Очистительные упражнения


Далее следуют очистительные упражнения ВАТАСАРА-ДХАУТИ и т. д., которые достига-ют своей наивысшей точки в БХУДЖАНГИНИ МУДРЕ 2 и МАТАНГИНИ МУДРЕ 3. Пище-варительный канал и носоглотка очищаются посредством КАКИ МУДРА 4.
Теперь идут телесные упражнения АСАНЫ - как квинтэссенция всех АСАН ПАШИНИ МУДРА 5, при которой бедренный сустав - сместе с головой, шеей и спиной - делаются под-вижными и послушными, что имеет место во всех АСАНАХ. Затем следуют две важнейшие МУДРЫ - ВАДЖРОЛИ 6 аналогичные ХАСТА ВРИКШАСАНА, т. е. "стойка на руках" и ВИПАРИТА-КАРАНИ 7, "стойка на голове" с концентрацией на пробуждении КУНДАЛИНИ - первая в качестве предварительного упражнения, последняя - как продолжительное возбуж-дение места над небом.
Затем, как подготовка, следует ТАДАГИ МУДРА 8 и как главное упражнение МАХА МУДРА 9 для проведения ПРАНЫ из ИДЫ или, соответственно, ПИНГАЛЫ в СУШУМНУ с целью пробудить КУНДАЛИНИ. Этому упражнению предшествует АШВИНИ МУДРА 10. Когда сокращение и расслабление мышцы заднего прохода освоено, то оно сохраняется и соеди-няется с УДДИЯНА-БАНДХОЙ 11.

Так возникает МУЛА-БАНДХА 12.
Когда она также освоена, то упражняются в другой комбинации - МУЛА-БАНДХА с ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХОЙ 13 - сокращение заднего прохода, соединенное с пригибанием шеи к груди. Так возникает МАХА-БАНДХА 14.

Когда это сокращение заднего прохода по отдельности освоено, как совместно с сокращением диафрагмы УДДИЯНА, так и совместно с прижиманием шеи к груди ДЖАЛАНДХАРА, то делается попытка соединить обе эти МУДРЫ с МУЛА-БАНДХОЙ, Так достигается МАХА-ВЕДХА 15.
Когда освоена также и она, то йогин должен, вместо МУЛА-БАНДХИ, соединить АШВИНИ-МУДРУ с обеими БАНДХАМИ УДДИЯНА и ДЖАЛАНДХАРА с твердым намерением раз-будить тем самым ШАКТИ - и таким образом имеет место ШАКТИЧАЛАНА МУДРА 16. Характеризующая ее связь между ПРАНОЙ и АПАНОЙ будет установлена посредством того, что вследствии прижимания шеи к груди, ПРАНА не сможет "улетучиться" вверх, а благодаря сокращению диафрагмы АПАНА не сможет "улетучиться" вниз.

Тогда взлетает "Великая птица" КУНДАЛИНИ вверх по каналу СУШУМНА.
То, что здесь не идет речь только о подтягивании диафрагмы вверх, доказывает следующий текст из "ПАРАМЕШВАРА-ТАНТРЫ", в котором УДДИЯНА-БАНДХА представлена в своем скрытом аспекте:
"… Сначала ты должен во время вдоха направить мысли в МУЛАДХАРУ, Там между задним проходом и половым органом находится плотина - ее должен ты возбудить посредством сокра-щения. Представляй себе, что КАМА-ВАЙЮ проходит через эту плотину в образе БАНДХУКА посредством ПРИТХИВИ-ДХАРАНА МУДРА сияя, как десять миллионов солнц, и однако, прохладный, как десять миллионов лун.

Поверх него представь себе тонкое пестрое остроконеч-ное пламя см. стихи 70-71, которое вместе с тобой самим представляет одно целое. Теперь это остроконечное пламя посредством трех ЛИНГ узлов друг за другом идет по пути к БРАХ-МАНУ САХАСРАРА."
КУНДАЛИНИ-ШАКТИ пробуждается и начинает подниматься по спинномозговому каналу. Это обнаруживается посредством возрастающего жара в позвоночнике, потому что "остроко-нечное пламя" приходит в движение. Тем самым начинается ЛАЙЯ-ЙОГА, третий раздел обще-го пути, который начинается посредством ЙОНИ МУДРЫ 17.

Она является квинтэссенцией ЛАЙЯ-ЙОГИ и вообще каждой ЙОГИ.
Под другими именами она известна как КРИЙЯ-ЙОГА у Парамахамсы Йогананды и как ЧАКРА-БХЕДА "Проникновение ЧАКР" в КУНДАЛИНИ-ЙОГЕ. Последняя ведь является ничем иным, как ЙОНИ МУДРОЙ, независимо от того, занимаются ли сознательно отдельными ЧАКРАМИ или же это происходит автоматически, само собой.
Как повторение МАНТРЫ в МАНТРА-ЙОГЕ и ПРАНАЯМЫ в ХАТХА-ЙОГЕ, так ХАРАНА концентрация мысли является главным упражнением в ЛАЙЯ-ЙОГЕ. Эта ДХАРАНА состоит из пятикратного овладения отдельными ЧАКРАМИ с их ТАТТВАМИ формами эфира - ПРИТХИВИ 18, АМБХАСИ 19, АГНИ 20, ВАЙАВИ 21 и АКАША 22.
Эти пять ДХАРАН образуют лишь первую часть ЙОНИ МУДРЫ. Вторая и высшая часть ее начинается овладением шестой ЧАКРЫ АДЖНА с шестой стихией мыслительное начало или МАНАС-ТАТТВА.

Это ведет также к высшей ступени ЙОГИ, к РАДЖА-ЙОГЕ.

Здесь медитация ДХЬЯНА является главным упражнением. Но так как каждая совершенная медитация означает выполнение ступеней, то она должна в себя включать основные элементы всех предшествующих ступеней. Таким образом, правильная медитация обязательно включает в себя БХАВА представление - элемент МАНТРА-ЙОГИ, ХА-ТХА соединение вдоха и выдо-ха - элемент ХАТХА-ЙОГИ, ЛАЙЯ растворение мыслей в концентрации и, наконец, САМЬ-
ЯМА погружение - элемент РАДЖА-ЙОГИ.
БХАВА-элемент вызывается упражнением ТРАТАКА, причем глаза фиксируют предмет картину, символ и вызывают эйдетическое представление о предмете созерцания. Если при этом закрыть глаза, то представление предмета переносится ВОВНУТРЬ головы, точно вместо, где находится гипофиз, а затем в то место, где находится "третий глаз" шишковидная железа. Это место "третьего глаза" ДЖНЯНА ЧАКШУС, "глаз мудрости" ощущается совсем отчетливо, если в течение некоторого времени, не мигая, с открытыми глазами смотреть на неко
торый предмет и затем с закрытыми глазами представить себе этот предмет на высоте бровей, как если бы вы действительно имели "третий глаз" между бровями.
Настоящий "третий глаз" находится в центре головы, где после этой ТРАТАКИ ощущается почти болезненное давление. С другой стороны можно следующим образом проверить, верно ли найдено место: если сосредоточиться на середине отрезка между кончиками ушей, то чувству-ется как если бы глаза спереди были направлены на середину отрезка, соединяющего брови.
Это одна из великих тайн ЙОГИ - движение сознания в пространстве между "третьим глазом" шишковидной железой с одной стороны, и местом между бровями с другой стороны. Это пространство в ЙОГЕ называется КХА, и движение ЧАРА сознания означает поэтому низшую ступень понятия КХЕЧАРА.
Чтобы ощущение "третьего глаза" можно было вызвать легче и быстрее, нужно применять МАНДУКИ МУДРУ 23, при которой корень языка давит на мягкое небо, надо концентри-роваться на этом месте, посредством чего, это ощущение переносится кверху, и мы само собой, приходим через гипофиз АДЖНА-ЧАКРА к шишковидной железе ДЖНЯНА-ЧАКШУС. При этом должно развивать непрерывное дыхание КЕВАЛИ, как связь вдоха ХА с выдохом ТХА, т. е. ХАТХА- элемент.
Если теперь ощущение места над мягким нёбом посредством только одного упражнения ТРА-
ТАКА или даже посредством концентрации воли устанавливается, то начинается вторая часть ТРАТАКИ - концентрация ДХАРАНА в этом месте на предмете.
Она теперь является ЛАЙЯ-элементом и наступает автоматически КЕВАЛИ. Так возникает САМБХАВИ МУДРА 24, шестая концентрационная МУДРА, с БИДЖА "ОМ" АУМ и богом Самбху, МАНАС-ТАТТВОЙ, господствующей в АДЖНА-ЧАКРЕ или гипофизе. Сознание дол-жно прикрепиться к АДЖНА-ЧАКРЕ и прийти к растворению ЛАЙЯ.

Тем самым устанавли- вается следующая ступень - медитация ДХЬЯНА, её последняя ступень, которая характери- зует РАДЖА-элемент. Дыхание становится всё незаметнее, чувство давления в ЧАКРЕ ис-чезает и вместе с ним также жар, но появляется новый признак - видения ДАРШАНА.

Они приходят всегда только в момент растворения ЛАЙЯ дыхания ПРАНЫ и сознания МАНАС.
"ШАТЧАКРАНИРУПАНА" стихи 36-37, классический тантрический труд о проникновении ЧАКР ЧАКРАБХЕДА, описывает это очень точно:
"Когда йогин свое внутреннее место сознания отключает от опоры на внешний мир и приво-
дит его к растворению, то он видит в этом месте сильные блестящие искры. Он видит также го-
рящее пламя, которое подобно лучезарному молодому Солнцу, светит между Землей и не-
бом."
Когда приходит видение пламени, то оно указывает на последний раздел практики, на знаме-
Нитую КХЕЧАРИ МУДРУ 25, высшую из всех. Снизу поднимается язык пламени, поднимает-
Ся через единственное отверстие в основании черепа место между мягким нёбом и глоткой не является отверстием к продолговатому мозгу вдоль турецкого седла седла туркина вплоть до гипофиза АДЖНА-ЧАКРА. Отсюда он должен следовать кратчайшим путем к шишковидной железе САХАСРАРА ПАДМА. Так странствует этот пламенный язык и вместе с ним созна-
Ние ведет свой путь в КХА КХЕЧАРИ. Тем самым выполняется величайшая тайна ЙОГИ:
Объединение ХА индивидуальной души с ТХА Шивой, Высочайшим Всеблаженным Богом.
Как же выполняется КХЕЧАРИ МУДРА? Эта важнейшая из всех МУДР имеет три формы:
а в её низшей форме язык входит в отверстие нёба, йогин впадает в транс и его тонкоматери-
альное тело выходит из физического тела и "странствует в КХА", т. е. в астральном свете;
б в своей более высокой форме наблюдается КХА "небо". Это небо не находится вовне, оно находится в самом теле, поверх нёба - вся сфера между бровями и малым мозгом является этим КХА.
Тайная формула гласит: "ОМ! Облака моего сознания прогоняют посредством правильного напряжения и наблюдается небо для достижения самообладания,"
"Облака сознания", суть мысли, - они должны быть сосредоточены на одной точке на пред-



Содержание  Назад  Вперед