ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ


Это предупреждение применимо ко всем практикам крия йоги. Следует быть очень внимательным к своей диете. Как уже говорилось выше, метаболический уровень переработки пищи, по всей видимости, будет увеличен, следовательно, необходимо увеличить и количество пищи для того, чтобы препятствовать потере веса.

Читателю следует внимательно вдуматься в эти слова и разумно регулировать потребление пищи в соответствии со своими ежедневными потребностями.
«Вначале тело должно быть перевернуто только на короткий период времени. Этот временной промежуток должен медленно увеличиваться день ото дня. Через 6 месяцев исчезнут морщины и белые волосы» (стих 82).
Этот совет действительно реален, когда речь идет о практике, которая длится не менее получаса. В крия йоге следует жестко фиксировать время, никогда не превышая допустимых норм.
Випарита Карани Мудра в рукописях не упоминается именно как часть крия йоги. Обычно она дается только как одна из ряда техник.
Другой причиной для практики Випарита Карани Мудра является то, что увеличивается возможность бодрствования. Так как перевернутое тело переориентирует кровяные токи, то они активно задействуются на подпитку головного мозга. Что, в свою очередь, увеличивает состояние бдительности и бодрости.

Считать эту позу правильно исполненной можно тогда, когда она исполняется с великой сознательностью и без засыпания. Випарита Карани Мудра воздействует на головной мозг в общем целом так же, как и ширша-асана, хотя ее эффект значительно слабее.
ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Положите на пол одеяло, а затем лягте на спину с выпрямленными и соединенными вместе ногами. Выпрямите руки, положите их вдоль тела ладонями вверх, расслабьте все тело. Вдохните глубоко, а затем поднимите обе ноги. Ноги поднимайте, сохраняя их выпрямленными и соединенными вместе.

Выведите ноги в точку над головой, затем, помогая руками, надавливая ими в пол, оторвите ягодицы от земли и проведите ноги еще чуть дальше за голову. Затем оторвите ладони от земли и поставьте руки на локти. Опустите туловище на ладони, а затем поднимите ноги так, чтобы они стали вертикально.

Сохраняйте глаза закрытыми и расслабьте все тело настолько, насколько это возможно. Это, собственно говоря, и есть положение тела для практики Випарита Карани Мудра. Замечания: она, Випарита Карани Мудра, отличается от сарванга-асаны тем, что подбородок не вдавливается в грудь в конечном положении.
ПОЛОЖЕНИЕ РУК Вначале вам покажется, что это очень сложно — поддерживать конечное положение асаны длительный период времени. По всей видимости, у вас начнут болеть руки. С практикой это, конечно, пройдет, но до этой поры вам надлежит знать, как справиться с этой проблемой самостоятельно, а точнее, как располагать руки для того, чтобы эта асана могла удерживаться достаточно долго.
Обычным способом поддержания тела в перевернутой позе является опора бедра на пространство между большим пальцем и остальными пальцами руки. Через некий промежуток времени, когда руки начнут уставать, лучшим методом является перемещение веса тела, точнее, верхушки бедра на ладонь руки. В данном случае рука действует, как чашечка, в которой бедро удобно располагается.

Это положение ясно показано на соответствующей картинке, а такое положение рук поможет вам оставаться в конечной позе достаточно длительный период времени, и вы можете исполнять крию без ожидания чрезмерной боли и дискомфорта.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ Вы должны быть хорошо знакомы с удджайи пранаямой для того, чтобы практиковать Випарита Карани Мудру. Кроме того, у вас должна быть развитая чувствительность манипуры, вишудхи и аджны.
Исполняя Випарита Карани Мудру, вы также должны уметь локализировать бинду на задней части головы. Кроме того, вы должны представлять, где находится сахасрара, и уметь перевести туда внимание. Она находится в центре макушки головы и легко локализируется ментально.
ТЕХНИКА Примите перевернутое положение тела. Сделайте так, чтобы ноги стояли полностью вертикально. Закройте глаза, расслабьте тело настолько, насколько это возможно. Практикуйте удджайи пранаяму. Зафиксируйте свое сознание на позвоночнике на манипура чакре.

Это стартовое положение для первого движения. Вдыхая, постарайтесь почувствовать, как поток праны движется от манипура чакры к вишудха чакре. Постарайтесь представить себе, что эта прана движется по позвоночному каналу наподобие горячего и спокойного потока амриты. Позвольте нектару собраться в районе вишудха чакры, затем задержите дыхание на несколько секунд и почувствуйте, что в районе вишудхи нектар становится холодным.

Выдохнув, ощутите, как прана движется от вишудха чакры через аджну и бинду в направлении, достигающем непосредственно сахасрары. Вам следует добиться такого ощущения, что прана, проходя через центральные точки этих чакр, движется только силой выдоха. Когда прана и сознание достигнут сахасрары, это будет окончанием первого круга.
Тотчас переведите свое сознание обратно к манипуре и повторите все во второй раз. Всего следует проделать 21 полный цикл. Затем переходите к крие № 2.
ДЫХАНИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ КАНАЛЫ ТОКОВ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ Еще раз повторим, что во время практики крии следует практиковать удджайи пранаяму. Энергия вдоха направляется к манипуре, а оттуда к вишудха чакре. Затем следует задержать дыхание на несколько секунд в вишудхе. Выдох надлежит делать по психическому каналу, проходящему от вишудхи через позвоночник к аджне, а затем прямо к бинду, а после к сахасраре на макушке головы. Дыхание должно быть синхронизировано с потоком праны (или амриты) через посредство психических каналов.

Оно должно быть настолько медленным, насколько это удобно и естественно.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Сознание должно быть фиксировано на пране. На как она движется по психическим каналам и проходит через центральные точки чакр. Каждый цикл должен быть сосчитан после того, как ваше сознание достигло сахасрары.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ Крия должна быть исполнена 21 раз. Длительность ее зависит от скорости дыхания. Средняя протяженность практики в общем целом составляет около 10 минут.

Однако вначале практикующий не должен исполнять эту крию 21 раз. В 1-й день он должен практиковать только 5 циклов движения, а затем с каждым днем увеличивать их на 1 цикл.
ЗАИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗИРОВАННОСТЬ Постарайтесь не объяснять себе смысл этой асаны и не заниматься никакими ментальными спекуляциями. Просто делайте крию, а все ответы придут потом, со временем.
ЧАКРА АНУСАНДХАНА (крия № 2) Эта крия должна выполняться сразу после Випарита Карани Мудра. На санскрите слово «чакра» означает «психический центр», а «анусандхана» — «путешествие» или «поиск». Следовательно, на русский язык эта крия может быть переведена, как «поиск чакр» или, точнее, «локализация чакр».
ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Примите удобное положение тела, сев в какую-нибудь из асан. Лучшей асаной является падма-асана или сиддха-асана (сиддха-йони-асана — для женщин). Если же эти асаны для вас трудны или неудобны, вы можете сесть в ардха-падма-асану, свастика-асану или в сукха-асану. Для того, чтобы сознание не отвлекалось на возможные болевые ощущения, мы настоятельно рекомендуем размять ноги перед тем, как вы начнете практики крии (в частности, непосредственно перед Випарита Карани Мудра).

Для этого существует достаточно эффективное упражнение — так нарываемая «полу бабочка».
КАНАЛЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ АРОХАН И АВАРОХАН      В этой крие и ряде крий последующих потребуется перемещать сознание по пути прохождения каналов психической энергии, известных как арохан и аварохан.
Арохан — это поднимающийся вверх канал тока психической энергии. Он начинается от мулядхара чакры, затем идет к полю чакры свадхистханы, оттуда по кривой Живота к полю манипуры, после этого к полю анахаты, Потом вишудхи в середине гортани, и уже только потом устремляется к бинду, находящейся на затылке.
Аварохан — это нисходящий канал, который начинается в бинду, затем движется в сторону аджна-чакры, после этого по сушумне позвоночника движется по всем чакрам обратно в направлении мулядхары. Арохан и аварохан соединяются и в бинду, и в мулядхаре. Вместе они образуют нерегулярно функционирующий круг психической энергии, по форме напоминающий нечто типа раздавленного яйца. Полный круг отображен на соответствующем рисунке 2.
Эти два психических канала широко известны по всему миру, особенно в мистических кругах. Они используются в различных системах лечения и исцеления. В акупунктуре они называются двумя типами пранических каналов-меридианов (т. н. сейке) либо чудесными меридианами, известными как кике. Обычные меридианы, числом 12, используются в диагностике и лечении; есть также 8 так называемых «чудесных» каналов, не имеющих Инь-Янской обусловленности. Один из них, идущий по передней части тела, по так называемой передней линии, называется канал зачатия, другой же, идущий по задней линии тела непосредственно по позвоночнику, называется канал управления (ссылка на «Религию и парапсихологию».

Автор: Матаяма из Японии). Эти два меридиана в принципе схожи с Ароханом и Авароханом крия йоги. Канал передний относится к Ян, в то время как задний относится к Инь. Эти принципы Инь и Ян имеют широкое применение и в грубой форме связаны с йогическими принципами иды и пингали.

В акупунктуре эти два меридиана являются резервуарами праны. В случае тяжелого заболевания необходимая жизненная энергия берется непосредственно из этих чудесных меридианов и задействуется на лечение, т. е. направляется прямо в нужный меридиан.



Содержание  Назад  Вперед