Дхарана


Отключение от внешних источников стимулирования, однако, несет свои собственные проблемы и зачастую приводит к обратному крену — полному сосредоточению на внутренних мыслительных процессах и психических проблемах. У людей обычно существует предубеждение, что сознание находится где-то в глубине этих явлений, и, следовательно, отсоединение сознания от внешнего мира ведет к воссоединению и идентификации с истинным сознанием. Практикующий начинает в очередной раз размышлять о своих личных проблемах, страхах, конфликтах или погружается в какие-то планы, иллюзии и тому подобное. В данном случае человек подобен пчеле, которая с громадным трудом вытащила себя из липкого меда с одной стороны кувшина, а теперь залетает с другой стороны, думая, что сейчас уж все будет в порядке. И таким образом освобождение практикующимся от внешней зависимости приводит к противоположному уклону — как говорится, из огня да в полымя.

Так что тот, кто хочет получить реальное продвижение в йоге, должен постараться избегнуть как одного, так и другого процесса.
Многие люди пробуют медитировать. Они закрывают глаза, стараются отключить внешний мир и тут же переполняются подсознательными мыслями и психическими видениями. Это не так чтобы слишком плохо на ранних стадиях йогической практики. И, даже более того, может быть полезным в том смысле, что происходит изживание негативных раздражающих самскар нашего подсознания.

Но в дальнейшем же практикующий должен выйти из-под обаяния этого мира, мира внутренних подсознательных чувств. Ему необходимо будет подняться на грань между идой и пингалей, встав на путь сушумны. Это приведет практикующего к верному исполнению пратьяхары, а затем, соответственно, и дхараны.
Особенностью софистического подхода крия йоги является то, что она говорит о необходимости нахождения баланса между обращённостью во внешний мир (мир внешних объектов, отвлекающих сознание) и мир внутренний (мир, который погружен в разного рода психические видения и сновидческие картинки). Такой подход автоматически приводит к фиксированию сознания на сушумне. На ранних практиках, как уже объяснялось выше, глаза бывают открытыми в продолжение некоторого времени, затем они закрываются. Это позволяет сознанию практикующего придерживаться некоего срединного пути, ибо закрытые глаза имеют тенденцию сбить практикующего на путь самокопания и самоуглубления, в то время как открытые глаза — на путь отвлечения сознания внешними раздражителями.

В конце концов, тактика открытых-закрытых глаз приводит к нахождению некоторого рода точки равновесия и автоматически начинающейся получаться дхаране, а дхарана — это, собственно говоря, уже входные ворота в дхьяну.
В большинстве йогических практик есть общая тенденция закрывать глаза, когда идет медитативная практика, а это легко приводит к сонливости, особенно среди начинающих. Некоторые системы, такие, как допустим, дзен-буддизм, практикуют медитацию с открытыми глазами, чтобы лишить себя этой возможности, а также самокопания и самоуглубления. Но это, с другой стороны, также создает определенные проблемы для новичков, ибо их глаза постоянно блуждают по раздражителям внешнего мира. Крия йога придерживается равновесия между этими двумя крайностями.

Глаза то открываются, то закрываются через определенные промежутки времени, а это приводит к фантастическим результатам. Систематическое и качественное же занятие пратьяхарой в свою очередь приводит непосредственно к дхаране.
Дхарана После завершения начальной группы крий, по всей вероятности, вы окажетесь в царстве пратьяхары. По сути дела, ваш результат будет зависеть от регулярности и интенсивности практик, а также и от того, в чем — в суматохе или успокоенности — пребывает ваш ум. Пратьяхара легко и автоматически вызывается в успокоенном уме. В то время как ум, находящийся в состоянии хаотического избытка мыслей, потребует от вас еще многих месяцев работы. Кроме того, погружение в пратьяхару зависит и от своего рода благоволения свыше, ибо, казалось бы, человек готов, готовы его тело и ум, но пока что пратьяхара не случается.

Однако день на день не приходится, и однажды это происходит. Занимайтесь регулярно, и однажды в особый день при благоприятных обстоятельствах вы можете посредством пратьяхары двинуться еще и дальше — в дхарану, а затем — в дхьяну. Причем помните, что это получится неожиданно для вас, и никто никогда не сможет этого предсказать.
Когда практики пратьяхары будут закончены, глаза следует продолжать оставлять закрытыми. В идеале, на этой стадии и внешние, и внутренние раздражители должны быть успокоены, и тогда в дело вступает вторая группа крий, которая должна привести вас к дхаране. Она постепенно, шаг за шагом, направляет ваше сознание по внутреннему кругу психической энергии. Это позволяет добиться гораздо более тонкого восприятия.

По мере прогресса в практиках крий ваш ум станет все более и более сдержанным и все более и более целеустремленным. Тогда дхарана начнет получаться совершенно спонтанно.
Отличительной особенностью крия йоги является то, что концентрация никогда сознательно не усиливается. Она возникает спонтанно, по мере исполнения механики крий. Сбитые с толку словом «концентрация», практикующиеся зачастую стараются приложить некие внутренние, а иногда еще и внешние усилия для того, чтобы перейти к последующим медитативным практикам, но это ведет только к головной боли и расстройству. Ряд людей напрягает мышцы рта, лица, стараясь напрячь ум и таким образом усилить концентрацию.

Они это делают потому, что не знают, что концентрация есть существенная часть высших йогических практик и достичь ее можно, только поднявшись до высших ступеней дхараны, а она должна совершаться совершенно спонтанно. Никакое усиление концентрации, никакое внешнее и внутреннее усилие не есть настоящая концентрация. Всякое напряжение ведет к напряжению в уме, что в свою очередь уводит практикующего с пути дхьяны.

Спонтанно же получающие концентрация и дхарана ведут к дхьяне.
Дхьяна Нам, собственно говоря, нечего сказать о дхъяне, так как она по сути дела не поддается выражению в словах, а когда ее познаешь, то тогда уже не нужны никакие слова. Напряженное жонглирование словами обычно ведет только лишь к недопониманию, заинтеллектуализированности и непонятности, поэтому лучше не говорить ничего. Да и, собственно говоря, никаких специальных техник для дхьяны нет.

Все техники крия йоги, правильно исполняемые, ведут к дхъяне непосредственно.
Следует помнить, что пратьяхару, дхарану и дхьяну связывает единый и непрерывный поток. Никаких жестких делений, какие даем им мы, по сути дела, не существует. Вся классификация, которую мы приводим, существует только для объяснений. Не относитесь к этой классификации как-либо серьезно.

Если вы с должным вниманием и рвением отнесетесь к изучению крия йоги, то переход от ступеней будет происходить у вас незаметно и автоматически. Совершенно не нужно будет думать «а сегодня я начинаю с дхараны, а потом иду туда-то и т. д.». Все случится само собой.

Все, что вам нужно, это только делать практики крий в предписанной нами манере.
СРЕДСТВА КРИИ ЙОГИ Каждая индивидуальная крия состоит из определенного числа вспомогательных техник. Они являются базисными средствами крия йоги. Большинство этих вспомогательных техник широко известны и практикуются индивидуально. Они могут быть классифицированы и сведены в следующие группы:
1. Асана (положение физического тела).
2. Мудра (внешнее выражение внутреннего положения).
3. Бандха (психофизический замок).
4. Мантра (особые звуковые формы, которые вызывают тонкие ощущения и изменения).
5. Пранаяма (манипулирование дыханием и контроль за праной).
6. Каналы течения физической энергии сознания.
Эти шесть групп техник являются своего рода строительными кирпичами в здании крий. Они скомбинированы в особой, научно обоснованной манере для того, чтобы вызвать определенные изменения в человеческом существе. А эти изменения, в свою очередь, вызывают процессы пратьяхары, дхараны и дхьяны — то, о чем мы говорили раньше. Отдельно исполняемые эти вспомогательные техники, конечно же, могут принести определенные изменения в ваше физико-психико-ментальное тело, но именно древними йогами было открыто, что интеграция, синхронизация и смешивание этих техник могут привести к громадному усилению их самих.

Что техники, исполняемые одна за другой, гораздо более сильны, чем техники, исполняемые одна без других или без какого-либо четко определенного порядка. Эти йоги проверили все на своем личном опыте и посредством этого явились основателями крия йоги. Эти уникальные сочетания, предлагаемые крия йогой, покажут вам, что крия йога — это могучая и, мы бы даже сказали, одна из могущественнейших систем.

А теперь позволим себе кратко описать эти вспомогательные техники.
Асаны. Это особые специфические позиции для физического тела. В крия йоге они преимущественно сидячие.

Без стабильного, комфортабельного положения, в принципе, невозможно перейти к пратьяхаре и поэтому необходимо научиться принимать асаны и пребывать в них так, чтобы они были комфортны вам и не раздражали ни тела, ни сознания.



Содержание  Назад  Вперед