Облегчение Сосредоточения, Концентрации Внимания


По современным представлениям, в понятие дань-тянь могут входить две функции: 1) облегчение сосредоточения, концентрации внимания занимающегося на дыхательных упраж- нениях; 2) помощь при разучивании дыхания животом, регуляция дыхательных упражнений, одновременно стимулируется и функция кишечника.
Во время тренировки часто возникают следующие ситуации.
1. У людей, которые не могут достаточно долго сосре- доточиться на одной мысли, во время отдыха возникает масса беспорядочных мыслей. Поэтому такие пациенты во время тренировки должны мягко, не напрягаясь, направлять все свое внимание на дань-тянь, беззвучно проговаривая слова (при занятиях в системе нэйян-гун) или мысленно считать дыхание (при занятиях в системе цян-чжуан-гун).

Если тренирующийся забыл, на каком числе он остановился (потеря мысли), нужно начать счет сначала и, достигнув 100, опять считать с единицы.
Не надо беспокоиться, если возникают попутные, незначительные мысли. Важно это заметить вовремя и сразу пресечь их. Если трудно избавиться от этих мыслей, надо переключиться на что-нибудь радостное.

Для невротичных пациентов рекомендуется следующий прием: попытаться проследить мысль в обратном порядке - к ее возникновению; это успокаивает. Даже если во время тренировки не удается полностью успокоиться и совсем отключиться, целебный эффект наступит, хотя он будет меньше, чем при полном расслаблении.

Со временем каждому удается преодолеть эти трудности, не надо терять надежду.
2. Иногда во время тренировки человека одолевает сон. Чаще это бывает после перенапряжения или при недостаточном ночном сне.

Чтобы сонливость не возникала, рекомендуется смотреть точно на кончик носа.
Основу дыхательной техники составляет, так называемое, глубокое дыхание, однако, лучше называть это дыхание дань- тянь, так как оно существенно отличается от представления об акте глубокого дыхания в современной физиологии и выполняется при сосредоточении внимания на дань-тяне. Вообще дыхание в медитативно-дыхательных упражнениях должно подчиняться контролю сознания за движениями передней брюшной стенки и диафрагмы. Дыхание должно быть непрерывным, ненапряженным: ... спокойным и тонким, как будто его нет, но оно есть. Нужно быть радостным, тогда дыхание станет тише и тоньше, а настроение ровным, спокойным.

Существенно, что такое дыхание полностью опорожняет легкие.
Ослабленным пациентам, а также в качестве начального этапа мы можем рекомендовать следующую методику обучения дыханию. Начинайте спокойные, ровные и плавные дыхательные движения.

Не изменяйте дыхания. Оставьте его как оно есть, естественным. Но дышите сознательно (!), следя за каждым вдохом и выдохом.

Пусть сознание течет вместе с вдохом и выдохом. Не забывайте ни одного дыхания.

Любые мысли пусть приходят и уходят, будьте к ним безразличны.
Через некоторое время тренирующийся впадает в состояние полудремы, ни о чем не думает, не мечтает, а после упражнения испытывает общее успокоение, чувство бодрости, свежести, ясности.
В настоящее время сформировались основные системы дыхательных упражнений, входящие в дыхательную гимнастику ци-гун.
1. Система нэйян-гун, или упражнения для профилактики изнутри, представляет собой лечебную дыхательную гимнастику в основном для пациентов, находящихся в стационаре, применяется главным образом одно основное дыхательное упражнение, которое постепенно усложняется.
2. Система цян-чжуан-гун, или упражнение для общего укрепления. Это простая и в то же время действенная древняя техника дыхания для закалки и достижения здоровой и долгой жизни получила большое распространение во многих странах Запада.

Используются три вида дыхания: так называемое естественное дыхание, дыхание дань-тянь и так называемое встречное дыхание.
3. Система баоцзянь-гун, или упражнения для сохранения здоровья, представляет собой комплекс из 21 облегченного упражнения и рекомендуется в основном с целью профилактики практически здоровым пожилым людям. При необходимости эти упражнения можно комбинировать с упражнениями цян-чуан- гун и нэйян-гун.


Мы приводим и рекомендуем для изучения и освоения дыхательные упражнения в системе нэйян-гун и системе нян-чжуан- гун как лечебные медитативно-дыхательные упражнения. Используется главным образом основное дыхательное упраж- нение, которое выполняется в следующей последовательности. Приняв правильную позу, в течение 1-2 мин. дышат ритмично через нос. При вдохе кончик языка поднимается к небу, затем следует пауза (язык прикасается к небу) и выдох, во время которого язык опускается в обычное положение. Одновременно занимающийся должен мысленно произносить слова или ряд слов, продолжительность которых соответствует длительности дыхательного цикла.

Начинают с 3 односложных слов, из которых одно произносится на вдохе, второе - во время паузы, третье - при выдохе.
В дальнейшем произносимая фраза удлиняется, причем это должно происходить за счет увеличения паузы; постепенно доходят до 9 односложных слов, из которых 7 приходится на паузу, так как задержка дыхания происходит на вдохе. В то же время длительность паузы не должна быть затруднительной для зани- мающегося. Произносимые слова должны иметь определенный смысл, вселяющий уверенность в пользе упражнений для выздо- ровления или укрепления здоровья.

Дыхание всегда естественно, равномерное, без ощущения нехватки воздуха. Особенно это упражнение показано страдающим желудочно-кишечным заболе- ванием.
Можно использовать вариант этого упражнения, при котором задержка дыхания происходит на выдохе; вдыхают одновременно через нос и полуоткрытый рот, после чего сразу же следует выдох, а затем пауза с поднятием языка к небу, во время паузы мысленно произносятся слова, как и в основном упражнении. Этот вариант упражнения с задержкой дыхания на выдохе рекомендуется для пациентов с заболеваниями дыхательных путей.
Используются три вида дыхания: а) естественное дыхание, характеризующееся ровными тонкими, медленными и спокойными дыхательными движениями; б) дыхание дань-тянь, для которого характерны такие же, но более глубокие и длительные дыхательные движения обычно с равной продолжительностью вдоха и выдоха; в) встречное дыхание, когда при вдохе грудная клетка увеличивается, живот втягивается, а при выдохе - наоборот, живот выпячивается, грудная клетка втягивается. Естественное дыхание рекомендуется для пожилых и ослабленных лиц, дыхание дань- тянь - для лиц с неврозами, переутомлением, запорами и слабой концентрацией внимания.

Встречное дыхание укрепляет диафрагму и мускулатуру живота, оказывает благотворное воздействие на сердечно-сосудистую систему.
Преимущественно используется дыхание дань-тянь. Поскольку оно отличается от обычного глубокого дыхания, его нужно тщательно усвоить, чтобы оно стало привычкой. Необходимым условием для выполнения дыхания дань-тянь является полная релаксация.

Приняв удобное положение в одной из описанных выше поз, следует последовательно расслабить каждую мышцу тела, начиная с мышц стоп, затем мышцы голеней, бедер, низа живота и далее, кончая мышцами лба, затылка, потом рекомендуется думать о расслаблении сосудов, нервов и внутренних органов.
После расслабления начинают медленно вдыхать через нос и, следя за неподвижностью грудной клетки, распускают живот: передняя брюшная стенка выдвигается вперед. Во время выдоха низ живота втягивается внутрь.

При этом возникает удивительное ощущение, что воздух при вдохе достигает кишечника и даже малого таза (вдыхание воздуха в живот) - особый феномен медитатно-дыхательного тренинга. В процессе регулярных тренировок дыхание постепенно замедляется до 8-6-4 раз в минуту.
На следующей ступени тренировок, используя воображение и соответственно концентрируя внимание, необходимо провести дыхание по телу, во время вдоха представить себе, что струя воздуха идет к затылку, затем течет вниз по позвоночному столбу, а затем поднимается вверх по передней стороне тела и выходит через рот. Абсолютно необходимо, чтобы дыхание выполнялось ритмично, плавным непрерывным циклом.

Если вдыхать и выды- хать медленно, то тренирующийся будет чувствовать и как бы видеть и слышать циркуляцию энергии по телу.
Древняя медицина утверждала, что несвежий воздух скапливается в нижних отделах легких и продукты этого несвежего воздуха оказывают отрицательное действие на каждый орган.
Во время медитативно-дыхательных упражнений нередко возникает ощущение излучающегося тепла, распространяющегося в задне- и переднесрединный меридианы. Чувство тепла чаще возникает в дань-тяне, переходит в копчик, при этом может возникнуть позыв на стул, который следует задержать, продвинув мысленно тепло так, чтобы оно прошло вдоль позвоночника вверх к затылку, через макушку к верхней губе, т.е. по ходу заднесрединного меридиана; от нижней губы тепло, пройдя вдоль переднесрединного меридиана, возвращается в дань-тянь.

Тренирующийся может из каждого пункта этого кругооборота направить ощущение тепла дальше. Если оно продолжается длительное время, его уже не нужно направлять в своих мыслях.

Движение потока тепла может иногда ощущаться вдоль чудесного меридиана - дай-май, опоясывающего поясницу. Однако появление подобных ощущений не обязательно; установление равновесия между психикой и сомой происходит постепенно.
Основной предпосылкой получения лечебно-оздоро- вительного эффекта является вера тренирующегося в успех. Он всегда должен быть настроен оптимистично, и следует постоянно укреплять его веру в то, что он выйдет победителем из борьбы с болезнью. Нужно научиться расслабляться (можно использовать методику аутогенной тренировки), быть неторопливым, терпе- ливым и, конечно, не раздражаться.

Если у пациента слишком много забот, тренировка становится невозможной.
Считается, что эффект от медитативно-дыхательных тренировок возможен при наличии у тренирующегося следующих качеств: сохранять чистое сердце, требовать малого для себя, быть строгим к себе и великодушным к другим, следовать нравственным принципам. Тот, кто придерживается такой жизненной позиции, может быстро достичь душевного равновесия, активно преодолеть болезни и укрепить свое здоровье.



Содержание раздела