КРАТКО О СЛОВЕ «КРИЯ»


Крия йога - это учение, которое всегда передавалось непосредственно от гуру к ученику. Ныне мы решили прервать эту традицию, опубликовав техники крия йоги в письменной форме. Ибо мы считаем, что в данный момент традиция может быть прервана.

И более того, в современном мире, где так много людей стараются понять самих себя, мир и свое место в схеме жизни, это не только справедливо, но необходимо. Многие люди ныне готовы принять систему йоги даже, несмотря на отсутствие гуру, который смог бы учить их. По этой причине и для этих людей мы публикуем наиболее важные детали техник крия йоги.
Сначала стоит немного рассказать о самой крия йоге, а ее техники потом непосредственно расскажут все сами за себя. Мы постараемся говорить непосредственно о самой крия йоге как можно меньше, насколько это возможно, сведя все к разъяснению механики каждой крии. Ибо, чем меньше мы напишем об общих, теоретических вопросах, тем в большей степени сможем избежать догматизма.

Это позволит вам как практикующимся исполнять практики с раскрепощенным сознанием, свободным от предвзятости и неправильных представлений.
Весь последующий текст есть введение в крия йогу. Прочтите его внимательно. В дальнейшем он будет вам вместо учителя. В связи с практиками у вас возникнет множество вопросов. Ранее эти вопросы и проблемы разрешались непосредственно гуру и его личным обращением к каждому ученику.

Любая ошибка исправлялась прямо на месте. Вы же не будете иметь возможности быть ведомыми лично гуру, так что будьте особенно внимательны к тем инструкциям, которые мы вам дадим. Мы полагаем, что вы будете время от времени перечитывать текст, чтобы исправить   те  ошибки,   которые   появляются   в   вашей практике.
Правильное отношение - это существенная часть крия йоги. Оно ведет к полному раскрытию возможностей, заложенных в практиках крия йоги. Неправильное отношение препятствует этому раскрытию. Если вы сажаете семечко в плодородную почву, оно быстро растет и затем дает прекрасные, благоухающие цветы.

Если же вы сажаете семечки в дурную почву или в неправильном месте, это, конечно же, не приведет ни к какому росту никакого цветка. Потенция заложена в каждом семечке: и в том, и в другом случае, а результаты зависят от окружения и условий роста. Именно они определяют возможности произрастания внутренней потенции.

То же самое и с крия йогой: позитивное окружение и правильное отношение позволят практикующемуся получить максимальную выгоду. Неверное же отношение приведет к низким результатам. Потенция, заложенная в каждом из нас и раскрываемая в техниках крии, основывается на ряде базисных положений, таких, как умение действовать не торопясь; не ждать результатов; не прилагать усилий, и проч., которые мы опишем в последующих главах.

Разного рода проблемы и сомнения, безусловно, возникнут при исполнении вами практики, ибо каждому человеку свойственны свои собственные особые вопросы, неопределенности и трудности, и если вам все-таки необходим совет, вы можете написать к нам в Ашрам.
КРАТКО О СЛОВЕ «КРИЯ»
Санскритское слово «крия» означает «действие» или «движение». А под крия йогой понимается система действий, пользуясь которой, каждый постепенно продвигается по апробированному традицией маршруту к главной цели. Это движение исполняется сознательно, с полным контролем.

Также под крия йогой иногда понимают исполнение практикующимся определенных специфических мудр, бандх и асан соответственно с определенной схемой практик.
Слово «крия» также переводится еще и как «практический». Это, в общем, и целом хорошее определение для крия йоги, ибо она действительно в первую очередь относится к сфере практики, так как ее доминанта - это практические упражнения, лишенные философских спекуляций. Эта система не столько описывает результаты, которых можно достичь, сколько указывает на пути к достижению этих результатов.
Иногда слово «крия» переводится и как «предварительный». Это также правильно, ибо крия йога - это предварительная практика, которая ведет сначала к дхаране, а затем - к дхъяне, то есть к трансцендентальной медитации, а оттуда уже к йоге (союзу). А посему крии - это техники, которые исполняются для того, чтобы двигаться к тому, что находится за их пределами.

И последнее - слово «крия» используется для описания чьей-либо индивидуальной практики. Проще говоря, путь крия йоги состоит из определенного числа крий, каждая из которых должна быть исполнена одна за другой в соответствующем порядке.
ИСТОРИЯ И ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Собственно, никаких источников по крия йоге не существует. Ее начало и развитие лежат в глубинах и тумане прошлого. Эта система была настолько секретна, что, фактически, не осталось даже мифа, объясняющего ее начало.
То, что у крия йоги нет истории, мы находим положительным. Это хорошо потому, что предотвращает разного рода спекуляции, ненужные размышления и рассуждения о началах и развитии этой системы. Будучи лишённой всего этого поверхностного рассмотрения, крия йога сохраняет свою чистоту и мощь благодаря получаемым результатам.

Большинство прочих систем йоги обычно связано с бесконечной историей или хотя бы с мифами, рассказами, легендами, рассказывающими о различных людях, которые оформили эту систему или видоизменили ее. И, определенно, находится ряд людей, которые становятся весьма озабоченными изучением и разбором жизней тех, кто когда-то был вовлечен в эту систему, кто испытал на себе ее силу. Разбирают их мысли, высказывания, верования, религиозность и прочее. Эти «исследователи» становятся настолько заинтересованными в истории йоги, что совершенно забывают о практиках, которые, собственно говоря, и являются целью и сущностью всех йогических путей. Так что, отсутствие истории крия йоги для нас - это и есть одно из замечательнейших явлений, которое она нам дает.

Это позволяет использовать техники крия йоги во все времена, для всех возрастов, для всех типов людей, не будучи ограниченных верованиями, традициями какой-то специфической эры. Такой подход позволяет крия йоге оставаться вневременной системой.
Что же касается истории, все, что мы могли бы сказать, это то, что крия йога передана нам от Свами Шивананды из Ришикеша. Если кто-либо захочет проследить линию учителей, предшествующих Свами Шивананде, и обнаружить какую-то историю, то скоро обнаружится что они взвалили на себя непосильную задачу, так как саньясины прошлых веков имели привычку растворяться в своем окружении и совершенно ничего не оставили для пера историков. Конечно, есть различные группы в Индии, кто практикует и учит крия йоге, например, Свами Йогананда, Юктешвар Гири, Лахири Махасая, Махатма Ганди и другие. Эти лидеры и их организации действительно существуют, они пропагандируют йогу не только в Индии, но и во всем мире, но и они также не знают источника крия йоги, а все, что они говорят, это то, что они были введены в традицию неким великим йогом Бабаджи, который был идеальным практиком для всех тех, кто ищет мудрости в нынешнюю Кали Югу.

Крия йога, в принципе, достаточно широко известная, слабо освещалась в традиционных манускриптах. Многие тексты используют слово «крия», а также «крия йога», но в совершенно разных контекстах. Например, вот, что говорится в Сутрах Йоги Патанджали: «Крия йога включает в себя тапас (аскетизм), свадхьяю (познание самого себя) и ишварапранидхану (смирение перед божественной волей)» (2:1).
В этой форме крия йога не слишком расходится с тем, о чем мы пишем в нашей книге. Форма, упоминаемая Патанджали, нацелена на предварительность, которая организует личностную жизнь и приготовляет садхака для раджа йоги. Крия йога также упоминается в Уддхавадгите Шримад Бхагаватам.

Кришна описывает то, что он понимает под крия йогой, ответствуя своему ученику Уддхаве. Он описывает это как ритуальное богослужение какому-то божеству, исполняемое цветами, пищей и прочим, а также специфические мантры, способы сосредоточения на определенном божестве и т. д., а это, естественно, не имеет никакой связи с крия йогой в том смысле, в каком преподносим крия йогу мы.



Содержание    Вперед