Творческий процесс


Наконец, ещё одна идея была подсказана Татьяной Мужицкой. Впрочем, оценить её (идею:) я смог, только познакомившись с некоторыми идеями Симорона. Можно войти во вторую позицию части. Это похоже на "впускание части" внутрь себя, но отличается тем, что я целиком становлюсь этой частью, а моя личность (или даже моё тело) целиком оказывается больше меня, так что я могу понять, а что же я делаю для этого большого, частью которого я являюсь. При этом, по замечанию Татьяны, может быть полезным "сыграть" эту часть, повторить её движения, характерные поступки, тон голоса (впрочем это и есть вторая позиция).

Такое изменение песпективы действительно способно кардинально менять подход к ситуации даже само по себе.
Творческий процесс
Традиционным подходом предусматривается вызов ещё одной - "творческой" части и поручение ей задания придумывать новые варианты достижения позитивного намерения. С одной стороны это может означать дополнительное "расщепление" личности, а с другой - не явлется обязательным.
Один из вариантов состоит в том, чтобы попросить самого человека придумывать метафоры изменения (ведь и сама часть - тоже метафора). Например так: "А что это Человечек всё время сидит.

Как, по твоему, он может себя ещё вести?" - "Ну, он может встать и походить... Или даже побегать... А ещё ему хорошо научиться танцевать... и петь!"
Опять же при визуальном доступе к образу можно просто дать клиенту (или себе) время посмотреть на часть, задавшись вопросом "А что здесь можно изменить". Образ имеет тенденцию к оживанию и мощному изменению своего поведения (особенно, если умело вплетать пресуппозиции этого).
Вместо творческой части может использоваться "Совет" или "Консилиум" других частей, занимающихся обсуждением или мозговым штурмом (в том числе и по стратегии Уолта Диснея!).
Наконец, даже работа "творческой" части может быть обставлена разными метафорами. Например, она может показывать кино проблемной части или даже проблемной части и сознанию клиента.
Внесение изменений в части и систему
В любом случае, даже если мы воспользовались советами "творческой" части, есть смысл не откладывать некоторые изменения на потом, а сделать их тут же. Самое простое - это просто обратить внимание, как изменился внешний вид или поведение части или частей.
При этом совсем необязательно пускать процесс на самотёк, а можно целенаправленно менять субмодальности образа части. Например, в одном из вариантов визуального сдавливания, одна часть заявила, что она могла бы лучше общаться с другой, если бы та была поменьше. В том случае оператор просто попросил клиента "сжать" вторую часть (предварительно выяснив, что та согласна).

Несложно догадаться, что здесь также хорошо работает изменение цвета, веса (давления на руку), характера движений.
Кстати, если мы уж выделили часть и наделили её формой (а зачастую это вообще образ какого-то человечка), то можно провести с этим человеком (объектом) любую технику НЛП, например коллапс якорей или взмах, или даже изменение убеждений. Вероятно, эта возможность всё таки из разряда экзотических, но иногда...
Возвращаясь к теме статьи, замечу, что традиционный процесс визуального сдавливания ткже можно отнести к кубику "изменение системы частей". Подробно описывать его здесь не буду, он хорошо работает в классическом варианте.
Другой вариант изменений - организация совместной работы частей, когда две (или более) из них, не сливаясь, садятся, например, за стол переговоров (техника разрешения конфликта частей) или совместно трудятся над общим делом, или веселятся, или наоборот расходятся подальше...
Интеграция частей и обратная интеграция
Что очень часто забывают, так это по окончании работы вернуть "расщепление личности" по крайней в первоначальное состояние. Даже если мы не интегрировали разные части, но получали к ним доступ, имеет смысл вернуть их по одной в "океан" личности.

Если мы "выпускали" их на руку, то можно "втолкнуть" их внутрь тела. При этом, если интеграция разных частей не нужна, их можно вталкивать в разные части тела.

Всё вместе и вперемешку

Ну и самое главное в том, что мы разбили техники на "кубики" является увеличение свободы в комбинировании. Фактически, у нас не осталось отдельных техник, а образовалось целое их поле, причём со встроенным внутрь сбором информации.

Так, сделав с какой-нибудь частью стандартный 6ш, мы можем на этапе экологической проверки обнаружить возражающую часть, и, выясняя её намерения, не возвращаться на предыдущий шаг 6ш, а естественно перейти к визуальному сдавливанию двух имеющихся частей.
Или наоборот, проводя визуальное сдавливание, выяснить, что части не намерены интегрироваться, и провести просто переговоры между ними. Или даже семинар по обмену опытом (передача ресурсов без интеграции частей).
Или, если клиент не способен получить доступа к творческой части, можно собрать несколько маленьких творческих частей и сдавить их в одну, а затем вернуться к 6ш.
Кстати, ничто не ограничивает нас условием работать только с одной или двумя частями одновременно. Вполне возможно выпустить одну часть на левую руку, другую - на правую и посадить ещё две-три части на колени.

Или организовать кинотеатр, где сотня заинтересованных частей смотрят фильм, созадаваемый творческой частью. Возможностей здесь столько, и они таковы, что их легче придумать и сделать, чем описывать...
Метафора: Дирижёр
Вторая идея усовершенствования 6ш основана на идее Андрея Мартынова. Правда, мне удалось ее усовершенствовать, и в таком виде, как мне кажется, она работает ещё быстрее и проще.

Целью её является устроить всё так, чтобы экология соблюдалась автоматически. При этом сам процесс должен проходить легче и быстрее, и кроме того, практически отпадает необходимость в шестом шаге, что тоже делает процесс более лёгким и быстрым.
Основополагающая идея - проверять экологию прямо в процессе выработки новых решений, так чтобы новое поведение добавлялось в список только после того, когда все заинтересованные части соглашаются с ним. В идеологии 6ш для этого следует завести часть-координатор, которая возьмёт на себя ответственность за коммуникацию всех частей, исходной и творческой части, сбор их реакции и обмен этой информацией.
Эта идея, безусловно, сильно смахивает на легендарное "Подсознательное моделирование" Александра Любимова. Разница здесь в том, что в данном случае часть не назначается Терапевтом, она - только Коммуникатор, выбираемый на момент проведения техники.

Кроме всего, это означает, что клиент и оператор (в случае, когда он имеется) имеют больше контроля над ходом работы, поскольку Координатор также постоянно общается и с ними через сознание и выполняет их команды.
Усовершенствование, которое, родилось у меня, заключается в том, что этот Координатор вызывается до всех остальных шагов 6ш. При этом для общения с ним естественно применить описанный выше приём (хотя и не обязательно; можно пользоваться и традиционной технологией).

При этом Координатор остаётся единственной частью, с которой происходит общение в сознании клиента, а со всеми остальными частями (проблемной частью, творческой частью, частями, вовлечёнными в экологию) он общается самостоятельно. Поскольку он - именно тот, кто умеет общаться с частями, то это происходит проще.
Кратко опишу шаги полученной техники
Вызов Координатора:
- Есть ли внутри меня часть, которая умеет и любит общаться с другими частями моей личности? Можешь ли ты выйти мне на руку?

Поиск "проблемной" части?
- Можешь ли ты найти ту часть, которая ответственна за X? Удаётся ли тебе установить с ней контакт?

Поиск позитивного намерения
- Спроси у части X, чего она на самом деле хочет, когда делает X? Каково её истинное позитивное намерение? Запомни его.

Генерация новых вариантов поведения
- Можешь ли ты мобилизовать все внутренние резервы для того, чтобы найти другие способы достичь той же цели? Тогда начни собирать новые способы для этого, и тут же сообщай их всем, кого это может касаться, собирай их отклики, и сделай так, чтобы они учитывались в дальнейшем.

Те варианты, которые подойдут всем частям и мне в целом, я прошу тебя запоминать. Когда накопится три (пять...) новых вариантов, дай мне знать.

Ты понимаешь то, о чём я тебя прошу? Ты можешь это сделать?

Тогда начинай.

"Встраивание" новых вариантов
- Кто, по твоему мнению, способен выполнять выработанные варианты поведения? Спроси его (их), согласны ли они попробовать эти новые варианты поведения в реальной жизни?

Экологическая проверка
- Есть ли у кого-нибудь возражения или замечания по поводу проделанной работы?
В заключение несколько замечаний:
Дополнительной приятной особенностью такого варианта является то, что с одной стороны, не приходится тратить время и усилия на сознательный доступ к разным частям, а с другой стороны, это же означает, что мы вносим гораздо меньше потенциальной "дезинтеграции" в личность, и поэтому можем сэкономить на "сборе мусора" в конце техники, то есть не заниматься полной интеграцией, а "впускать" обратно приходится только одну часть.
Первый раз, когда я делал этот вариант, образ, который возник у меня, был Дирижёр. Во фраке, с дирижёрской палочкой, за пюпитром, во главе оркестра.

Поэтому я называю этот вариант "Дирижёр".
Интересно, что сама идея "вызвать" Координатора до всех других частей была вызвана тем, что (ввиду позднего времени) мне хотелось проделать всю работу максимально быстро, и я подумал, что так получится проще всего. В качестве вознаграждения я получил интереснейшие полимодальные галлюцинации (надеюсь, читатели этих строк не боятся этого слова).

Сначала Дирижёр общался со мной, постукивая палочкой по пюпитру, а потом научился отвечать, управляя оркестром, так что процесс генерации новых решений звучал как целый концерт - пиршество музыки.
Обратите внимание, что в предложеном выше варианте ведения не упоминается "творческая часть". Это согласуется с моим личным стремлением не выделять части без необходимости даже косвенно.

Но это не является обязательным, поскольку Координатор, вероятно, может также легко пообщаться и с ней.
Последний шаг (проверка экологии с прямым поиском всех заинтересованных частей) в общем-то избыточен. При правильном исполнении техники экология соблюдается автоматически.

В одном случае этот шаг даже вызвал реакцию Координатора ("Мне не доверяют"), так что пришлось делать ещё и рефрейминг смысла.
Заключение
Метаморфозы, произошедшие с 6ш, кроме их непосредственной практической пользы, наводят еще на несколько мыслей. Во-первых, это еще одно подтверждение Базовой Пресуппозиции - когда мы добавляем выбор внутрь самой лучшей техники, она становится лучше.

Наверное, то же самое происходит, когда мы добавляем выбор внутрь самого НЛП (что это значит для того, кто читает эти строки?), ну, и, разумеется, внутрь Вселенной.
Во-вторых, это, возможно, намёк на то, что следует "покрутить" и другие техники, а может, и их можно сделать более простыми, элегантными, быстрыми, и за счёт этого - более мощными. Другими словами, опыт полученный НЛПерами за последние десятилетия может быть применим и к техникам НЛП.

А это в свою очередь означает, что техники - как люди, живут своей собственной жизнью, а значит к ним применимы модель TOTE, логические уровни, стратегии изменения убеждений... Мне это кажется не столь уж заезженным поворотом трёхпозиционного описания.

Тема эта представляется в данный момент неохватной, но здесь могут быть зарыты удивительные клады...
Ну и наконец, один из путей модернизации техник здесь обозначен явно - вслед за коллапсом якорей, пришла пора говорить о "коллапсе техник" (хотя правильнее, наверное, говорить об "интеграции техник"). Общеизвестно, что многие НЛПеры делают это "ad hoc" (придумывая конкретную технику для конкретного клиента), однако, вероятно, обмен таким опытом был бы очень полезен.



Содержание  Назад