к ЛАМБИКА язык. Посредством движения, доения, втягивания языка, он может быть под-вернуть в другую сторону.
Тот, кто вытягивает его в области мягкого нёба, достигает бессмер-тия КХЕЧАРИ МУДРА, стихи 25-32.
л РАСАНА слизь под языком. Плотность ее сообщает сладость речи, поэтический талант.
м ДАШАНА челюсть. Над ней находится "Царский скипетр" ЧАКРА в области язычка. Когда туда делается движение языком, то через полгода становится виден свет, или согласно "ШИВА-ЙОГЕ" - "занимающийся становится освобожденным от своего физического тела".
Это означает, что если концентрироваться в этом месте САМБХАВИ МУДРА, см. стихи 64-67, то будет видно пламя.
н ГХАРАНА-МУЛА корень носа. Когда взгляд туда МЫСЛЕННО фиксирован,то ВАЙЮ неподвижен в этом месте, т. е. дыхание останавливается и автоматически происходит концен-трация см. главу о технике дыхания.
о ЛАЛАТА лоб. Знаток ЙОГИ мысленно направляет ВАЙЮ на это место и достигает пол-ного успеха всех СИДДХИ.
Концентрация мысли на корне носа влияет на гипофиз АДЖНА-ЧАКРА, а концентрация мысли на лбу влияет на эпифиз, т. е. на шишковидную железу САХАСРАРА ПАДМА.
п ВЬЙОМА "нёбо", местопребывание СОМА-ЧАКРЫ. Мудрый видит своим "третьим глазом" солнечный свет, который быстро снова исчезает.
Намек на пробуждение САМЬЯМА в свете верхушки головы см. комментарий к "ЙОГА-СУТРЕ" Патанджали, III-33.
р НЕТРА глаз. Мудрый направляет глаза вверх как во сне или при смерти и видит тотчас много света.
См. также описание Яджнавалкьи "ПРАТЬЯХАРА на местах в теле".
5. МУЛА-БАНДХА "Закрывание корня"
14
Затем мудрый прижимает пятку левой ступни к промежности, прижимат тщательно узлы пупа к позвоночнику.
15
Он кладет крепко правую пятку на половой орган. Эта, уничтожающая старость, МУДРА называется МУЛА-БАНДХА.
Словечко "затем" татас доказывает, что эта МУДРА, как и каждая другая, должна выполняться не по отдельности, а в связи с другими.
16
Человек, который хочет пересечь океан САНСАРЫ смерть и новое рождение, должен выполнять эту МУДРУ в тайне и в уединенном месте.
17
Посредством практики в этой БАНДХЕ, будет несомненно достигнуто совершенство СИДДХИ в овладении дыханием. Таким образом он должен упражняться тщательно, в молчании и без перерыва.
6. МАХА-БАНДХА "Большое закрывание"
Посредтвом этих ударов должна пробудиться мистическая КУНДАЛИНИ.
Посредством этого упраж-нения будет в скором времени пробуждена КУНДАЛИНИ".
МАХА-ВЕДХА, согласно этой технике, является тем же упражнением, только с добавлением ДЖАЛАНДХАРА- БАНДХИ.
Как замечает далее Свами Шивананда: "… воздух ПРАНА посредством этого упражнения входит в канал СУШУМНА".
Мы воздержимся здесь от комментариев. Фактом является то, что некоторая сила действи-тельно может быть пробуждена посредством преднамеренного удара или сильного случайного удара по копчику.
Известны случаи, когда посредством внезапного удара по копчику, у челове-ка открывались некоторые оккультные феномены, например ясновидение.
Но является ли это пробуждением КУНДАЛИНИ?
В конечном счете эта сила, как и любая другая сила, является КУНДАЛИНИ в той или иной форме. Но может ли божество, которому во всяком отношении и во всяком тексте оказывается высочайшее почтение и преклонение, быть пробуждено или возбуждено просто ударом? Не вспоминается ли при этом, что на мили удаленный от спящей красавицы принц, пробуждает ее поцелуем, что некоторые ниже стоящие идолопоклонники мажут своих идолов салом в благо-дарность за оказанную им милость и одновременно сильно бьют их в случае, если просьба об-
ращенная к ним, осталась без ответа?!
8. КХЕЧАРИ МУДРА "Печать полета к небу"
25
Разрежь ткань под языком, постоянно двигая языком, подои его свежим коровьим маслом и вытяни его железными щипцами.
26
Посредством этой постоянной практики, язык станет длинным, и когда он достанет до места между бровями, наступает КХЕЧАРИ.
27
Подвигай язык постепенно к середине неба. Когда язык, обращенный в противоположную сторону, войдет в полость черепа, и взгляд будет направлен к середине между бровями, возникает КХЕЧАРИ МУДРА.
Теперь мы достигли высшей точки всей практики в ХАТХА-ЙОГЕ. Эта КХЕЧАРИ МУДРА является альфой и омегой не только ХАТХА-ЙОГИ, но и высочайшей РАДЖА-ЙОГИ. Почему? Что же, собственно говоря, КХЕЧАРИ МУДРА?
Слово КХЕ-ЧАРИ состоит из КХЕ локатив - местный падеж - от КХА, т. е. "в КХА" и ЧАРИ - "странствующий". В целом это слово озна-чает, следовательно, "странствие в КХА". А что означает КХА? Это как раз основная проблема всего развития в ЙОГЕ.
Этимологически "КХА" означает "небо", воздух и дает поэтому поводу думать, что движение в КХА есть просто парение в воздухе.
Так говорит, например, Свами Шивананда в своей уже цитированной "ХАТХА-ЙОГЕ":
"В древние времена йогины имели обычай парить в воздухе при помощи КХЕЧАРИ МУДРЫ".
Почему же теперь они не могут это сделать? - спрашиваем мы. Потому что, КХЕЧАРИ МУДРА вовсе не означает парения в воздухе.
Свами Шивананда говорит за строчку до этого: "Посредством практики этой КХЕЧАРИ МУДРЫ, йогины погребали себя под землей и даже через шестнадцать месяцев снова выходили оттуда живыми".
Так обычно понимается это упражнение. Но почему же йогин выполняющий КХЕЧАРИ "странствующим в воздухе", когда тело лежит погребенным под землей?
Его физическое тело - да, но не он сам. КХА означает именно не физический воздух, а эфир АКАША, не грубо-материальное небо, но астральный план.
Индусы отличают пять форм эфира друг от друга:
ПРИТХИВИ - стихия "земля", не физическая земля.
АПАС, или АП - стихия "вода", не грубоматериальная вода.
ТЕДЖАС - стихия "огонь", одной из форм которого является известный нам огонь, или свет.
ВАЙЮ - стихия "воздух", а также воздух в обычном смысле слова.
АКАША - стихия "эфир", или то, что по другому, хотя не точно, понимается как астральная плоскость.
Так говорит "ШВЕТАШВАРА УПАНИШАДА" о пяти восприятиях в ЙОГЕ, которые назы-ваются пятью стихиями - ПРИТХИВИ, АП, ТЕДЖАС, АНИЛА ветер - другое обозначение для воздуха и КХА - "ПРИТХИВИ-АП-ТЕДЖ-АНИЛА-КХЕ-САМУТТХИТА".
Следовательно, слово "КХЕЧАРИ" означает того, кто со своим астральным телом или, лучше сказать, в своем астральном теле странствует в астральном мире.
Истинность этого упражнения косвенно вытекает из слов Свами Шивананды, который в дру-гом тексте говорит между прочим:
"Йогины держат некоторые пилюли из ртути во рту и парят в воздухе. Они приготовляют не-которую мазь из определенных кореньев и, натирая ею ступни, движутся в воздухе". "РАДЖА-ЙОГА".
Но если бы речь шла действительно о пилюле из химического вещества, которая снабжает такие ФИЗИЧЕСКИЕ силы, то человек не мог бы ее проглотить, даже если бы эта пилюля сос-тояла из самых легких веществ - вдорода и гелия.
Она должна была бы иметь размеры воздушного шара, чтобы мочь поднять в воздух человечес-кое тело, весящее около 75 килограммов!
Поэтому речь идет не о парении в воздухе в обычном, физическом смысле слова, а о выходе астрального тела из физического тела, парении в астрале.
28
Вследствие этогопроисходит ни обморок, ни голод, ни жажда, ни усталость, ни болезнь, ни старость, ни смерть, но возникает сияющее тело.