ИСКУССТВО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ НА КОНЧИКЕ НОСА


Эта практика также широко известна как мандуки крия.
ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ В «Бхагавадгите» говорится: «Пусть он (садхака) держит свое тело, голову и шею прямыми и неподвижными. Устремив свой взгляд на кончик носа, пусть позабудет об окружающих его» (стих 6:13).
Этот стих описывает и насикагра дриштхи, и Мандуки мудру, так как они очень похожи. Целью этой практики является придание уму целенаправленности, покоя и восприимчивости.
Мандуки мудра упоминается в «Гхеранда самхите» (стих 3:57, 58), также и в «Хатха Йога Прадипике» (стих 1:63) под названием «Бхадра-асана».
ИСКУССТВО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ НА КОНЧИКЕ НОСА

Целью сосредоточения на кончике носа является успокоение мятущегося и вечно куда-то рвущегося ума. Другими словами, установление равновесия между идой и пингалей, то есть привнесение баланса между экстравертностью и интравертностью. И это достаточно хорошо описано в китайском трактате, называемом «Тхай Чин Хуа Цзунг Чи», переведенном Вильгельмом: «А почему, собственно, так? Почему для сосредоточения выбран именно кончик носа?

Нос служит глазам, своего рода путеводной звездой. Если практикующий не руководствуется ориентацией на собственный нос, то его глаза бывают обычно широко открытыми и смотрят в разные стороны настолько, насколько возможно. Но широко открытые глаза видят так много, что ничего не могут поймать в фокус и, соответственно, ничего не могут толком оценить.

С другой стороны, если глаза слишком закрыты, то практикующий совершает ошибку, проваливаясь в видение снов и психических картин. Но тогда, когда веки закрыты только наполовину (а это происходит, когда глаза смотрят на кончик носа), оказывается, что сознание человека концентрируется наилучшим образом. Именно поэтому нос и является нашей путеводной звездой..
Из этого отрывка видно большое значение, придаваемое китайскими практиками сосредоточению на кончике носа. Действительно, оно уравновешивает иду и пингалю и ведет к пробуждению сушумны, а, следовательно, впрямую ведет к правильному исполнению медитации. Это и есть цель сосредоточения на кончике носа в Мандуки мудре.

На санскрите: сосредоточение на кончике носа называется «насикагра дриштхи» или «агочари мудра».
ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА Исходной позой для Мандуки мудры является так называемая бхадра-асана (поза джентльмена). Она существует в трех вариантах.
1.  Традиционный метод: может  быть  использован только теми, кто имеет гибкие уставы ног. Сам метод состоит в следующем:  сесть  в  ваджра-асану. Затем развернуть ступни ног так, чтобы они смотрели в противоположные стороны. Затем развести колени как можно шире, но без болевых ощущений.

А потом твердо прижать ягодицы к полу. Поместить руки на колени ладонями вниз. Поддерживать спину и голову в выпрямленном состоянии.

Такова исходная поза.

2. Альтернативный метод: этот метод гораздо легче и чаще используется людьми, которые практикуют крия йогу. Эта техника исполнения подобна той, которая описывалась в первом методе, за исключением того, что стопы «смотрят» внутрь. Большие пальцы сходятся вместе, а    подошвы    обращаются    вверх. Ягодицы аккуратно опускаются на пол.

Этот метод проиллюстрирован на рисунках № 10а и № 106.
3. Метод для начинающих, ибо многие сочтут, что методы  1  и  2 достаточно сложны.   В этом случае следует свернуть одеяло в несколько раз и поместить его под ягодицы. Этот метод хорош еще и тем, что в этом положении вы получите дополнительное воздействие на чакру мулядхару ( 10в).
Вам следует выбрать один из вышеуказанных методов в соответствии с гибкостью своих ног и предпочтениями. Важно обратить внимание на то, что в любом случае вы должны оказывать воздействие на чакру мулядхару. В первых двух случаях на нее оказывается давление от пола, в третьем случае - от одеяла.
ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ КРИИ Сядьте в бхадра-асану. Проверьте, чтобы ваши ягодицы находились в полном контакте с полом (или с верхушкой свернутого одеяла). Поддерживайте спину и голову прямыми.

Расслабьте руки. Откройте глаза. Выполните насикагра дриштхи.

Осознайте естественный поток дыхания, струящийся через ваши ноздри. Вам следует представить, что поток дыхания каждой ноздри встречается с другим в межбровном центре.


Там, когда вы вдыхаете, воздух, поступающий в каждую ноздрю, смешивается друг с другом. На выдохе воздух разделяется в межбровном центре и выводится порознь в каждую из ноздрей. Будьте полностью сознательны относительно этого потока дыхания, который то соединяется, то разъединяется. Прочувствуйте его. Параллельно прочувствуйте все имеющиеся запахи.

На этой стадии крия йоги ваши чувства, включая обоняние, вырастут до очень приличных размеров.
Целью этого упражнения является попытка ощутить астральное тело. Оно имеет тонкий запах, который некоторые описывают похожим на аромат сандалового дерева. Продолжайте быть сознательным относительно и потока дыхания, и обоняния. Если глаза устали, расслабьте их на минуту и снова проделайте насикагра дриштхи. Продолжайте практику, пока вы не ощутите блаженство.

Не останавливайтесь в своей практике. Результат вскоре придет к вам. И когда вы ощутите блаженство, вам необходимо перейти непосредственно к следующей крие.
ДЫХАНИЕ Дыхание должно быть медленным и глубоким.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Вам следует четко осознавать и процесс дыхания, и процесс обоняния.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ Для этой практики не существует четко выраженной фиксации длительности. Ведь в результате действия данной крии вы должны ощутить блаженство. А оно может прийти когда угодно, может тут же, а может через 12 часов непрерывной работы.

Поэтому у вас должен быть собственный отсчет времени для исполнения данной крии. Примерная приемлемая протяженность от пяти до десяти минут.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ Мандуки мудра должна исполняться сразу же за Маха бхеда мудрой и перед Тадан крией.
ПОЛОЖЕНИЕ ГЛАЗ Глаза должны быть сфокусированы на кончике носа.
Если это будет делаться правильно, то тогда кончик вашего носа превратится в нечто подобное лингаму. Зафиксируйте свое сознание на этом «носовом лингаме».
Помните также, что глаза не должны быть ни широко открыты, ни полностью закрыты. Они должны быть полуоткрыты в той мере, в какой можно было бы сказать, что они полузакрыты.
ОСВЕЩЕННОСТЬ Эта крия не должна исполняться в темноте. Должен быть неяркий и непрямой источник света, который позволил бы вам видеть кончик собственного носа. Все крии, которые последуют за Мандуки мудрой, могут быть исполнены и в темноте, и при свете, в зависимости от вашего предпочтения.
МУЛЯДХАРА ЧАКРА И ЗАПАХ Существует бесконечно тонкая связь между мулядхара чакрой и обонянием. Это фиксируется в различных йогических рукописях. А, кроме того, каждый может проверить это на самом себе, ибо в течение предыдущих семи крий мулядхара чакра постоянно задействовалась. Это, в свою очередь, активно воздействовало на развитие обоняния.

А практикующий становился очень тонким различителем разного рода запахов.
ТАДАН КРИЯ (крия № 9) Слово «тадан» на санскрите означает «удар», а «крия» значит «техника». Таким образом, эту крию можно перевести как «техника удара». В более широком смысле она называется «раскачивание (подталкивание) кундалини».
Это очень простая и одновременно мощная крия. Она приносит почти полное блаженство, но только в том случае, когда практикуется в правильной последовательности крия йоги. Это последняя из крий, которая нацелена на развитие пратьяхары (чувства отделения от материальных и чувственных объектов).

Следующая группа крий нацелена на становление дхараны (ментальной целеустремленности).
УПОМИНАНИЯ В ЙОГИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ Хатха Йога Прадипика описывает Тадан крию, правда, под именем Маха ведха, следующим образом:
«Как прекрасная женщина, не познавшая мужчины, так и Маха бандха, и Маха мудра бессильны и бесполезны без Маха ведха (Тадан Крий). Садхака должен сесть в позу Маха бандха (падма-асана) и сделать пураку (вдох) с концентрированным умом. Дыхание должно быть остановлено по мере того, как начнет делаться Джаляндхара бандха. Поместив обе ладони по каждую сторону тела на землю, садхака должен медленно поднять себя над землей. Затем ягодицами следует мягко ударять о землю.

Посредством этой практики прана входит в сушумну, пингаля и ида объединяются, а это ведет к свободе. Тело становится подобным трупу. На этой стадии вдох должен быть окончен.

Эта практика дарует многие сиддхи (психические силы). Она препятствует старению, уничтожает морщины и окрашивает в черный цвет седые волосы.
Мудрецы очень положительно отзываются об этой практике» (глава 3, стихи 25—29).
Это достаточно хорошее описание Тадан крий, независимо от того, что она называется другим именем, и вне зависимости от того, что в данной технике используется джаляндхара бандха. В крия йоге в данной технике джаляндхара бандха не используется. Но эта деталь не столь важна, если человек практикует джаляндхара бандху отдельно.



Содержание раздела