Психофизическая Подготовка Чань-Буддистов


Первая формула: Я четко контролирую ум и мысли... Глубокий покой и магнетизация во всем теле... Я концентрируюсь на высшей природе, высшем сознании... Я бессмертен... олицетворяю высшую справедливость...

Мое тело погружается в Йоганидру на... (указывается время, например, на 1 ч ровно).
Вторая формула: Я достигаю окончательной истины, окончательной реальности... Я достигаю окончательной цепи моей жизни в этом мире... независимо от судьбы моего тела...

Я обязательно достигну нирваны... ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЧАНЬ-БУДДИСТОВ
(ПО Н.В.АБАЕВУ)

Медитация - главное звено психической подготовки в чань- буддизме. Практикуется она только в комплексе с другими методами воздействия на психическое и соматическое состояние человека, носящими как внешне статический, так и активно- динамический, как вербальный, так и невербальный характер - парадоксальные задачи (гун-ань) и диалоги (вэнь-да), дыхательные и гимнастические упражнения (в том числе единоборства), физический труд, специальная диета, массаж и самомассаж, приема биоэнергетической стимуляции с помощью разнообразных средств (например, сигнальной рефлексотерапии), контактное невер- бальное воздействие и посвящение учителя и др.

Комбинация этих средств усиливает эффект медитации (для достижения просветления).
Сам процесс медитации предваряется подготовительными физическими и психическими упражнениями, призванными привести психику и соматику практикующего в оптимальное функциональное состояние, снимая возбуждение, стрессы и другие негативные факторы, мешающие медитации (созерцанию). С этой целью применяются методы психосоматической релаксации, водные процедуры, массаж или самомассаж БАТ, сопровождаемый внутренней работой по активизации энергетических центров, каналов и меридианов с помощью психической концентрации и дыхательных упражнений и т.д.
На начальных этапах психофизической подготовки особое внимание уделяется: 1) нормализации физиологических процессов посредством релаксации и дыхательных упражнений; 2) пра- вильному положению тела; 3) внешним условиям, удобным для длительной медитации.
В монастырской практике сидячей медитации обычно использовалась классическая йогическая поза лотоса или сейза. Рекомендация чаньского наставника: Когда Вы впервые начинаете практиковать сидячую медитацию (цзо-чань) и созерцать свое сознание (кань-синь), отправляйтесь в уединенное место и сидите там, не сходя с этого места.

Сначала сделайте тело прямым и сядьте в правильную позу. Сделайте одежду свободной и ослабьте поле.
Расслабьте туловище и конечности. Промассируйте себе позвоночник. Выдохните полностью воздух из живота. Через естественный поток дыхания Вы обретете Вашу истинную природу, ясную и пустотную, спокойную и чистую.

Когда Ваше тело и сознание будут гармонизировать, дух тоже станет спокойным.
Однако психосоматическая релаксация не переходит в вялость и полную расслабленность, так как наряду с возбуждением это тоже считается отключением от оптимального функционального состояния и мешает медитации. Поэтому в случае отключения в ту или иную сторону необходимо применять саморегуляцию (спокойное мысленное внушение нейтральности и т.д.) для восстановления и поддержания оптимального состояния.
Сам процесс медитации осуществляется при сосредоточении сознания, лишенного каких-либо образов или идей (мыслей), в одной точке (санскр. - экагра; кит. - и-нянь-синь). Это состояние сознания сочетается с максимальной релаксацией и стабилизацией сознания, снятием психического напряжения и достижением предельно уравновешенного состояния.
Медитация начинается с сознательной концентрации внимания, медитирующий сосредоточивает его в одной точке и интенсивно всматривается своим внутренним взором в пустоту, стремится опустошить свое сознание до полного отсутствия каких-либо мыслей или образов восприятия. Такое состояние называется одноточечностью сознания (и нянь-синь), или сознанием, лишенным мыслей (у-нянь-синь), или не сознанием (у-синь).
Однако сосредоточенность сознания вовсе не означает, что его нужно жестко фиксировать на определенном объекте. По мере тренированности медитирующий вырабатывает в себе способность к несознательной концентрации внимания, когда сознание свободно движется от одного объекта к другому, течет как вода, не задерживаясь ни на одном объекте и вместе с тем отражая его с максимальной адекватностью, когда медитирующий в состоянии сосредоточить свое внимание на определенном объекте без всякого напряжения и осознанного стремления сделать это, т.е. как бы при пассивном участии самого человека или, точнее, его индивидуального Я, которое в таком состоянии перестает быть контролером или наблюдателем собственной психической деятельности, как бы растворяясь без остатка в общем потоке психики.



У-синь - это действие (на каком угодно уровне - физическом или психическом) без попыток в одно и то же время контролировать и наблюдать за действием со стороны. Поэтому такое состояние называлось также у-во (не я), отсутствием индивидуального Я.
Главным содержанием медитации является реализация пустоты (санскр. - шуньята, шунья; кит. - чжэнь-кун, сюй-кун). Чань-буддист подвергает интуитивному рассмотрению (созерцанию) свой собственный поток психики, свое Я - образы, мысли, чувства, стремления и т.д., в результате чего обнаруживает, что все эти феномены, все, что он в состоянии обнаруживать в этом потоке, не имеет отдельного, независимого существования и в этом смысле нереально, а его Я нельзя свести ни к какому- либо одному феномену его психики, ни к их сумме, и поэтому говорить о своем Я как о чем-то реально существующем можно лишь условно.
Через переживание отсутствия собственной, независимой сущности различных психических образований (эмоций, мышления, восприятия и т.д.) достигается пустотность, т.е. несубстант- ность, иллюзорность, отсутствие собственной независимой сущности всех вещей и явлений, всего феноменального - внешних объектов, так называемых живых существ (кит. чжун-шэн), своей собственной природы, а также пустотность самой пустоты. Пассивно созерцая феномены своей психики и внешние образы восприятия, следует проявлять полное безразличие, максимально отстраненное (отрешенное) отношение к мелькаю- щим мыслям и образам, которые должны следовать в общем потоке психики легко и свободно и не оставлять в сознании никаких следов, подобно птицам, легко и бесшумно пролетающим по небу и бесследно исчезающим вдали.
Будучи не вовлеченным в поток сознания, медитирующий позволяет мыслям и чувствам течь свободно, наблюдая за ними без какого-либо определенного намерения, пока они само- произвольно не исчезнут. У-синь - это состояние целостности, в котором сознание функционирует свободно и легко, без ощущения наличия второго сознания, или, Я, стоящего над ними и контролирующего его.

При этом психика, лишенная деста- билизирующего и деструктирующего вмешательства инди- видуального Я, предоставленная самой себе и спонтанно функционирующая наиболее естественным для себя образом, успокаивается сама собой и достигает предельно уравновешенного и безэнтропийного состояния, которое уподобляется чань- наставниками зеркальной поверхности спокойной воды: Это такое состояние сознания, когда все духовные силы находятся в равновесии, так что ни одна мысль, ни одна склонность не может доминировать над другими.
Основной упор в чань-буддистской медитации делается на естественной саморегуляции, когда медитирующий не стремится навязывать своей психике направляющую и регулирующую волю своего Я, а, наоборот, отказывается от представления о дискретности собственного существования, выходит за пределы индивидуального Я и оставляет свою психику в покое, предоставляя ей возможность самой управлять своей дея- тельностью в соответствии с собственными, наиболее естест- венными для нее законами, позволяя ей самой находить наиболее оптимальный режим функционирования.
Однако отказ от ощущения своего Я как дискретной сущности не означает абсолютной бесконтрольности мыслей и поступков, полной безответственности и безвольной реактивности, лишенной всякой целенаправленности, а является лишь освобож- дением от субъективности восприятия, эмоциональных эффектов и психического напряжения, обусловленных привязанностью к своему Я.
Вся система чань-буддистской тренировки направлена на то, чтобы развить силу воли и полное самообладание, но не в смысле жесткой внешней дисциплины, а в смысле самоконтроля и саморегуляции, когда бразды правления берет на себя психо- соматическая целостность, в которой сознательные и подсознательные уровни находятся в гармоничном взаимо- действии и непротиворечивом единстве.
При этом воля, идущая от сознательного уровня психики и обусловленная деятельностью индивидуального Я, должна уступить место безличной, совершенно объективированной воле, которая исходит от истинной природы человека и усиливается за счет того, что ее максимальной концентрации и проявлению всех ее потенциальных возможностей не мешают различные демо- билизирующие факторы, связанные с наличием индивидуального Я: рефлексия, страх или беспокойство за свою Я-концепцию и т.д.



Содержание раздела