ЧАКРА БХЕДАН


ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ Оставайтесь в удобной асане. Сохраняйте глаза закрытыми. Поддерживайте спину прямой, а голову устремленной взглядом прямо вперед. Выполните кхетчари мудру, надавив языком твердо, но не сильно на дальнюю часть неба.

Зафиксируйте свое сознание на манипура чакре, расположенной на позвоночнике. Глубоко выдохните. Отсюда начинается первый цикл движений. Постарайтесь прочувствовать манипура чакру. Затем вдохните с помощью удджайи пранаямы и представьте, что вы направляете поток энергии вверх от манипура чакры через анахату к вишудхи.

Вы должны чувствовать, как этот поток движется вверх посредством силы вдоха удджайи. Вдох должен быть закончен, когда сознание достигнет вишудхи.

Задержите дыхание на короткий период времени и зафиксируйте свое сознание на вишудхи. Прочувствуйте поток нектара, который становится холодным, как лед. Затем выдохните с помощью удджайи и прочувствуйте, как холодный нектар начинает струиться по «каналу нектара» от вишудхи к Ляляна чакра. Синхронизируйте поток нектара с выдохом. Когда ваше сознание достигнет Ляляны, вы должны ощутить дыхание и нектар, разошедшиеся порознь и растворившиеся (см.

15).
Помните, Ляляна чакра расположена там, где кончик языка достает до дальнего края неба. Затем ваше сознание должно быть возвращено обратно к манипура чакре. Таково окончание первого круга движений.

Затем начните второй круг. После фиксации сознания на манипура чакре через небольшую задержку дыхания вдохните и поднимайтесь к вишудхи. Таким образом, выполните девять полных проходов.

В течение всей практики вам следует придерживаться способа удджайи пранаямы. Задержите дыхание, когда зафиксируете сознание на манипура чакре. Вдыхайте от манипуры к вишудхи.

Задержите дыхание, когда зафиксируете дыхание на вишудхи чакре. Выдыхайте от вишудхи к Ляляна чакре через «канал нектара».
СОЗНАНИЕ Осознавайте дыхание и поток нектара.
КОЛИЧЕСТВО ПРОХОДОВ Сделайте девять полных проходов. В целом это займет у вас около пяти минут.
ЧАКРА БХЕДАН (крия № 14) Слово «чакра» на санскрите означает «психический центр», а «бхедан» означает «пронзать, протыкать». Так что практика Чакра Бхедан может быть переведена как «пронзание психических центров». Это четырнадцатая крия, и она исполняется сразу же за Амрит Пан.
НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ ДЫХАНИЯ И СОЗНАНИЯ В большинстве крий мы обращали внимание на то, чтобы дыхание было синхронизировано с сознанием, когда они движутся по каналам арохан и аварохан. С вдохом сознание поднималось по фронтальному каналу арохан, а с выдохом сознание опускалось по позвоночному каналу аварохан. Основной особенностью крии Чакра Бхедан является то, что дыхание не синхронизируется с движениями сознания по этим двум психическим каналам. Вместе с тем взаимосвязь такова:
1. На вдохе сознание движется от свадхистханы вниз к мулядхаре, а затем вверх по фронтальному каналу арохан к вишудхи, проходя все поля чакр по очереди.
2. На выдохе сознание устремляется вверх от вишудхи к бинду, а затем вниз по позвоночному каналу аварохан к свадхистхане, соответственно проходя по нисходящей чакры одну за другой. Как мы видим, дыхание движется по обоим психическим каналам, но особым путем.

ПОЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА Наилучшим положением являются падма-асана, сиддха-асана или сиддха-йони-асана. Если вы не можете принять эти асаны, сядьте в любую другую, удобную для вас асану. Однако лучше оставаться в той асане, которую вы использовали в предыдущей крие.
НЕПРЕРЫВНОСТЬ Как только вы закончите предыдущую крию Амрит Пан, сразу же начните исполнять Чакра Бхедан. Не позволяйте вашему телу и сознанию расслабляться.
ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ Оставайтесь в той асане, в которой вы были в предыдущей крие. Держите голову устремленной вперед. Глаза продолжают оставаться закрытыми. Продолжайте исполнять кхетчари мудру и удджайи пранаяму.

Выдохните. Зафиксируйте свое сознание на свадхистхана чакре. Затем, по мере того, как вы начинаете вдыхать, двигайте свое сознание вниз от свадхистхана чакры к мулядхаре чакре. Затем вверх по следующим полям чакр передней линии тела: свадхистхана, манипура, анахата, вишудхи. Этот процесс показан на рисунке № 16.

Осознавайте прохождение каждого центра. Прочувствуйте, как будто вы пронзаете их своим дыханием. Не останавливайтесь ни в одном из центров.

Представьте, что ваши дыхание и сознание подобны длинной тонкой нити. Вдох должен закончиться в поле чакры вишудхи.
Затем немедленно начните выдох. Сознание должно двигаться вверх к бинду, а затем опускаться вниз по следующим чакрам позвоночника: аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхистхана. Весь процесс показан на рисунке № 16а.

Выдох должен быть закончен

на чакре свадхистхана. Таково окончание первого цикла движений.
Затем сразу же перейдите ко второму циклу. Вдохните от чакры свадхистханы к мулядхаре и поднимайтесь по фронтальному каналу. Ваше сознание должно двигаться круг за кругом, постоянно, без перерывов.

Так проделайте пятьдесят девять (59) полных циклов.
ДЫХАНИЕ В течение всей практики исполняйте удджайи пранаяму. Дыхание должно быть разнесено по разным психическим каналам так, как это описывалось выше.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Осознавайте постоянный поток дыхания, движущийся по каналам арохан и аварохан, пронзая чакры и их поля.
ЧИСЛО ЦИКЛОВ И ИХ ПРОТЯЖЕННОСТЬ Всего следует проделать пятьдесят девять (59) циклов. Если, однако, вы обнаружите, что стали слишком интравертированы, то немедленно прекратите исполнение Чакры Бхедан и перейдите к следующей практике.
В среднем на исполнение пятидесяти девяти (59) полных циклов вам потребуется от двадцати до тридцати минут.
СУШУМНА ДАРШАНА (крия    № 15) Слово «сушумна» имеет широкое применение в йоге и духовной жизни. Среди прочих она указывает на баланс между:
1. Симпатической и парасимпатической нервными системами физического тела.
2. Охлаждающим и подогревающим потоками пранической энергии.
3. Потоками интравертности и экстравертности ума.
Сушумна — это некий средний путь между идой и пингалей и их аспектами в человеческой жизни. Это своего рода тончайший путь, подобный лезвию бритвы, по которому практикующий должен двигаться для того, чтобы иметь прогресс в своей духовной жизни. Если вы покинете путь сушумны, то тогда, по сути дела, вам закрыт путь к познанию своего внутреннего существа.

Сушумна — это не только путь самореализации. Кроме того, это путь, применимый и в обычной жизни.
В физическом теле сушумна символизируется тонкой нитью, проходящей по центру позвоночника. Она проходит по основным чакрам в последовательности, начиная от мулядхары до сахасрары. Слово «даршана» в контексте этой крии означает «видение».

А посему эта практика может быть переведена как «видение канала сушумна». Это пятнадцатая крия, и она следует сразу за Чакра Бхедан.
Эта практика основана на полной ментальной визуализации. Многие найдут, что это слишком сложно для них. Пожалуйста, не беспокойтесь.

Это только кажется. Вам стоит лишь приложить усилия.
СХЕМЫ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ На практике вы будете должны визуализировать символическую картинку чакр, воспроизводя их одну за другой в следующей последовательности: мулядхара, свадхистхана, манипура, анахата, вишудхи, аджна, бинду, сахасрара.
Следует помнить, что любые схематические изображения чакр являются условными. Если у вас есть собственная система или вы предпочитаете традиционную систему изображения чакр, в отличие от наших, вы можете следовать им в своей практике Сушумна Даршана. Мы не налагаем на вас никаких обязательств по этому поводу.
СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ ЧАКР Для того, чтобы развить способность внутренне визуализировать чакры, лучше всего сделать их схему. Мы полагаем, что это следует делать таким образом:
Сделайте рисунки — изображения чакр — и аккуратно закрепите или приклейте их на большой лист ярко-желтого цвета одну над другой: от мулядхары внизу и до сахасрары наверху. Размер листа должен быть таким, чтобы можно было провести бордюрную линию вокруг каждой чакры, а также вверху и внизу изображения. Когда вы все сделаете, приклейте широкую полосу черной бумаги по периметру всего желтого листа.

Это комбинация желтого и черного цветов является очень удачной. Повесьте эту схему на стену.
РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЧАКР Итак, вы используете схематическое изображение чакр как вспомогательный метод для развития способности их визуализации. Сам метод состоит в следующем:
Повесьте эту схему на стену, в центр, так, чтобы область манипура чакры на рисунке была приблизительно на метр от пола. Сядьте в удобную позу так, чтобы ваши глаза были на расстоянии вытянутой руки от схемы. А затем начинайте практиковать тратаку. Сосредоточьтесь на изображении чакры мулядхара, не моргая глазами в течение нескольких минут. Затем закройте глаза и постарайтесь визуализировать эту чакру (ее изображение) внутри себя.

Если вам это не удастся, снова откройте глаза и снова пристально вглядывайтесь в изображение мулядхары чакры на рисунке. Через несколько минут снова закройте глаза и постарайтесь визуализировать то же самое изображение на своем зрительном экране. Если опять не получится, снова откройте глаза и продолжайте в той же манере столь долго, сколько у вас хватает времени. На следующий день повторите то же самое с чакрой свадхистхана.

Соответственно дальше работайте в этой же последовательности чакр с периодом: одна чакра в один день. На восьмой день вы должны постараться визуализировать сахасрару. Если вы не сможете визуализировать эти чакры, вам следует провести восемь следующих дней за визуализацией каждого рисуночка снова по очереди: один день на один рисунок. Продолжайте эту работу в течение недель и даже месяцев до той поры, пока не сможете получить отчетливое внутреннее представление.

Это отличная йогическая садхана сама по себе. В конце концов, способность визуализации чакр появится.



Содержание  Назад  Вперед