МАХА МУДРА


Здесь не должно быть никакого ментального повторения  названий чакр и их полей... только осознание.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Во время Шабдха Санчаляны вам следует практиковать  удджайи пранаяму, кхетчари мудру и унмани мудру. Как вы помните, они использовались и в Паван Санчаляне.
ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ Исполняйте Шабдха Санчаляну сразу по окончании Паван Санчаляны. Сядьте удобно. Выпрямите спину.

Откройте глаза, проделайте кхетчари мудру и удерживайте ее в течение всей практики. Выдохните глубоко, наклоните голову вперед. Прочувствуйте, направив сознание, муладхару чакру.

С этого начнется ваш первый круг обращения энергии.
С помощью удджайи пранаямы вдохните и начинайте подниматься по каналу арохан. Услышьте звук «Со» и прочувствуйте, как он пронзает каждую чакру по мере восхождения. Когда ваше сознание начнет двигаться между полем вишудхи и бинду, медленно поднимите голову. Ваша голова должна быть поднята и смотреть вперед, когда сознание достигнет бинду. Мантра «Со» и вдох должны закончиться по мере того, как сознание достигнет бинду.

Осознайте ваше местонахождение в бинду в течение нескольких секунд.
Затем начните выдыхать с помощью удджайи по каналу аварохан. Примите к исполнению унмани мудру. Услышьте звук «Хам» и прочувствуйте, как он пронзает чакры одну за другой.

Не должно быть никакого ментального называния чакр... только сознание. Ваш выдох и звук «Хам» должны закончиться, когда сознание достигнет мулядхары. Склоните голову вперед.

Откройте глаза. Удерживайте сознание на мулядхаре в течение нескольких секунд. Это конец первого цикла.

Этот процесс показан на прилагаемом рисунке. А теперь начните второй цикл. С помощью удджайи вдохните и со звуком «Со» начинайте поднимать сознание по каналу арохан.
Так проделайте пятьдесят девять (59) кругов. После этого перейдите к Маха мудре.
ДЫХАНИЕ В течение всей крии исповедуйте дыхание удджайи. Задержите дыхание на несколько секунд на чакре мулядхара. Вдыхайте по каналу арохан. Затем задержите дыхание на несколько секунд, получив осознание нахождения в бинду.

Затем выдохните по нисходящему каналу аварохан.
МЕНТАЛЬНАЯ СУМАТОХА Если ваше сознание находится в состоянии разбаланса,  позвольте звуку «СоХам» проявляться несколько громче, чем мы предписываем, а дыханию быть более частым. Когда напряжение спадет и ум расслабится, звук «СоХам» станет более тонким, а дыхание более медленным.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Поддерживайте осознание мантры «СоХам», дыхания и психических каналов.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ Шабдха Санчаляна должна исполняться непосредственно после Паван Санчаляны и перед Маха мудрой.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ Вам следует проделать 59 (пятьдесят девять) полных кругов. Это займет в среднем от 25 (двадцати пяти) до 40 (сорока) минут, в зависимости от скорости дыхания.
ПОДСЧЕТ КРУГОВ При описании Паван Санчаляны мы посоветовали вам  использовать для подсчета ста восьми бусинную (108) малю. А также посоветовали завязать узел или расположить бусину сумеру по окончании сорок девятого круга. Для Шабдха Санчаляны вам не нужно завязывать никаких узлов. По завершении Паван Санчаляны ваши пальцы остаются на сорок девятой бусине.

А после нее перейдите к подсчету кругов Шабдха Санчаляны, ибо 49 (сорок девять) кругов Паван Санчаляны и 59 (пятьдесят девять) кругов Шабдха Санчаляны и дают искомое число 108 (сто восемь).
МАХА МУДРА (крия № 6) Санскритское слово «маха» означает «великий, огромный», а слово «мудра» означает «психическое положение, поза». Таким образом, на русский язык это может быть переведено, как «великое психическое положение». Существует два метода, один из которых вам стоит выбрать для собственного исполнения.
НЕОБХОДИМЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ Маха мудра — это первая из двух взаимосвязанных крий. Вторая называется Маха бхеда мудра. Вместе они образуют и высвобождают множество энергии психического, пранического и ментального тел. Крии, которые мы обсуждали ранее (то есть те, которые идут под номерами 1—5), связаны с отработкой пратьяхары — отвлечения сознания практикующего от чувственного восприятия внешнего мира и видений ума.

Крии от № 8 и далее нацелены на вызов дхараны и ментальной целеустремленности. Так что Маха мудра и Маха бхеда мудра — это два промежуточных упражнения, которые разделяют высшие стадии познания от низших и помогают концентрировать ум. Они интенсифицируют сознательность.
УПОМИНАНИЯ В РУКОПИСЯХ И ДРЕВНИХ ТЕКСТАХ Маха мудра упоминается во многих йога-тантрических  манускриптах. Однако эти описания очень рознятся одно от другого и в целом не адекватны. Вот, в частности, что говорит «Йога Чудамани Упанишада»: «Маха мудра это практика, которая очищает всю сеть пади (психических каналов), приводит к балансу иду и пингалю и поглощает расу (нектар блаженства) в такой степени, что это переполняет и пропитывает все человеческое существо» (стих 65).
«Подбородок должен быть придавлен к яремной впадине (джаляндхара). Левая стопа должна быть жестко закреплена напротив промежности (между анусом и сексуальным органом). Правая нога должна быть вытянута перед собой и твердо лежать на земле. Обе руки необходимо положить на правую ногу. Дыхание должно направляться в легкие и затем медленно исходить наружу.

Это и называется Маха мудра — разрушитель болезней» (стих 66).
Это краткое описание подобно одному из методов, используемых в крия йоге. Но существенная разница здесь состоит в том, что джаляндхара бандха не практикуется в Маха мудре в крия йоге. Текст же продолжает: «Дыхание должно идти сначала через левую ноздрю, а затем через правую.

В этом случае задействуются каналы ида и пингаля. Они приходят к балансу, а мудра получает свое полное воплощение» (стих 67).
Этот метод хатха-йоги использует Нади шодхана пранаяму при исполнении Маха мудры. Метод крия йоги отличен от этого, хотя и приносит тот же самый результат — медитацию. Далее в тексте продолжается описание выгоды от исполнения Маха мудры: «Благодаря силе этой мудры совершенно неприемлемая пища может быть переварена, а невкусная пища становится вкуснейшей.

Происходит спокойное усваивание даже излишков пищи. Более того, благодаря этому упражнению, даже яд может усваиваться и превращаться в нектар. Различные заболевания, такие, как проказа, заболевание желудка, туберкулез, могут быть излечены и предупреждены» (стих 68—69).
«Маха мудра дарит духовную силу и дарует секрет, который не разглашается никому» (стих 70).
Маха мудра и в хатха-йоге, и в крия йоге никогда не изучалась широко. Она всегда передавалась от гуру к ученику. Однако, в связи с требованиями данной эпохи, эти техники получили право выхода на широкую публику.
Подробное описание Маха мудры дается и в Хатха Йоге Прадипике (гл. 3, стихи 10—18), и в Гхеранда Самхите (гл. 3, стихи 6—8).

Здесь же мы рассматриваем Маха мудру в форме, приемлемой только для крия йоги.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Для того, чтобы практиковать Маха мудру, необходимо четко усвоить следующие техники:
1.Удджайи пранаяма
2.Унмани мудра
3. Кхетчари мудра
4. Шамбхави мудра
5. Муля бандха
С тремя первыми техниками мы были уже знакомы по предыдущему их применению в практиках крия йоги. Шамбхави мудра (сосредоточение на межбровном промежутке) и муля бандха также уже описывались, и для освежения их в памяти необходимо обратиться к ранним разделам данной книги.
ВНИМАНИЕ!!! В Маха мудре не должна исполняться муля бандха с помощью джаляндхара бандхи. У вас должен быть только контакт с промежностью, но без опускания подбородка на грудь.
ПРАКТИКА ВАРИАНТ № 1 ПОЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ КРИИ Положением для крии в данном случае является сиддха-асана (для мужчин) и сиддха-йони-асана (для женщин). Эти асаны выбраны не случайно, ибо в них можно оказывать давление на промежность, а точнее, на центральную точку чакры мулядхары. Если вы не можете сидеть в этой асане, практикуйте маха мудру по второму варианту.
ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Сядьте в сиддха-асану или в сиддха-йони-асану. Проконтролируйте еще раз, чтобы ваша пятка жестко надавливала на чакру мулядхару между анусом и половым органом. Поддерживайте позвоночник прямым. Ввергните язык в кхетчари мудру и удерживайте его там, в течение всей практики.

Откройте глаза. Глубоко выдохните. Задержите дыхание. Опустите голову вниз. Ещё раз обратите внимание на мулядхара чакру и на давление, оказываемое на нее посредством пятки.

Такова стартовая поза для начала исполнения этой крии. Затем повторите в уме три раза: «мулядхара, мулядхара, мулядхара». После этого вдохните с помощью удджайи пранаямы и начните посредством сознания подниматься по полям чакр канала арохан (смотри рисунок № 6): свадхистхана, манипура, анахата, вишудхи, бинду. Ментально повторять эти чакры не следует, достаточно лишь касаться сознанием.

И как только ваше сознание начнет двигаться от вишудхи к

бинду, ваша голова должна начать медленно подниматься. По приходу сознания в бинду и окончания вдоха, голова должна быть поднята и даже чуть-чуть откинута назад. Зафиксируйте свое сознание в бинду, задержите дыхание. Повторите мысленно: «бинду, бинду, бинду», а затем практикуйте муля бандху и шамбхави мудру до той поры, пока сможете удерживать дыхание ( 6а).

Скажите мысленно: «шамбхави — кхетчари — муль», когда ваше сознание движется через эти центры (смотри рисунок № 6б). Когда вы говорите «шамбхави», ваше сознание должно быть зафиксировано на межбровном центре. Когда вы говорите «кхетчари», ваше сознание должно быть зафиксировано в самой дальней верхней части рта. Когда вы говорите «мул», ваше сознание должно быть зафиксировано на чакре мулядхаре. Прохождение сознания через «шамбхави — кхетчари — муль» следует исполнить три раза.

Когда ваша практика приобретет постоянство, эти три  раза должны быть увеличены до двенадцати в течение нескольких месяцев или даже более. После проделанного верните свой взор в исходное, прекратив делать шамбхави мудру. Затем также перестаньте делать муля бандху. Снова вернитесь сознанием к бинду и, выдыхая с помощью удджайи пранаямы, позвольте вашему сознанию опускаться по чакрам позвоночного канала аварохан: аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхистхана (смотри рисунок № 6в).

Еще раз напоминаем, что не должно быть никаких ментальных повторений названий чакр, только прохождение их сознанием. Как только ваше сознание начнет процесс опускания, начинайте выполнять унмани мудру. Когда же ваше сознание достигнет чакры мулядхара, выдох должен быть закончен и голова мягко склонена вперед.



Содержание  Назад  Вперед