Родовые симпатии


Родовые симпатии были столь сильны, что если вождь рода становился вождем или царем Союза племен и родов, то он обязательно во всех делах отдавал предпочтение членам своего рода, в том числе и в вопросах личного окружения.
В году было два самых крупных праздника: весною - когда молодая трава покрывала землю, и летом - в середине, когда устраивались народные гуляния, танцы, игры и знаменитые поединки по древнерусской борьбе. Такие праздники сохранялись тысячелетия и назывались старинным словом - исах.
Небольшой праздник - исах мог устроить любой более-менее богатый человек, с играми и состязаниями, которые иногда заканчивались трагически, с гибелью участников боевых поединков. К результатам поединков сородичи относились с большим переживанием, сильно радовались при победе и сильно огорчались при поражении.
Любые церемонии, в том числе и праздничные, возглавлял обязательно шаман, начале торжества илилраздника шаман с группой из 9 девственниковсправа и 9 девственниц слева в одном ряду становился в центре большого круга, окруженный народом. Взяв огромный кубок с древнерусским пьянящим полунаркотическим напитком сомой, шаман опускался на левое колено с лицом, обращенным в небо на восток или юг (к солнцу) и начинал петь древние гимны, испрашивая благословления для своего рода или всего Союза.

Затем шаман отпивал глоток теперь уже освященного напитка и передавал кубок через помощников окружающим.
Затем брал другой кубок, освящал и передавал через помощников сидящим в первом Кругу старейшинам и почетным гостям (во втором и третьем Кругу сидела и стояла молодежь).
Если на торжестве или обычном родовом собрании принималось решение, то оно вырабатывалось и обсуждалось только в первом Кругу, где сидели самые старые и почетные сородичи. Второй Круг мог делать замечания и вносить поправки, а третий Круг (молодежь) всегда сидели молча.
Оратор из первого Круга мог приподняться и обратиться с призывом ко второму Кругу и получить одобрение или молчание. Без всеобщего одобрения решения не принимались и не утверждались.

Самым древним кличем одобрения было восклицание - Урр!
А военным кличем было слово - Урра! Сородич одного рода по-древнерусски назывались урута, младший брат назывался урус, а родственники путем брака назывались уру.

Древнее название дома ураз.
Как видим, многие самые древние русские слова содержали букву р и буквосочетание ур, не зря и первые горы, которые встретили наши предки при расселении на запад, были названы Урал.
Интересна древняя легенда о том, что все маленькие дети до трехлетнего возраста пока не научатся хорошо говорить, очень хорошо понимают язык природы - язык птиц, животных, огня и духов... А после трех лет, научившись говорить, большинство детей этот бесценный дар полностью теряют.
Древние русы верили, что все время, пока мертвец не схоронен, а это длится не больше трех дней, душа его не покидает земли: черти гоняют ее по всем тем местам, где она побывала при жизни, поэтому людям, много на своем веку путешествовавшим, плохо приходится. В это время душа дает знать живым о своем присутствии различными стуками и звуками; иногда слышно, как она плачет и жалуется, иногда видно, как она пробует исполнять оставленные недавно домашние работы: задает скоту сено, моет посуду, перебирает ремни или шевелит ящиками в амбаре. Сохранилась древняя легенда:
Многие души никогда не могут успокоиться и постоянно блуждают по земле; иногда они собираются вместе громадными толпами, разговаривают и кричат, а когда полетят, то шумят, как будто поднялась стая птиц или ветер подул. Есть люди, которые могут видеть и слышать больше других, они все это замечают! Такие беспокойные, блуждающие души называют ё р ; их на земле несметное количество: ё р может стать всякий умерший, если он на том свете на вопрос: что он оставил на земле? - ответит: Дом, скот, мужа, жену, детей, отца, мать, родственников.., а на вопрос: хочет ли он к ним вернуться? - ответит: Да!

Вот почему ё р чаще всего мучит своих близких, он им мешает жить, мешает наслаждаться, постоянно напоминая о себе. Отношения окружающих при жизни к умершему тоже влияют на превращение последнего в ё р ; но чаще всего причиной тому неточное исполнение обряда.


Иногда души умерших являются на землю под влиянием какой-нибудь сильной страсти.
Русы верили, что все умершие в молодости, все не прожившие положенного срока, все убитые, все скоропостижно умершие, самоубийцы и утопленники, все похороненные и отошедшие в вечность без обрядов превращаются в ё р .
Души шаманов и шаманок, души ведьм и колдунов, злых, завистливых, сердитых людей, отличающихся чем-либо особенным, делаются ё р . Эти последние духи остаются ё р навсегда и служат как работники и сподвижники высшим существам; поселившись в людях, они калечат их тело, портят глаза и внутренности, ломают кости, делают истеричными и сводят с ума, а иногда наделяют их могуществом и волшебной силой, превращая в шаманов. Всякий шаман в сущности только одержимый могущественным духом, истеричный; никто не родится шаманом, но может сделаться им всякий, даже помимо воли и вопреки своему желанию. Вот древний рассказ шамана о том, как он стал шаманом:
Двадцати лет от роду я сильно захворал и стал видеть очами, слышать ушами то, чего не видели и не слышали другие; девять лет я перемогался и никому не говорил о том, что со мной творится, так как я опасался, что люди не поверят и будут надо мной смеяться; наконец, я разболелся до того сильно, что угрожала мне неминуемая смерть; когда же я стал шаманить, мне стало легче; и теперь, если долго не шаманю, со мной бывает нехорошо, я хвораю!
Во время чарования глаза шамана приобретают какой-то особый тусклый блеск и выражение безумия, и их упорный взгляд волнует и смущает тех, на кого он направлен. Вообще, в фигуре шамана есть что-то особенное, что позволяет после небольшой практики отличать их среди присутствующих почти безошибочно: они отличаются некоторой энергией и подвижностью лицевых мускулов; в движениях их замечается яркость и ловкость; кроме того, все они, без исключения, носят длинные, падающие на плечи волосы, которые обыкновенно заплетаются сзади головы в косичку или связываются в пучок.
Есть шаманы, приверженные к своему призванию страстно, как пьяницы.
Шаманский волшебный дар не наследственный, хотя понятие о некотором кровном родстве между шаманами одной и той же местности замечается в поверий, что в роду, где раз объявился шаман, он уже не переводится; его дух-покровитель после смерти последнего старается преимущественно поселиться в кого-либо, принадлежащего к роду покойника. Этот дух-покровитель - неотъемлемая часть каждого шамана; даже самый слабый среди них обладает духом-покровителем. И е -к ы л а , звериное воплощение шамана, старательно скрывается всяким из них.

Древние русы верили, что только один раз в году, когда последний снег и вся земля почернеет, шаманские и е - к ы л а появляются на земле; тогда души шаманов, воплощенные в них, рыщут везде; их видит только глаз колдуна, обыкновенные же люди их не замечают. Сильные и смелые из них пролетают с шумом и ревом, слабые - тихонько и крадучись; особенной драчливостью и задором отличаются шаманки, и действительно, если среди них встретится настоящая колдунья, то никому не уступит; неопытные или задорные шаманы часто вступают в драку, что ведет за собой болезнь или даже смерть того, чей и е - к ы л а был побит.
Иногда сходятся на бой первоклассные силачи-шаманы и, сцепившись, лежат в продолжение нескольких месяцев, даже лет, не будучи в состоянии одолеть друг друга; тогда люди - собственники этих и е - к ы л а сильно болеют, пока один из них не умрет и не освободит другого. Самые слабые и трусливые бывают собачьи шаманы, самые сильные и могущественные те, которых и е - к ы л а громадный бык, жеребец, орел, лось (сохатый), черный медведь.

Самые несчастные шаманы - имеющие своим звериным воплощением волка, медведя или собаку; эти звери ненасытны, им все мало, сколько бы ни добывал для них шаман-человек; особенно собака не дает покоя своему двуногому двойнику: она грызет зубами его сердце, рвет его тело. Тогда шаман сильно хворает и мучается.
Ворон тоже плохой и е - к ы л а ; орел и бык-порос называются чертовскими бойцами и воителями, их титул самый лестный для шамана. Если является новый шаман, то другие шаманы сейчас же узнают об этом по появлению нового, не замеченного ими до сих пор и е - к ы л а .
Русы верили, что дух-покровитель - существо совершенно особое; это по большей части, душа жившего некогда на земле шамана, в исключительных случаях - кто-либо из небожителей, но всегда второстепенных. Человеческое тело не может вынести мощи великих богов; дух-покровитель всегда витает поблизости излюбленного им человека и охотно является всякий раз на его зов; в трудные минуты он помогает ему, заступается за него, дает совет.
Шаман видит и слышит на расстоянии только посредством своего духа-покровителя.
Приобретение и е - к ы л а духа-покровителя, а вместе с тем и присущих им качеств, вовсе не зависит от воли шамана: оно или случайно, или предначертано свыше.



Содержание раздела