общественных и частных коммерческих училищ.


Реформа заключалась в том, что все коммерческие учебные заведения выводились из-под контроля Министерства народного просвещения, отличавшегося жесткой регламентацией деятельности подведомственных ему учреждений. Они передавались в ведение учебного отдела Министерства финансов, который возглавлял в 1896-1905 гг. известный деятель Русского технического общества И.А. Анопов. В ходе реформы создавалась трехступенчатая система, включавшая торговые классы, торговые школы и коммерческие училища.

Министерство финансов, взяв под свою опеку коммерческие училища, гарантировало им материальную стабильность и условия для их количественного и качественного роста. Этому способствовало и максимально быстрое в условиях бюрократического государства утверждение уставов вновь открываемых коммерческих училищ.
В результате, если за 1800-1880 гг. было образовано всего 8 коммерческих училищ, то с 1896 по 1902 г. в ведении учебного отдела Министерства финансов находилось уже 36 общественных и 16 частных коммерческих училищ. И процесс этот продолжался. По данным учебного отдела Министерства финансов, к концу 1902 г. начали работу еще 6 общественных и частных коммерческих училищ.

Спустя десять лет после утверждения “Положения о коммерческих учебных заведениях” в России насчитывалось уже свыше 70 коммерческих училищ [13].
Представители предпринимательских кругов внесли свой вклад в успех этой реформы. При открытии коммерческого училища в Казани выступавшие члены администрации и попечительского совета подчеркивали, что хозяйственная жизнь России нуждается в специалистах, знания которых были бы приближены к практике. Подобные же заявления звучали при открытии коммерческих училищ в Вильне, Киеве, Нижнем Новгороде, Саратове, Харькове и других городах.
Наряду с количественным ростом важнейшим достижением коммерческих училищ, создаваемых совместными усилиями Министерства финансов и предпринимательских кругов, следует считать преодоление принципа сословной принадлежности. Если раньше в коммерческие учебные заведения принимались дети преимущественно купеческого сословия, то по “Положению” 1896 г. поступление в них не ограничивалось ни социальными, ни религиозными признаками. К тому же коммерческие училища стали первыми в стране профессиональными учебными заведениями, раскрывшими свои двери для женщин.

Таким образом, коммерческие училища задавали тон в демократизации российской системы образования в целом.
Уход С.Ю. Витте в отставку в 1905 г. привел к тому, что коммерческие училища были переданы в ведение созданного в том же году Министерства торговли и промышленности. Его последовательно возглавляли В.И.

 Тимирязев (1905-1906, 1909) и С.И. Тимашев (1909-1915), тесно связанные с банками и промышленным сектором. Оба министра, продемонстрировав заинтересованность в увеличении числа специалистов финансово-экономического профиля, продолжили образовательную политику, начатую Министерством финансов.

В итоге в 1912/13 учебном году насчитывалось уже 117 общественных и 102 частных коммерческих училища. Они действовали в большинстве губернских и уездных городов
России [14].
Эти результаты были получены благодаря тому, что Министерство финансов в интересах хозяйственного развития страны заложило основы коммерческого образования. Приняв во внимание нужды торгово-промышленных кругов, министерство получило поддержку их корпоративных организаций. В итоге согласованная работа главного финансового ведомства и общественности в сфере коммерческого образования принесла хорошие плоды.

Это положительный пример сотрудничества власти и общества, столь нечасто встречающийся в российской истории.
ЛИТЕРАТУРА
1. О штате коллегий и времени открытия оных от 11 декабря 1717 г. // Полное собрание законов Российской империи. Т. V. Ст. 3129. (В дальнейшем ПСЗ).
2. О поручении правительствующему Сенату попечения о правосудии. Об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства от 2 марта 1711 г. // ПСЗ. Т. IV. Ст. 2330; О должности фискалов // ПСЗ.

Т. V. Ст. 3890.

3. Державин Г.Р. Сочинения. 2-е изд. СПб., 1897.

Т. VI. С. 699.
4. Об учреждении министерств // ПСЗ. Т. XXVII. Ст.

20406; Общее учреждение министерствам // ПСЗ. Т. I. Ст. 4468.
5. Из бумаг о графе Сперанском в дополнение к его “Жизни”, изданной в 1861 г. // Русский архив. 1867. Ст.

450-451.
6. О производстве в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники // ПСЗ. Т. XXX. Ст.

2377.
7. Константинов Н.Н. Сборник материалов для истории СПб. Коммерческого училища. Отдел 1. Спб., 1889. С.3, 24; Учебные заведения ведомства императрицы Марии.

Краткий очерк. СПб., 1906. С. 174, 175, 186.
8. Виноградов Н. Московское коммерческое училище. Сто лет жизни. М., 1904.
9. Учреждение и устав Московской Практической академии. СПб., 1810. С. 3-4; Устав Московской Практической академии коммерческих наук и состоящего при ней Общества любителей коммерческих знаний.

М., 1851. С. 3, 5.
10. Бугров А.В. Очерки по истории Государственного банка Российской империи.

М., 2000. С. 280.
11. Александровское коммерческое училище, основанное Московским биржевым обществом: Записка, читанная директором училища при открытии классов 6 октября 1885 г. М., 1885. С. 3, 4.
12. Положение о коммерческих учебных заведениях, подведомственных Министерству финансов. Варшава, 1900.

С. 3-8.


  1. Министерство финансов. Учебный отдел. Материалы по коммерческому образованию. Вып. II. Коммерческие училища. СПб., 1905. Приложения, с. 10-13.


14. Министерство торговли и промышленности. Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1912-1913 учебный год. Пг., 1914.

С. 420.

M

Интересные записи



Содержание  Назад  Вперед