РЯД ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ ПРАКТИКИ КРИЯ ЙОГИ


Этот опыт станет краеугольным камнем его мировоззрения, а его жизнь станет источником блаженства и мудрости. Крия йога — лишь ступень на этом пути.
РЯД ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ ПРАКТИКИ КРИЯ ЙОГИ Наши следующие рекомендации помогут вам добиться больших успехов в практике крия йоги:
1. Асаны. Если у вас есть достаточно времени, постарайтесь сделать несколько асан перед исполнением практик крия йоги. Было бы неплохо, если бы вы смогли включать в эту свою предварительную программу следующие асаны: Сурья намаскар, Шава-асана, Бхуджанг-асана, Ардха-падма-пасчимотан-асана, Ардха-матсьендра-асана. Эти систематически сгруппированные асаны позволят вам подготовить тело для дальнейшей работы.

Им, в целом, должно быть уделено не менее двадцати минут. Если необходимо, вы также можете делать асану, которая обычно называется «полу бабочка». Если же времени у вас недостаточно, то нет особой необходимости делать эти асаны непосредственно перед практикой крия йоги.

Однако, для того, чтобы поддерживать свое здоровье на высоком уровне, все-таки необходимо проделывать эти или другие асаны в течение дня.
2. Пение звука АУМ. Было бы неплохо исполнить звук «АУМ» три раза прямо перед началом упражнений крии йоги, то есть непосредственно перед Випарита Карани Мудрой.
3. Омовения. Если вы чувствуете, что засыпаете во время практики, то тогда плесните себе немножко холодной воды на лицо. В принципе, было бы хорошо, если бы вы приняли холодный душ или умылись холодной водой перед практиками.
4. Чанкраманам. Если вы почувствуете напряженность или усталость, то тогда мы рекомендуем вам провести несколько минут за упражнением Чанкраманам. Крии имеют фиксированный порядок.

И если эта последовательность нарушается, то тогда сознание начинает свободно блуждать, что значительно уменьшает выгоды от ваших практик. Чанкраманам же — это метод временного прекращения последовательности практик без утери сознательности. Делайте Чанкраманам, когда вы почувствуете напряженность.
Если вы не чувствуете никакого дискомфорта, тогда нет никакой нужды прекращать практики крия йоги. Забудьте о Чанкраманам. Если вы все-таки практиковали Чанкраманам, то после этой практики, продолжающейся всего несколько минут, вернитесь к практикам крия йоги и продолжите с того места, на котором вы их прекратили.
5. Последовательность. Каждый раз, когда вы приступаете к практикам крия йоги, вам следует начинать с самого начала. Мы считаем, что исполнение, допустим, трех крии в один день, а затем трех других крии в другой день, и так далее, не является правильным исполнением крия йоги.

Точно так же мы считаем, что не стоит уменьшать количества кругов в исполнении крии. Мы рекомендуем вам исполнять то количество полноценных крии, которое возможно, в зависимости от имеющегося у вас времени. Лучше сделать четыре полные крии, чем, по пять кругов из десяти крии.
6. Постарайтесь избежать разговоров и контактов с другими людьми сразу после исполнения практик крия йоги. Практикуйте «моуну» (практику молчания) в течение часа. Это позволит вам изменять собственное сознание, ощущать шанти (покой), который будет сопровождать вас весь остаток дня.
7. Чувствительность. После интенсивной практики вы, вполне вероятно, обнаружите, что стали очень чувствительны к эмоциональным вспышкам, негативности и психически нездоровым проявлениям окружающих. Будьте внимательны, не поддавайтесь на их провокации.

Постарайтесь оставаться отделенным.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИК КРИЯ ЙОГИ 1. Пожалуйста прочтите внимательно основные инструкции и постарайтесь их исполнять.
2. Практикуйте крии в указанном порядке, делая их по длительности настолько, насколько хватает времени. Порядок практик исключительно важен. Правильная последовательность такова:
1. ВИПАРИТА КАРАНИ МУДРА.
2. ЧАКРА АНУСАНДХАНА.
3. НАДА САНЧАЛЯНА.
4. ПАВАН САНЧАЛЯНА.
5. ШАБДХА САНЧАЛЯНА.
6. МАХА МУДРА.
7. МАХА БХЕДА МУДРА.
8. МАНДУКИ МУДРА.
9. ТАДАН КРИЯ.
10. НАУМУКХИ.
11. ШАКТИ ЧАЛИНИ.
12. ШАМБХАВИ.
13. АМРИТ ПАН.
14. ЧАКРА БХЕДАН.
15. СУШУМНА ДАРШАНА.
16. ПРАНА АХУТИ.
17. УТХАН.
18. СВАРУПА ДАРШАНА.

19. ЛИНГА САНЧАЛЯНА.
20. ДХЬЯНА.
3. Соблюдайте регулярность в практиках и, соответственно, практикуйте каждый день.
4. Не практикуйте, если вы больны или если вы чувствуете, что заболеваете. Прекращайте практики в том случае, когда обнаруживаются неприятные побочные эффекты.
5. Постарайтесь интегрировать крия йогу с другими формами практики, особенно с карма и бхакти йогой. Это приведет к полной гармоничной трансформации как вашего ума, так и вашего тела, что, в свою очередь, приведет к состоянию высшего восприятия. Водите компании только с йогически мыслящими людьми. Проводите сатсанг (встречи и общение с высоко развитыми людьми) в любом случае, когда к этому есть возможность.

Все это мощные методы для привнесения позитивных изменений в ваше существо.
6. Практикуйте без ожидания результата и награды.
7. Пишите к нам в ашрам, если вы обнаруживаете какие-либо трудности.
Будьте терпеливы и искренни в своих усилиях, и тогда вы поймете и получите истинное знание, которое лежит за пределами слов этой книги.

ВИПАРИТА КАРАНИ МУДРА (крия № 1) Санскритское слово «випарита» означает «перевернутый»; «карани» означает «быть сделанным»; а слово «мудра» означает «психическая поза». Следовательно, перевод этой крии на русский язык будет означать «перевернутая психическая поза». В манускриптах эта практика иногда называется «Випарита Кари Мудра» и имеет то же самое значение и исполнение.
ЧТО ИЗВЕСТНО О ВИПАРИТА КАРАНИ МУДРЕ ИЗ МАНУСКРИПТОВ Випарита Карани Мудра — это одна из нескольких крий, которая упоминается в различных традиционных тантра-йогических текстах. Наиболее значительное описание дается в Хатха Йоге Прадипике. Оно звучит так: «Секреция луны (бинду), нектар бессмертия (амрита) в обычном состоянии пожирается огнем солнца (манипура чакра). Амрита течет сверху вниз и в результате только старит тело.

Но есть чудесная техника, которая может изменить этот процесс. Она должна быть преподана непосредственно самим гуру, ибо невозможно понять ее чтением даже тысячи манускриптов. Техника эта называется Випарита Карани Мудра, где положение бинду и солнца (манипура) перевернуто, так как и тело перевернуто.

Солнце удерживается наверху, а луна внизу» (стих 77, 78, 79).
Бинду — это фокусная точка, через которую сознание проявляет и выражает себя во всех творимых объектах. Это применимо и к человеку. Именно через бинду человек поддерживается и энергией, и блаженством. Хотя большинство людей расходуют эту энергию на дисгармоничную жизнь, ориентированную во внешний мир через эгоистическое посредство манипура чакры. Это ведет к духовной смерти.

Человек теряет контакт со своим источником и живет вслепую. Випарита Карани Мудра, и вместе с тем, и другие йогические практики поворачивают вспять этот процесс. Человеческое сознание направляется через бинду к головокружительной, неземной жизни.

Через посредство этих практик сознание растет, а это ведет к возрождению всего человеческого существа, к блаженству и мудрости. Когда позиции солнца и луны изменены, это называется нивритти марга (возвращение к источнику). Обычный поток течения нектара сверху вниз, от луны к солнцу, называется павритти марга (путь земной активности). Она символизирует жизнь большинства людей. Для того чтобы этот процесс повернулся вспять, необходимо сменить тропу павритти на тропу нивритти.

Випарита Карани Мудра являет собой это изменение.
Випарита Карани Мудра — это не только символ, это метод трансмутации энергии из грубых в более тонкие формы. По этой причине она и включена в последовательность практик крия йоги.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ Випарита Карани Мудра — это первая крия. В последовательности крия йоги первой она была выбрана не случайно. Одной из наиболее явных причин, по которой это происходит, это способность ее (позы) вызывать баланс между потоками дыхания, между идой и пингалей.

Этот баланс — это жизненность духовности, которая должна быть на всех уровнях, начиная от физического и до более тонких уровней сознания.
В технике, называемой Пададирасана, давление на точку в середине ладони быстро и эффективно вызывает требуемый баланс иды и пингали. Випарита Карани Мудра добивается того же результата в конечной позе, так как ладони, сдерживая вес перевернутого тела, оказываются под давлением. Этот баланс дыхательных потоков через обе ноздри существенно необходим в медитативной практике.

Он помогает установить равновесие между чрезмерной интровертированностью, втягиванием в психический мир (ида) и противоположной крайностью, отвлечением и растворением во внешнем мире (пингаля). Если вы будете практиковать Випарита Карани Мудра, то скоро обнаружите, что потоки дыхания действительно приходят в равновесие. Когда оно достигается, от крии получается максимальная польза.

Хатха Йога Прадипика развивает эту тему далее: «Регулярные практики Випарита Карани Мудра увеличивают желудочный огонь, следовательно, садхака (практикующий) должен иметь достаточное количество приемлемой пищи. Если диета не такова, то увеличившийся желудочный огонь может отрицательно сказаться на всем теле» (стих 80, 81).



Содержание  Назад  Вперед