронтальной извилины, могут быть подвергнуты лечению тем, что называется мелодической интонационной терапией. Чему это равносильно - так это тому, что пение тренирует недоминантное полушарие производить функции, утраченные доминантным полушарием в результате травмы.

Утерянные различия в языке вводятся в другое полушарие напеванием словесных паттернов вместо проговаривания их (задание, которое афазик Брока не может выполнить, пока слова не будут спеты повторно), для дальнейшего ознакомления см. Гарднер, 1974.
Затем Джейн была натренирована полностью произносить стишок “Гороховая каша” в запинающейся, неуверенной, с заиканиями, манере.
Она выучила это феноменально быстро, и затем Анну, которая ничего не знала об этом специальном средстве, попросили пересказать с Джейн стишок по гороховую кашу, как бы неуверенно она ни делала это. Они начали медленно. Анна - медленно, пока Джейн не начала увеличивать темп и тогда, заикаясь, в болезненной и раздражающей манере. Анна взглянула на автора, была неумолимо проинструктирована слушать Джейн и продолжать совместное пение. Анна повернулась к Джейн, и ее губы и лицо показали идеомоторные, хотя и бессознательные и неконтролируемые усилия со стороны Анны на исправление заикания Джейн.

Снова и снова, раз за разом, Джейн читала, а губы Анны подергивались, и, в конце концов Анна, запинаясь, суфлировала Джейн в течение всего стишка. 160
Этот особенный сеанс длился около двух часов, и речь Анны стала существенно лучше. Тот же метод использовался и с другими стишками, и Анна была явно довольна и уверенна, хотя часто очень надоедлива.
1967
Выбор мелодии сам по себе предлагает гипнотизеру много вариантов. В контексте терапии гипнотизер мог бы выбрать некоторую мелодию, связанную в жизненной истории пациента с периодом его жизни, возвращения к которому гипнотизер бы желал в целях всего предприятия.

Так же, контексте гипнотизма, гипнотизер мог бы дать клиенту мелодию для внутреннего исполнения, которая непрямо предлагает возрастную регрессию. Мы нашли, что здесь особенно эффективны мелодии детских песенок.
ДОСТУП К НЕДОМИНАНТНОМУ ПОЛУШАРИЮ ЧЕРЕЗ РЕЧЬ
Как мы постулировали ранее, так называемое немое, или недоминантное полушарие у человека обыкновенно имеет некоторые языковые способности. Степень этих способностей, кажется неизвестна, различные исследователи делают противоположные утверждения . В свете Универсальной Грамматики и открытий в пластичности возможно, что недоминантное полушарие имеет ее различения, доступные в Универсальной Грамматике.
Так как правые полушария пациентов с комиосуротомией, как оказывается, проявляют некоторое понимание и разговорного языка. и написания существительных, глаголов и определений, и также имеют некоторые минимальные способности к выразительной речи, встает вопрос относительно различий двух полушарий, которые лежат в основании обширных различий в языковых способностях. Если бы минорное полушарие не могло понимать никакой речи, но могло бы продуцировать ее, можно было бы постулировать отсутствие фонологии в правом полушарии и интерпретировать произведение речи как результат прямой трансляции семантического кода к артикулярному.

Если бы правое полушарие могло воспринимать речь, но не продуцировать ее, можно было бы постулировать отсутствие артикулярного кода. Однако, если правое полушарие может вместе и понимать, и выражать речь, даже на ограниченном уровне, в этом случае интерпретация становиться много более трудной.



Содержание раздела