АНАТМА


Этого змея называют также Ади-Шеша, и изображают его тысячеглавым или, иногда, семиглавым. См. также Шеша.
АНАТМА Anatma
"Не-Я", то, что соответствует всему проявленному миру, как объективному, так и субъективному. Понятие используется как невраждебная в жизненных проявлениях противоположность высшему Я, черпающая из последнего свои силы до тех пор, пока наконец не созревает окончательное интуитивное прозрение вивека, см., после которого сознание освобождается от ошибок, или авидья. См. также Я.
АНАХАТА ЧАКРА Anahata Chakra
Колесо, или лотос на уровне сердца. У него двенадцать лепестков золотого иногда утверждают, что ярко-красного цвета, которые соответствуют звукам "к", "кх", "г", "гх", "н" горловой, "ч", "чх", "дж", "джх", "н" небный, "т" церебральный и "тх" церебральный.

Соответствующее животное - антилопа, символ чувствительности, мягкости и подвижной переменчивости сердца, или высшей любви, которая есть также и высшая мудрость. Это центр стихии воздуха, он имеет шестиугольную форму и темно-синий цвет.

Соответствующая биджа мантра: йам.
Говорят, что человек, исполненный сознания своей индивидуальности, движется в этой чакре, как паук в пределах паутины, до тех пор пока он наконец не постигнет самую суть буддхи см.. Божества, связанные с этой и двумя следующими чакрами, принадлежат типу Вишну, то есть связаны с милостью, добротой и гармонией, трем аспектам, представляемым Вишну, Шивой и Брахмой.
Прямо под этим центром, или прямо внутри его, расположен еще один, меньших размеров, с восемью лепестками, который часто используется для медитации на ишта-девана, или гуру см. безотносительно к другим чакрам и к кундалини. Обычной практикой при такой медитации является попытка размещения точки сознания в сердце в отличие от обычной концентрации на или за междубровьем, и обнаружение или представление в этой точке идиллической сцены, подобной той, что описана в следующем отрывке из "Гхеранда-Самхита":
"Пусть он обнаружит в своем сердце бескрайний океан нектара,
а в нем - прекрасный остров, созданный из сокровищ,
покрытый песками из яркого золота с вкраплениями драгоценных камней,
с прекрасными деревьями, опоясывающими его берега мириадами цветов,
с невиданной красоты кустами, травами и тростниками в его центре,
во все стороны света распространяющий ароматы, услаждающие чуства.
Тот, кто вкушает сладость божественной завершенности,
пусть увидит там самое удивительное дерево,
на раскидистых ветвях которого растут фантастические плоды -
четыре могучих учения, поддерживающих мир.
Там плоды и цветы не знают ни гибели, ни печали,
пчелы, жужжа, кружат вокруг них, и сладкоголосые кукушки поют им свои песни."
Там, из прохладной тени его мирных беседок,
виден ослепительный рубиновый замок,
и тот, кто войдет в него, увидит восседающей на изысканном престоле
свою осиянную драгоценную Любовь.
Пусть он поселится там своим разумом, как предопределил его учитель,
в этой Божественной Форме, в ее образах, в ее знаках."
АНГА Anga
Аспекты, ступени йоги. Восемью анга являются воздержания яма, обряды нияма, положения, или позы медитации асана, управление дыханием в медитации пранаяма, отстраненность от внешних ощущений пратьяхара, концентрация дхарана, медитация дхьяна и созерцание самадхи.
АННАМАЙЯКОША Annamayakosha
См. Коша
АНТАХКАРАНА Antahkarana
"Внутренний Инструмент"; термин веданты для обозначения всего разума в целом, расположенного между Я атма и его внешним инструментом, телом. Антахкарана состоит из четырех подразделений:
Аханкара: то, что идентифицирует как индивидуальные и принадлежащие данной личности все мысли и идеи, возникающие в разуме, в том числе идею собственной "персональности".
Буддхи: то, что дает оценку идеям и мыслям и содержанию тех фактов, которые они содержат.
Манас: то, что сравнивает и классифицирует идеи и образы объектов в разуме; то, что размышляет о них.
Читта: та часть разума, которая погружена во внешний мир и накапливает и сохраняет ментальные образы и факты; также называется низшим разумом.
АПАВАДА Apavada
Избавление от адхьяропа.
АПАНА Apana
Вайю см., жизненный ветер, приписываемый самому нижнему центру см. Муладхара Чакра, расположенному возле ануса и связанному с крестцовым сплетением.

Апана отвечает за все процессы выделения из организма излишних материалов - в виде кала, мочи, пота, углекислого газа, и так далее. Этот ветер имеет красный или оранжевый цвет.
АПАРИГРАХА Aparigraha
Отсутствие алчности - пятое из воздержаний ямы. Обозначает умеренность в приобретении, владении и использовании любых вещей: пищи, одежды и крова для тела; общения и дружбы для удовлетворения привязанностей; средств образования для разума.

Такая "золотая середина" приводит человека к гармонии с внешним миром, или по крайней мере, с его ближайшим окружением. "Средний путь" является наилучшим, так как боль проявляется при приближении к двум крайностям, подобно тому, как вода в ванне может быть либо слишком теплой, либо слишкой холодной, но для купания наиболее пригодна комнатная температура. Это воздержание не является тем же самым, что Удовлетворение, второй обряд ниямы, хотя оно и подразумевает принцип независимости от вещей и стремление позволить им приходить и уходить свободно, дабы человек мог жить "на лету", не заботясь о средствах существования.
АПАРОШАНУБХУТИ Aparoshanubhuti
Прямое осознание, непосредственное познание. Никто не может обрести знание высшего Я, Бога ни путем логических умозаключений, ни благодаря чужим описаниям.

Под умозаключениями можно понимать "знание об", но не то понимание и осознание, считающееся достижением йоги, которое представляет собой непосредственное, прямое знание, подобное непосредственному видению глазами материальных объектов. См. также Вивека.
АРДХАМАТРА Ardhamatra
Буквально: "полумера". Звук, завершающий слово Ом.

Обычно это понятие применяется для обозначения краткого слога, указываемого точкой над словом Ом см..
Этот послезвук завершает также множество других мантрических слов. Часто его изображают точкой над "м" в конце слова.

Некоторые пытаются передать его как назальное "нг", подчеркивая, что "г" при этом не произносится, однако "н" звучит так, словно за ним последует "г". Изображение в виде звука "м" указывает на то, что губы перед началом произнесения этого звука должны быть сжаты.

В этой книге такое окончание любых мантр, в частности, упоминающихся при описании чакр, обозначается просто буквой "м": йам, лам, и т.д.
АРХАТ Arhat
В буддизме - тот, кто достиг верного понимания природы Запредельного, и таким образом, готов к завершению своей жизни в этом мире после ее окончательного совершенствования и освобождения от пяти "оков", которые все еще ограничивают его, а именно: от желания пребывания в форме, желания бытия вне формы, духовной гордыни, самолюбия и последних проявлений неведения и ошибочности.
Для достижения условий, определяющих архата, новичок или ученик должен отбросить пять более простых оков, которые представляют собой 1 идею о важности тела и чувство привязанности к нему ради него самого; 2 сомнения и неуверенность относительно пути освобождения; 3 зависимость от внешних правил, форм и обычаев; 4 и 5 положительные и отрицательные оценки, являющиеся следствием прошлого опыта и проявляющиеся как импульсивные привычки и действия в настоящем.
Отсюда видно, что обычный человек должен освободиться от пяти объективных ограничений, а архат - от пяти субъективных ограничений см. также Бодхи.
АСАНА Asana
Положение, поза тела. Согласно Патанджали, она должна быть уравновешенной и приятной. Это достигается избавлением от усилий во время ее выполнения и правильным отношением разума, который перенимает это телесное равновесие путем размышления о совершенном и бесконечном покое, присущем основе всего сущего.

При условии такого равновесия и покоя, которое предполагает отсутствие внутренних противоречий и затрат мышечной энергии, тело может очень долго пребывать в радостном состоянии, не уставая и не обращая практически никакого внимания на внешние раздражители.
Патанджали не описывает каких-либо конкретных поз, но более поздние авторы, в частности, принадлежащие к школе хатха-йоги, перечисляют 84 основных позы, четыре иногда шесть из которых особенно рекомендуются для использования в медитации. Если западный ученик предпочитает при этом сидеть на стуле, не существует каких-либо возражений против этого, однако для спокойной позы сиденье должно быть жестким и располагаться на такой высоте, чтобы нижняя линия бедер была строго горизонтальной, что позволяет нижней части ног правильно поддерживать вес верхней части ног и ягодиц. Руки должны вертикально опускаться от плеч до локтей, а ладони - лежать на бедрах в удобном положении, в соответствии с длиной рук. Брюшная полость должна быть поджата; плечи без напряжения развернуты назад, обеспечивая максимальную свободу легким; шея и голова должны быть выровнены по воображаемой линии, как если бы человека подтягивало нечто сверху.

Таким образом, человек должен сидеть прямо, а не опираться на стул; без жесткой натянутости тела, но скорее в максимальном расслаблении, которое постепенно становится полным, по мере того как достигается равновесие мышц шеи и спины в большинстве случаев в обычной жизни нагрузка этих мышц распределена неравномерно, и это равновесие входит в привычку и больше не требует напряжения.



Содержание  Назад  Вперед