Рефрейминг техники россыпью



Шестишаговый рефрейминг - одна из тех техник, которые производят неизгладимое впечатление на начинающих НЛПеров, однако по мере повышения их квалификации и знакомства с другими техниками, энтузиазм в значительной степени остывает, и "шестиногий" занимает почётное, но скромное место в их арсенале. Отчасти это оправдано.

Какая бы ни была замечательная техника, это только одна из техник, а выбор (как гласит одна из Базовых Пресуппозиций) всегда лучше, нежели его отсутствие, хотя бы даже и в пользу такой замечательной вещи.
Действительно, во многих случаях применение шестишагового рефрейминга похоже, скорее на стрельбу из пушек по воробьям. Узко специализированные техники (взмах, например) способны давать столь же мощные результаты, но гораздо быстрее и проще, правда без такой увлекательной штуки, как получение сигналов от подсознания.
С другой стороны, последнее замечание, кроме того означает, что "6ш" (так я буду его в дальнейшем для краткости называть) действительно технически сложнее, чем большинство других. Общепризнанно, что он требует заметно более высокой квалификации оператора, чем техники, появившиеся в НЛП позднее.

Вернее, хорошей сбалансированности всех (или почти всех) навыков НЛП-практика. Кроме того, он, судя по всему, "подогнан" все-таки под среднестатистического белого американца и вызывает порой сложности у "не НЛП-адаптированного" клиента.
К другим недостаткам 6ш можно отнести его потенциальную "нудность" - при некоторых условиях, он способен приводить к постоянным "возвратам" с последнего шага (проверки экологии) и зацикливаниям, что надоедает :) Сюда же отнесу иногда возникающие замечания, что в процессе 6ш легко могут создаваться новые части личности (даже не одна!), то есть производится расщепление (диссоциация) человека, а это, возможно, не так уж и хорошо (интегрирование, во всяком случае, гораздо лучше).
Подытоживая, можно сказать, что 6ш, будучи одной из первых техник НЛП, сохранил свою первоначальную форму и имеет явную внешность "старого" (традиционного) кода НЛП, вместе с его некоторой неуклюжестью и тяжеловесностью. По-моему, было бы жалко оставлять его на полках истории, рядом со скелетами динозавров и самолётом братьев Райт.

Итак, он нуждается в новой одежде - яркой, броской, элегантной. Именно об этом и будет рассказано ниже.
Следует только предупредить, что всё нижеследующее не является личной наработкой автора, а представляет собой, скорее, сумму достижений НЛПеров разных регионов России, творчески преломлённую, разумеется, через личный опыт вашего покорного слуги.
Ну, блин, Мичурин даёт!..
И первая идея (или группа идей) основана на некоторой общности 6ш с рядом других техник - упомянутыми в "Рефрейминге" договором частей и созданием новой части и визуальным сдавливанием. Все эти техники, вообще-то, всецело относятся к "традиционному" коду НЛП, и им присущи (в разной степени) одни и те же - упомянутые выше - недостатки.
Так вот, в процессе использования этих техник в реальной практике обнаружилось, что каждая из них, разумеется, не цельная, а состоит из отдельных элементов: установление контакта с частью, выяснение намерения части, ассоциация с ней или диссоциация от неё, получение доступа к её ресурсам, передача её ресурсов другой части (в другой контекст) и т.п. (любопытно, что техники, в основе которых лежит идея о том, что человек состоит из частей, сами оказались "разборными") И возникает естественная мысль: взять все эти кубики от разных техник, побросать в один большой мешок, хорошенечко встряхнуть, а затем доставать по одному на свет божий, и, тщательно подумав, ставить на новое место.
Вот так, вероятно, и родился вариант общей техники работы с частями личности, который я в шутку назвал как-то "Урало-сибирский рефрейминг". Отличается он от каждой их упомянутых техник тем, что он не пошаговый - здесь нет чёткой последовательности действий, а очередной "кубик" выбирается по результатам применения предыдущего.

Доступ к части
Более конкретно: в большинстве случаев первым шагом всё равно является "вызов" части и установление контакта с нею. Как показывает опыт, даже если мы планируем в дальнейшем проводить 6ш, этот шаг ("кубик" доступа к части) гораздо лучше выполняется так, как это делается в визуальном сдавливании: "Пусть часть, ответственная за X выйдет в виде какого-либо образа на твою руку...", или так: "Если бы часть, ответственная за X, расположилась на руке, то как бы она выглядела?

Какое бы ощущение было в руке? Какие бы звуки она производила?"
При этом возможен и смешанный вариант: "попроси часть, вызывающую X послать тебе какой-то сигнал... Что это?" - "Давление в низу шеи" - "Выпусти это давление на ладонь руки... Что ты видишь там?"
Или вариант, "слизанный" из холодинамики (с элементами субмодальностей): "Почувствуй в себе ощущения, связанные с X... Где они находятся в теле?

Какого размера? Тёплые или холодные?.. и так далее...

А теперь мысленно отступи назад, оставив их на месте и посмотри на них со стороны... На что это похоже?"
Во многих случаях образ части представляет собой человечка, но вовсе необязательно. Часты также разнообразнейшие животные - реальные и фантастические, разнообразнейшие предметы а также различные пятна как определённой, так и расплывчатой формы (облако, туман, чёрная дыра...)
Общение с частью
Как, наверное, понятно из предыдущих примеров желательным в большинстве случаев является перевод части в визуальную систему и диссоциация от неё. Я думаю, это нужно для убыстрения и облегчения работы и для того, чтобы в дальнейшем в работу естественно включились творческие ресурсы (а в нашей культуре они, судя по всему, преимущественно связаны с визуальной модальностью).
Но в любом случае после выделения части нужно с нею пообщаться. Здесь, как в классическом варианте, можно попробовать установить сигналы Да/Нет (например, часть может кивать или качать головой), но в большинстве случаев удаётся установить более содержательный диалог. Иногда часть способна прямо (голосом) отвечать на вопросы, но даже если нет, она как правило, способна общаться невербально - жестами, мимикой, какими-либо действиями, позой, поворачиваясь или отворачиваясь, приближаясь или удаляясь. Задача интерпретации поведения в этом случае может быть немного сложнее, чем работа с двоичным сигналом, но обычно не представляет труда: "А как ты думаешь, то, что он поднимает руки ладонями вверх, что это может означать?

Как тебе кажется? Скажи первое, что приходит в голову" - "Ну, это, наверное, Y..." - "Спроси у него, это и правда Y?" - "Да, он подтверждает"
Общение в режиме Да/Нет, вероятно, естественно для людей с техническим складом ума, но в среднем ведение развёрнутого диалога с частью воспринимается даже "неадаптированным" клиентом более легко и проходит гораздо быстрее (часть иногда может так разговориться, что её не остановишь!) В том случае, если клиент проявляет опасения: "А это не шизофрения?" это можно спокойно рефреймировать в шутку или игру.
В этом же "кубике" хорошо иногда применить идею из последнего шага 6ш: наладив контакт с частью, спросите её: "А ты действительно та/тот, кто мне может помочь/с кем нужно общаться?". Оказывается, что даже на первом шаге иногда "выходит" не проблемная часть, а, например, более общительная, или более ответственная (если такое происходит в стандартном 6ш, это как правило не распознаётся, процесс доводится до конца и возникают массированные возвраты по экологии, или ничего просто не срабатывает).

В этом случае лучше поблагодарить часть, вернуть её назад (см. далее) и повторить "кубик" доступа.
Выяснение намерения
Важнейшим элементом любой из техник, "скрещиваемых" в данной статье является поднятие логического уровня - выяснение "истинного", позитивного намерения, стоящего за поведением (хотя начинающие иногда об этом забывают). И тут даже в традиционных вариантах есть выбор.
Можно, например, прямо спросить у части и получить ответ, который звучит в виде слов или пишется в поле мысленного взора. Это работает, к сожалению, недостаточно часто, но всё же бывает.
Можно получить от части условный знак этого намерения и догадаться, что он значит. Или без всякого знака догадаться.

В любом случае необходимо проверить правильность догадки, задавая вопросы, требующие ответа "Да/Нет" и калибруя реакцию части.
Можно "впустить" часть внутрь себя. По крайней мере так делалось в том варианте визуального сдавливания, которому учили меня на курсе НЛП-практик. Часть, предварительно выпущенная на руку, ненадолго впускается внутрь (рука подносится к груди) и пользуется телом, глазами и голосом владельца, чтобы высказать своё мнение.

После выяснения, она выпускается обратно на руку.
Если часть была визуально диссоциирована при доступе (особенно выпущена на руку), она может сообщить о своём намерении (или вообще выразить своё мнение) мимикой и пантомимой, голосом, движением, танцем. Фактически, это упомянутый выше условный знак, так что здесь тоже уместна догадка с последующей проверкой, только при этом, как правило, и догадаться и проверить оказывается заметно проще.



Содержание  Назад  Вперед