Это - ваша Йога


50. Теперь в нескольких словах, Арджуна, Я расскажу тебе, как человек, достигший совершенства в свободе от действий, реализует также единство абсолюта (Брахмана), который является венцом мудрости.
51. Единым с Брахманом становится человек, обладающий чистым пониманием, саттвой и прочно контролирующий свои чувства и страсти; который испытывает отвращение к соблазнам чувственных объектов; и отвергает желания и нежелания.
Быть наделённым чистым пониманием означает, что ваше понимание не является предубеждённым. Следует понимать с нуля или с нейтральной точки, а не с позитивного или негативного. Чистота означает нейтральность. Вы никогда не сможете обладать чистым разумом, качаясь от положительного к отрицательному, поскольку они всегда являются предвзятыми мнениями.

Если вы любите или не любите людей, вы обладаете собственным предвзятым мнением, окрашенным чувствами относительно их. В таком состоянии вы не можете точно судить о них. Поэтому настоящий судья всегда должен находиться в нейтральном положении на уравновешенных весах. Тогда он сможет правильно взвесить дело и вынести справедливое решение.

Если судья уже имеет склонность к одной из сторон, он совершит ошибку в вынесенном приговоре.
Избегать суматохи, вызванной чувственными объектами, и отрекаться от желаний и нежеланий, - означает избегать всего того, что отвлекает вас. В большей или меньшей степени, закрывая чувства, связанные с этим. Это не одно и то же, что убегать от этого.
Вы выбираете свой собственный путь, чтобы сохранять свой ум непоколебимым. Это - ваша Йога; это - ваша религия. Разве может быть что-нибудь проще этого?

Это моё учение вкратце. Я не говорю: Я научу вас этому за 3 минуты или в течение 10-ти дневного курса. Если вы спросите у меня о традиционных способах, я могу дать вам несколько подходов: Моисей делал так-то; Иисус делал по-другому; Шанкара поступал иначе. А также несколько примеров: Одни люди медитируют на свече; другие - на образе; третьи - на мантре.

Я обычно даю что-то на выбор. Если вы отдаёте предпочтение чему-то, делайте это. Если нет - выберите своё собственное.

Но не забывайте цель всех этих практик - это сделать ум непоколебимым, спокойным и счастливым.
Покой, радость, блаженство - что бы ни происходило. Не думайте, что так жить невозможно. Это возможно!

Что ещё вам нужно, помимо этой постоянной радости? В этой радости вы можете чувствовать: Хорошо, кажется, я обладаю этим талантом; это моя свадхарма (моя обязанность), я склонен делать это. Так я и поступлю. В этом спокойствии ума всё, что бы вы ни делали, становится Йогой, независимо от того, занимаетесь ли вы садовничеством, столярным делом, бухгалтерией, живописью или делаете свечи.

Всё, что вы делаете, является радостью для вас. Вам не нужно даже выбирать или отдавать предпочтение.
Удерживайте цель в уме. Используйте все средства. Но всегда спрашивайте: Приведёт ли это меня к цели?

Если в какой-то момент вы заметите, что нет, это нарушит ваш покой, тогда немедленно скажите себе: Нет, это не для меня. Иногда, благодаря привычке, ум хочет делать что-то приносящее беспокойство, то, что он обычно делал прежде. Тогда, если вы начнёте культивировать что-то новое, уму это не понравится, и вы можете подумать, что нарушаете свой покой.

Например, просыпаться в 4 или 5 часов утра для медитации. Вначале некоторые практики могут показаться немного горькими, но продолжайте жевать, и они станут сладкими. Поэтому развивайте свой покой на прочном основании.

Не создавайте лишь временные покой и радость, которые позже превратятся в горький яд.
52. Вместо этого он живёт в (чувстве) уединённости, умеренно питается и контролирует свои мысли, слова и действия. Он постоянно вовлечён в йогическую медитацию (Дхьяна Йога) и обретает убежище в непривязанности (вайрагья).
Не принимайте жизнь в уединении в буквальном смысле слова. Не требуйте отдельной хижины в джунглях. Жизнь в уединении означает, что даже среди сотен людей вы ощущаете, что вы - одни. Если приходят какие-то полезные вибрации, принимайте их. В остальных случаях ощущайте, что вы - одни.



Как искренний духовный искатель, вы не должны слишком беспокоиться о том, что происходит вокруг вас. Просто вовлекайтесь в свою медитацию. Когда вы едите, медитируйте на еде.

Не сидите и не сплетничайте, а соберите весь мир внутри своего ума, пока не доедите яблоко или апельсин. Медитируйте на том, что вы делаете. Это - качество духовного искателя. Пока это не гарантировано, вам не следует даже разговаривать просто ради разговоров. Не думайте, что вы всегда должны улыбаться и беседовать с другими, чтобы они не подумали о вас что-то плохое.

Разве вы больше заинтересованы в мнении других, чем в собственном развитии?
Говорите мало. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. Взвешивайте свои слова. Думайте о том, что каждое слово - это доллар.

Как только он уходит, то уже больше не возвращается. Дважды или трижды подумайте, прежде чем сказать. Пусть люди знают, что вы на самом деле имеете в виду, когда вы говорите. Люди часто говорят: Я не уверен, поняли ли вы, что я имел в виду? Такой разговор приводит к путанице.

Если вы хорошо подумали, прежде чем произнести слово, тогда вы можете лишь несколькими словами сказать о многом. Затрачивая меньше энергии, вы совершите большую работу.
Умеренная еда, - означает: не голодать, но и не пировать. Ешьте согласно потребностям тела. Контролируйте мысли, слова и действия и постоянно находитесь в медитации и концентрации, - означает, что вы концентрируетесь и медитируете, даже когда совершаете действия, что является медитацией в действии.
Это довольно большой перечень. Но если даже хотя бы одно из этих качеств получит развитие, все остальные автоматически последуют за ним.
53. Поскольку он свободен от эгоистического чувства обособленности (ахамкара), он больше не страдает от собственнического отношения мой и моё. Таким образом, он преодолевает агрессивность, высокомерие, личные желания и гнев.

Он готов спокойно пережить единение с абсолютом.
Вы не должны опираться на такой большой перечень. Просто выберите что-то одно; этого будет достаточно. Например, ощущайте, что ничто не является моим. Полностью освободите себя от эгоизма. Я вновь и вновь буду напоминать об этом.

Вы можете подумать, что этот свами больше ничего не знает. Но мне и не нужно знать что-то больше. Я просто знаю, что самоотверженность является ключом к духовной жизни. Все остальные качества: эгоизм, насилие, высокомерие, вожделение и т.д. исходят из эгоизма или личного желания.

Помните шлоки из Второй главы: От размышления на чувственных объектах возникает привязанность к ним. Эта привязанность порождает личное желание. А от личного желания возникает гнев. (2:62) Гнев сбивает с толку процесс мышления, в результате чего нарушается память.

Когда память утрачивается, исчезает способность рассуждать. А когда рассудок потерян, теряется личность. (2:63)
В тот момент, когда вы что-то желаете или даже думаете об этом с небольшим чувством вожделения, подталкивающим вас, тут же следует всё остальное. Вы становитесь привязанным к объекту своих желаний. Привязанность заставляет вас желать каким-то образом обладать этим.

И, если вы не получите это, то будете расстроены; или, если кто-то помешает, вы будете разгневаны и раздражёны. Поэтому главная черта, которую следует развить во что бы то ни стало - это самоотверженность.
54. Когда ты реализуешь единство с Абсолютом, ты всегда будешь безмятежным и никогда больше не будешь субъектом для печали или беспокойства от личных желаний. Ты почувствуешь то же самое в отношении всех творений и поднимешься до состояния высшей преданности к Богу.
55. С помощью такой преданности ты, поистине, познаешь Меня: кем Я являюсь, и что из себя представляю. Когда ты познаешь это, то немедленно войдёшь в Моё безграничное существо.
56. Поскольку ты обретёшь убежище во Мне, все твои действия, какими бы они ни были, станут служением Мне. Таким образом, ты будешь наделён Моей милостью для реализации нетленного состояния бессмертия.
Бог говорит Арджуне, что если тот решил не сражаться из-за эгоизма, это решение долго не просуществует. В конце концов, природа Арджуны подтолкнёт его к сражению, поскольку он является кшатрием. Из-за этой врождённой особенности ему не нужно сознательно принимать решение сражаться за справедливость. Например, врождённый страх смерти заставляет вас заботиться о своём теле, даже когда вы спите.

Если комар ночью кусает вас, вы, даже не осознавая это и не просыпаясь, хлопаете по нему. Это - врождённый инстинкт самосохранения для защиты своего тела. Он реализуется бессознательно. Бог Кришна говорит, что, хотя Арджуна и не знает, он внезапно встанет и начнёт сражаться.

Он сознательно отказывался от своей обязанности, но это не продлится долго.
57. Мысленно предлагай Мне каждое своё действие; Я должен быть твоей самой высшей целью; усердно практикуй Буддхи Йогу, способность отличать реальное от нереального. Таким образом, ты всегда будешь фиксировать свой ум на Мне.
Теперь Кришна задаёт замечательный вопрос: Как ты собираешься управлять собой в жизни со всеми этими проблемами? Затем, он показывает, как это можно сделать: По крайней мере, мысленно посвящай все свои действия мне; установи свой взгляд на мне, как на высшей цели и практикуй Буддхи Йогу, способность различать; тогда ты сможешь постоянно удерживать свой ум на мне.



Содержание раздела