АСАТ


Позами, главным образом рекомендуемыми для медитации, являются сиддхасана, падмасана, свастикасана, вирасана и сукхасана. Следующие позы рекомендуются как упражнения, оздоравливающие тело и повышающие его гибкость: бхуджангасана, дханурасана, халасана, куккутасана, майюрасана, сарвангасана, шавасана, ширшасана, уграсана и врикшасана.
Позы последней группы принимаются обычно не настолько надолго, как позы медитации; они выполняются как физические упражнения - в некоторых случаях всего лишь несколько секунд. Разумеется, существует бесчисленное множество разновидностей каждой позы, так что практикующий может самостоятельно разработать те их модификации, которые наиболее пригодны именно для него.
АСАТ Asat
Нереальное см. Cат.
АСКЕТИЗМ Austerity
См. Санньяса, Тапас, Умерщвление Плоти, Умеренность.
АСМИТА Asmita
Собственная индивидуальность, личность, эго. Ошибка, заключающаяся в том, что, наблюдая что-то, человек рассматривает самого себя как видящего, или наблюдающего, каковым на самом деле является чистое сознание, а не сознание, которое кому-то принадлежит, несмотря на то, что оно ощущается как нечто субъективное под названием Я.
АСПЕКТЫ ЙОГИ The Eight Limbs of Yoga
См. Анга
АСТЕЙЯ Asteya
Нестяжательство. Третье из воздержаний ямы.

Поскольку эта добродетель распространяется не только на действия, но и на мысли, она включает отсутствие скупости и зависти.
АТМА, АТМАН Atma, Atman
Истинное Я, в противоположность ложному индивидуальному Я личности, которое человек считает собой. В философии веданты атма есть единый, присутствующий во всем сущем Абсолютный Дух, свободный от любой обусловленности и от любых признаков субъекта и объекта, от разума и от материи, хотя он часто проявляется в форме отдельных Я, дживатма см..

Эквивалентным понятием в философии санкхья является пуруша см., однако пуруши рассматXиваются не как единственный Дух, но как неисчислимое их множество. На этом высочайшем уровне мышления, однако, вне категорий разума и тела, Многообразие и Единство неразличимы.

Существует еще один сходный термин, пратьягатман, который подчеркивает внутреннюю сущность атмы "пратьяг" здесь означает "внутреннее".
АТМАВИДЬЯ Atmavidya
Самоосознание; то же что пурушаджняна. Никакой опыт "не-Я" не способен обеспечить знание Я, так как первое существует "во имя второго" парартха, будучи создаваемым и разрушаемым, тогда как Я существует само по себе. Вот почему мы не способны видеть Я других людей, но только их тела, принадлежащие им предметы и их действия.

Таким образом, йог, стремящийся к самоосознанию, или самопознанию, должен искать его вне разума.
АТМА-ЙОГА Atma-yoga
Согласно "Бхагавад-Гите", это йога, в практике которой исчезает автоматизм низшего ума читты, и низший ум становится управляемым; человек пребывает в радости в собственном Я, созерцая свое Я посредством его самого. Далее "Бхагавад-Гита" предлагает человеку, добившемуся того, что его высший разум манас обосновался в обители атмы, не думать ни о чем. Если манас блуждает, его необходимо вновь и вновь возвращать во власть атмы.

Затем воссоединившийся с атмой йог легко поглощается безграничным счастьем связи с Брахманом. Он способен видеть атму в каждом живом существе и все живое - в атме; он видит единство всего вокруг.

Видение Единого во всем, и в радостях, и в горе, является высшим достижением для йога.
АУМ Aum
См. Ом.
АХАНКАРА Ahankara
Буквально: "творец Я". Метафизически это понятие означает выделение в реальности, которая есть Единство, чего-то отдельного, или части. В этом заключается та фундаментальная ошибка разума, которая заставляет его рассматривать все и всех в виде отдельных единиц, личностей, или сущностей.

Понятие обычно используется для обозначения привычки разума приписывать некой группе объектов и атрибутов, которые включают в себя человеческое тело и разум, характеристики определенной сущности, а затем называть эту сущность своей личностью, своим Я, хотя это понятие применимо только лишь к атме.
АХИМСА Ahimsa
Ненасилие; первое воздержание ямы, означающее стремление и старание жить и неизменно действовать таким образом, чтобы приносить добро и не причинять вред другим существам. Это не предложение намеренной устремленности, но скорее, та идеальная жизнь, которая, по словам Будды, "подобна мягкому ветру, проносящемуся мимо".

Концепция ахимсы является чрезвычайно всеобъемлющей; она включает в себя непричинение вреда мыслям и чувствам других, их телам и имуществу; ненасилие не только в действиях, но и в речи и мыслях.
АШВАТТХА Ashvattha
Великое священное дерево в лесу Буддха-гайя в Индии, под которым Гаутама Будда достиг просветления.
"Бхагавад-Гита" и другие древние тексты используют образ дерева Ашваттха как символ полной Проявленности; корни этого дерева уходят в "Небеса", в Запредельность, а множество ветвей и отростков погружены в Природу и мир человека. Йог должен срубить это древо проявленности по самый корень топором непривязанности, которая возникает из знания сущности атмы и Брахмана.
АШРАМА Ahsrama
Уединенная обитель, жилище людей, посвятивших свою жизнь религиозной жизни обычно: место, в котором учитель живет вместе со своими учениками.
Кроме того, это понятие означает каждую из четырех стадий, периодов жизни: первая стадия связана с изучением и обучением с целью подготовки к обязанностям взрослой жизни; вторая соответствует жизни домовладельца, хозяина и семьянина; третья является стадией отдыха от активной деятельности, размышления и постижения всего, что связано с внутренней природой человека; четвертая если она достигается является стадией отречения санньяса, см. от всех мирских желаний и честолюбивых помыслов.
Жизнь в современном мире также обычно представляет собой периоды продолжительностью, условно, в 21 год, в первый из которых преобладает физическое развитие, во втором - эмоциональное, в третьем - умственное, а в четвертом - понимание подлинного значения синтеза трех предыдущих. См. также Стадии Жизни.
БЕСТЕЛЕСНОЕ СОСТОЯНИЕ Bodiless State
См. Видеха и Пракритилайя, Развоплощенное Cостояние.
БИДЖА МАНТРА Bija Mantra
Звук, связанный с таттва см., или материальным принципом чакр. Во время произнесения он сопровождается послезвуком, назальным "м", который обозначается на письме точкой над буквой "м"; таким образом, биджа мантра муладхары есть "ла", и вместе с послезвуком она составляет "лам", в котором завершающее назальное "м" или "н" произносится со сжатыми губами см. также Ардхаматра.
Это называют звуком вайкхари, но этот термин обозначает только его самое явное, материальное проявление; в нем заключена тонкая сукшма форма под названием мадхьяма; в том - еще более тонкая форма, пашьянти, а затем - точка, момент, в который в покое зарождается движение, - форма, именуемая пара. Таким образом, биджа мантра олицетворяет процесс проявления и материального воплощения первичной силы.

Знак, обозначающий послезвук, называется чандра-бинду.
БИНДУ Bindu
Буквально: "капля", "крошечная точка". В произнесении слова "Ом" присутствует назальный эффект, так как губы закрыты и обычный звук "м" произнести нельзя.

Этот звук называется нада и обозначается маленьким горизонтально расположенным полумесяцем над буквой "о". В чаше полумесяца ставится точка, обозначающая завершающую стадию нада, в которой звук становится очень тонким и постепенно угасает.

Определение продолжительности этого звука полностью отводится человеку, произносящему Ом.
БЛАГО Goodness
См. Добро, Истина и Красота, Лока-Санграха, Парамартха.
БЛАГО МИРА Welfare of the World
См. Лока-Санграха.
БЛАГОРОДНЫЙ ПУТЬ The Noble Path
См. Благородный Восьмеричный Путь.
БЛАГОРОДНЫЙ ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ The Noble Eightfold Path
В буддизме - название дхаммы дхармы, или способа жизни, ведущего к освобождению от страданий, которые так или иначе присутствуют в обусловленном существовании.
Этот путь разделяется на следующие восемь стадий:
1 Правильные понимание, взгляды, оценки и суждения.
2 Правильные цели, побуждения, планы, рассуждения и решения.
3 Правильное использование речи.
4 Правильное поведение, поступки и действия.
5 Правильное отношение к существованию: исполнение определенной роли в жизни, которая должна быть неэгоистичной, чувствительной и полезной.
6 Правильные усилия, направленные на добрые свершения.
7 Правильная интеллектуальная деятельность: изучение и обучение.
8 Правильное созерцание, преследующее фиксацию разума, позволяющее проявиться интуиции и прозрению.
БЛАЖЕНСТВО Bliss
См. Ананда.
БОГ God
Хотя идея Бога не входит в философию санкхьи, на которой основана раджа-йога, Патанджали вводит это понятие и определяет Бога как особую пурушу, неподверженную ни действиям, ни результатам действий ни одного из источников страданий клеша, см., то есть как независимую сущность, неограниченную во времени беспричинную причину всего, что она делает и знает, учителя первых учителей.
Можно сказать, что это пуруша, обладающая полной независимостью, или кайвальей см.; отсюда следует, что йог, достигающий полной свободы, становится богоподобным. Адвайта веданта и "Бхагавад-Гита" явно говорят, что йог, достигая Освобождения см., становится единым с Брахманом см., который представляет собой ишвару, Бога. Далее в "Бхагавад-Гите" утверждается, что ишвара каждого человека является долей Брахмана, который есть первоисточник и первооснова всей своей сущности и своего бытия. Созерцание этой сущности и бытия является самым точным определением цели йоги, насколько ее вообще можно выразить словами.

Патанджали рекомендует ученику повторять священное слово "Ом", которое указывает, но не именует ишвару, то есть направляет мысль именно к ее значению.



Содержание  Назад  Вперед