Вначале это было нектароподобное вещество


По мере того, как дэвы и асуры продолжали взбивать океан, образовался смертельный яд. Вначале это было нектароподобное вещество, а в конце - яд. Сегодня мы можем видеть результат всех наших исследований, разработок и изобретений. Похоже, они приносят больше страданий, чем радости. Разумеется, ни дэвы, ни асуры не желали яда, но он стал преследовать их.

Они бежали и бежали, пока не обрели убежище у ног Господа Шивы.
Шива, будучи милосердным Высшим Богом, произнёс: Хорошо, не беспокойтесь. Я позабочусь об этом. Он просто взял яд и проглотил его, поскольку для него нет ни нектара, ни яда, - всё одинаково.
На этом примере видно, что хотя мы идём и взбиваем ради раджасического счастья, мы должны столкнуться с горечью в результате этого; но мы можем всё ещё спасти себя, если обретём убежище в Боге. Опыты жизни, несомненно, в конце концов, приводят нас к цели. Но не каждый человек нуждается в том, чтобы подвергаться всем этим опытам.

Благоразумные люди не всегда ждут горькие переживания, которые бы обучили их. Они будут учиться из священных писаний и на опыте других людей.
39. Удовольствие, которое обманчиво и в начале, и в конце возникает в тупом и апатичном (тамасическом) уме. Его признаками являются: избыточный сон, лень и использование опьяняющих средств.
Некоторые люди говорят: Я ни с чем не хочу сталкиваться в жизни. Сколько людей проглатывают, в конце концов, свою жизнь, используя таблетки снотворного? Они не могут встретить жизнь лицом к лицу.

Они думают, что могут быть счастливее с помощью успокаивающих средств, наркотиков или алкоголя. Мы не ставим своей целью быть счастливыми во что бы то ни стало. Счастье должно прийти саттвическим способом.

Только такое счастье будет долгим. Другие виды счастья закончатся несчастьем.
40. Нет никого на земле, как и среди богов на небесах (дэвов), кто существовал бы вне трёх качеств природы.
К сожалению, 40-я шлока говорит, что не существует никого ни на земле, ни на небесах, включая богов, кто был бы свободен от этих трёх гун.
Вначале это звучит несколько разочаровывающе. Но не следует это так воспринимать. Три гуны всегда существуют, мы не можем их избежать. В тот момент, когда мы выходим за пределы гун, мы становимся совершенно неподходящими для чего-либо в этом мире, и мы должны, к тому же, уйти отсюда.

Наша работа заканчивается; рубильник отключается; и не остаётся побуждающих импульсов.
Но это произойдёт автоматически, когда наша часть работы будет закончена. Автоматически произойдёт отключение. До этих пор все мы будем находиться в это мире, будучи подверженными влиянию трёх гун.

Поэтому давайте не будем стремиться избежать их или перепрыгнуть через них.
Давайте просто останемся в мире и как следует пожаримся, хотя это - горячая работа, очень раджасическая. Вначале мы просто издаём много шума, прыгаем вокруг и пускаем много пузырей - это три гуны заставляют метаться наш ум. Но как только мы полностью высушимся и станем приготовленными с помощью природы, тогда мы выйдем за пределы сковороды, чтобы дать место другим оладьям.
Те, кто хорошо приготовлены, являются богами, ангелами. Не думайте, что низшие божества выше человеческих существ. В некотором смысле они даже ниже. Они переживают карму лишь одного типа - они заслужили вкусные плоды, поскольку они раньше совершали прекрасные поступки.

Они просто получили своё вознаграждение. Они не обладают человеческой свободой. Только на человеческом уровне существует свобода, необходимая для того, чтобы понять истину.

Только люди обладают способностью различать.
Боги находятся на небесах. Но в аду и на небесах вы не сможете различать. Вы просто будете очищаться от своей плохой или хорошей кармы.

Некоторые люди попадают в своего рода ад для того, чтобы очиститься от плохой кармы. Другие - на небеса, чтобы очиститься от хорошей кармы. Но чтобы создать новую карму или чтобы подняться выше всякой кармы, вы должны вернуться сюда в качестве человеческого существа и стать захваченными тремя гунами и получить необходимые уроки. Как только вы получите уроки, вы автоматически будете освобождены. Это произойдёт не благодаря вашим собственным усилиям.



Это просто случится, подобно тому, как созревший плод падает с дерева. Также со временем все мы упадём естественным образом. Не пытайтесь оторваться от дерева преждевременно. Не выпрыгивайте из сковородки полужаренным.

Вы будете не таким вкусным. Эта прекрасная шлока говорит, что никто не является исключением из это правила.
41. В действительности, Арджуна, качества человеческой природы определяют соответствующую роль и обязанность каждого человека, независимо от того, учёный это или священник (брахмин), главнокомандующий или воин (кшатрия), торговец (вайшья) или рабочий (шудра).
Теперь мы подошли к четырём кастам и их обязанностям. Индийская традиция делит людей на 4 группы или касты: брахмины, кшатрии, вайшьи и шудры. Брахмины - это священники и учителя; кшатрии - правители и воины; вайшьи - это деловые люди; шудры - рабочий класс. К сожалению, эти четыре касты постепенно пришли в упадок и привели общество к такому состоянию: ребёнка брахмина стали звать брахмин; ребенка вайшьи - вайшьей и т.д. Хотя предполагалось, что эти четыре категории основаны на человеческих темпераментах.

Каковы качества темперамента брахмина? Это умные люди, использующие интеллект для того, чтобы достичь высшего знания.
42. По своей природе священник или учитель (брахмин) имеет склонность к спокойствию, самоконтролю, самодисциплине, чистоте и прощению, а также добродетельному поведению, обучению, Самореализации и вере в вечного.
Это - качества брахминов. Не то, что они культивируют их как брахмины. У них эти качества должны быть развитыми прежде; вероятно, так же, как у кшатриев и вайшьев. Им не требуется заставлять себя выполнять духовные практики или быть морально совершенными, или контролировать свои чувства; для них это естественно. Мы видим это даже среди некоторых людей, занимающимися духовными поисками.

Некоторым людям легко контролировать язык. Для других - легко вставать в 4-5 часов утра для медитации. Они даже не думают об этом. Эти качества являются врождёнными.

Вам не нужно учить утёнка плавать; он уже рождён с этим знанием.
43. Предводитель или воин (кшатрия) имеет естественную наклонность к храбрости, силе, твёрдости ума, находчивости, щедрости, руководству и решимости идти до конца в бою.
В то время, как брахмины являются воплощением божественности, кшатрии - воплощением дхармы, истины и добродетели. Традиционно короли или правители были кшатриями, поскольку их обязанность состояла в том, чтобы защищать нацию, поддерживать закон и порядок, а также избавлять мудрых и праведных людей от злых. Арджуна является кшатрием, но из-за своих чувств и сентиментальности он захотел пренебречь своими обязанностями и стать неким подобием брахмина. Он не развился до этого состояния.

Но он хочет отказаться от выполнения своих обязанностей.
Обязанность кшатрия можно сравнить с обязанностью фермера. Фермер возделывает землю; он должен защищать урожай от паразитов. Он может выбрать способы, которые не предусматривают использование ядовитых химических веществ. Но он должен каким-то образом защищать урожай от паразитов и сорняков. Поэтому он рассыпает золу в поле и удаляет сорняки.

Таким же образом кшатрий должен выкорчёвывать сорняки из своей страны и следить за тем, чтобы в ней произрастали хорошие виды растений.
44. Торговец (вайшья) имеет естественную склонность к работе в сельском хозяйстве, к производству, хранению и продаже молочных продуктов и к другим видам торговой деятельности. А работающие люди по природе склонны к службе.
Вайшьи являются деловыми людьми, а шудры - служащими и рабочими. Вероятно, шудры не обладают достаточным рассудком, чтобы заниматься бизнесом или ставить перед собой какие-то более высокие цели, а также не обладают достаточной силой для защиты дхармы. Они хороши для выполнения обязанностей, которые им поручают исполнить. Но мы никогда не должны думать, что один тип людей выше или ниже, чем другой.

Все они одинаково необходимы для поддержания порядка в обществе. И знайте, что один и тот же человек может быть шудрой в одно время и брахмином - в другое. Но если большая часть его жизни демонстрирует определённое качество, тогда говорят, что он относится к той или иной категории.
Вот как возникла кастовая система. Обязанность вайшьи заключалась в том, чтобы создавать и распределять материальные богатства в обществе. Конечно, в те дни традиционными были земледелие, животноводство и торговля.

Теперь у нас так много других видов деятельности: горнодобывающая промышленность, ремёсла и тысячи различных видов производства.
Даже юристов и врачей можно считать вайшьями, если они используют своё знание в основном ради торговли им, ради получения чего-то взамен. Когда вы даёте что-то, чтобы получить другое - взамен, дача и получение создают деловые отношения. В этом смысле вы являетесь вайшьей.
Человек, который может выполнять только физическую работу и не способен открыть своё дело, является шудрой. Люди, работающие и получающие деньги за подчинение другим людям, являются шудрами. Их жизнь зависит он других людей.

Служащий, который просто делает то, что его просят сделать, и получает зарплату, может быть отнесён к шудрам, по крайней мере, в тот момент.



Содержание раздела