ДХАУТИ


В буддизме дхарма возникает в форме дхаммы, означающей закон или способ жизни, предписанный Буддой как ведущий к нирване см.. Дхамма в понятии Будды есть то же самое, что Благородный Восьмеричный Путь см..

См. также Обязанность.
ДХАУТИ Dhautis
Очищения; разнообразные практики хатха-йоги, подобные мудрам см., однако их целью является скорее очищение физического тела, чем высвобождение физических способностей и сил. Во многих случаях они могут быть достаточно опасными. В раджа-йоге дхаути не необходимы.

Очищения включают в себя следующие практики: заглатывание воздуха в желудок, недолгое удерживание и выпускание его через кишечник, а также выполнение той же процедуры с водой соответственно, ватасара и варисара; многократные надавливания на пупок и кишечник вплоть до прощупывания позвоночника агнисара; чистка зубов с помощью распушенной веточки или тростниковой палочки, как с порошком или землей, так и без них, и такая же чистка языка и горла соответственно, дантадхаути и джихва-шодхана; растирание и надавливание лба в окрестности носа, постепенно переходящие на переносицу капаарандхра прайога; полоскание горла вама дхаути; заглатывание в пищевод и вытягивание ленты из тонкой ткани васо дхаути; промывание прямой кишки водой мулашодханам; втягивание воды через прямую кишку для промывания кишечника джала васти; пропускание тонкой нити через ноздри и вытягивание ее через рот нети; немигающий взгляд до тех пор, пока глаза не застилаются слезами тратака; втягивание воды через нос и медленное выпускание через рот, и наоборот вьют крама и шит крама.
ДХЬЯНА Dhyana
Медитация: продолжительное умственное усилие, направленное на выбранный объект или мысль. Она представляет собой наполненное течение мыслей, имеющее характер концентрации - усилие концентрации при этом исчезает, но сосредоточение остается в форме установленного в течение определенного периода времени режима воли. Наполненное течение мыслей подразумевает, что воедино собираются все относящиеся к объекту мысли, которые человек способен найти в своем разуме. При желании можно использовать стандартные умственные ассоциации, или "пути мыслей"; в этом случае человеку следует сформулировать и ответить на вопросы по следующим схемам: 1 В сравнительном отношении, какие другие объекты относятся к тому же типу или классу, чем они похожи и чем отличаются от данного объекта? 2 Каковы части объекта и какие его функции они выполняют; частью какого большего объекта он является?

3 Каковы качества объекта, как они связаны друг с другом и с целым; какому большему объекту присуще каждое из этих качеств? 4 Какие примечательные ощущения и мысли, непосредственно относящиеся к этому объекту, я испытывал, видя, слыша и думая о нем?
Практика медитации может начинаться с простых конкретных объектов, затем переходить к сложным конкретным объектам, затем к простым абстрактным, и в конце концов - к сложным абстрактным.
Медитация очищает разум, который обычно пребывает в беспорядке, и образно выражаясь, смазывает его, делает более гибким, так что когда сила разума применяется в действии, в нем легко возникает целый фейерверк мыслей. Полностью успешная медитация избавляет разум от любых ошибок и противоречий, готовит его к новым ментальным опытам и восприятию интуиции. Она также повышает способность разума схватывать на лету, увеличивая объем области его внимания, что достигается практикой концентрации.

См. также Нидидхьясана; Плоды Медитации.
ЕДИНСТВО Unity
Единение означает нечто большее, чем механическое объединение предметов, такое как мешок угля, детали часов или коллекция марок. Единство есть внутренняя связующая сила, примером проявления которой является живой организм.

Единство есть одна из трех Божественных Сил, наряду с Гармонией и Многообразием. Целью йоги является осознание, или непосредственный опыт восприятия этого Единства.
ЖЕЛАНИЕ Desires
Желания, эмоции считаются вредными для достижения результатов йоги, когда они являются васанами см., то есть склонностями характера, привычными эмоциями, возникающими из прошлого опыта. "Есть ли несчастье, возникающее само по себе, но не имеющее источником зерно желания?", - таков был риторический вопрос Будды, указывающий на то, что эта проблема является принципиально важной для внимания человека, предполагающего направить свою жизнь к счастью; этот человек должен понять всю ошибочность того, что он допускает автоматические реакции на вызовы, бросаемые внешним миром, и позволяет себе следовать и подчиняться этим импульсам. См. также Вайрагья; Васана; Двеша; Кама; Рага; Страсть.


ЖЕРТВА, ЖЕРТВОВАНИЕ Sacrifice
См. Яджня.
ЖИЗНЕННЫЙ ВЕТЕР Vital Airs
См. Вайю.
ЖИЗНЬ Life
См. Ашрама; Законы Природы и Жизни; Инкарнация; Стадии Жизни.
ЗАДЕРЖКА ДЫХАНИЯ Retention of Breath
См. Кумбхака.
ЗАПРЕДЕЛЬНОСТЬ The Beyond
Важное понятие, используемое для обозначения, но не описания реальности вне сферы проявленности. См. также Авьякта.
ЗАКОН Law
См. Великий Закон; Закон Кармы; Законы Природы и Жизни.
ЗАКОН КАРМЫ The Law of Karma
Идея закона заключается в том, что все воздается той же монетой: относящийся к другому с привязанностью получает взамен привязанность; делящийся мыслями получает знание; труд вознаграждается благосостоянием, и так далее, по отношению к любым дарам и займам, проявлениям милосердия и черствости, добрым и злым поступкам, эмоциям и мыслям. Подразумевается, что все то, что мы получаем сейчас, есть последствия наших прошлых действий - то, что заработано, остается; то, что было похищено, теряется.
Карма подразделяется на три вида: зарождающаяся крийамана, или вартамана; зрелая и реализующаяся, то есть прошлая карма, зрелые плоды которой ныне пожинаются прарабдха; и скрытая, остающаяся в запасе для реализации в будущем санчита. Карму обычного человека разделяют еще на белую, черную и смешанную, то есть приятную, болезненную и смешанную; белая является результатом разумности, доброты и самодисциплины. Однако о йогах, достигших уровня одинакового отношения ко всем проявлениям зрелой кармы путем практического осознания ее пользы как средства накопления необходимого опыта, очищения и совершенствования, говорят, что они не имеют ни белой, ни черной кармы, ибо их жизнь не управляется соображениями удовольствий и страданий.

Более того, рассматривая текущую карму с позиции вайрагья см., они не обладают желаниями, которые способны изменить их будущую карму.
Скрытая часть кармы является приостановленной, поскольку все разнообразие последствий действий и поступков прошлого не может быть реализовано одновременно в одном событии жизни или определенных ее обстоятельствах; некоторые из них затруднены текущими условиями жизни человека, и поэтому пребывают в задержанном, латентном состоянии, но они проявятся, как только обстоятельства будут благоприятствовать их проявлению. Это следует понимать таким образом, что и "то, что ушло", и "то, что еще не пришло" по своей природе вполне реальны, и представляют собой потенциальные события, однако важно подчеркнуть, что их форма реальности отличается от реальности существования в настоящем.

Дверь к пониманию разумом их влияния в настоящем открывают память и прогнозирующее рассуждение. Обе формы латентных потенциалов обладают признаками качеств гун, см., как и все объекты в настоящем.

Философия йоги признает объективную реальность действий и их последствий.
Хотя зрелой кармы, которая уже достигла стадии реализации, невозможно избежать и ее можно только отрабатывать, это не относится к накопленной, скрытой карме, так что, например, добрый поступок в настоящем способен искупить злое действие в прошлом и прервать его кармическое воздаяние.
Карма связана с действиями, но не с сутью действующих сил, присущих высшему Я; так например, любовь сама по себе не создает карму, но ее создают поступки, вызванные любовью. Вред, причиненный человеком А по отношению к человеку В, может вернуться посредством человека С. Но любовь является силой притяжения, привлечения, и когда люди искренне любят друг друга, они соединятся вновь независимо от обстоятельств, или кармы, ибо прямое взаимодействие высших Я пребывает вне материальных законов.
ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ И ЖИЗНИ Laws of Nature and Laws of Life
Существуют законы, проявлений которых человек не способен избежать, и на которые он не может не обращать внимания, не рискуя при этом здоровьем организма и рассудка, жизнью тела и души. К первой категории относятся законы, определяющие взаимоотношения материи и энергии, описываемые в рамках науки, а также законы здорового тела, эмоций и низшего ума.

Во вторую группу входят духовные законы, заключающиеся в том, что силы разума воля, любовь и мышление возрастают только с их пактикой, и что паломничество дживы см. должно завершаться ее Освобождением см., или нирваной см.. Поскольку, вообще говоря, человек развивается путем подчинения Великому Закону и посредством все более глубокого его знания, можно предположить, что последующие человеческие расы будут представлять собой бого-человеков, в отличие от современных человеко-человеков которых все еще немного, зверо-человеков, овоще-человеков и даже минерало-человеков, причем в представителях трех последних групп гораздо больше от зверей, растений и минералов, чем от человека.



Содержание раздела