Упражнение:"Картофелина"


Таким образом вывод: для того, чтобы при разговоре нормально возвращать дыхание носом необходимо тренировать зевок.
Л.Ч. А как же дышать во время собственно зевка?
А. По правилам трехфазного дыхания: возвращать дыхание через нос.
Л.Ч. А получится?
А. Вы попробуйте прямо сейчас. Это одно из упражнений Лобановой: выдохните на "пффф" , сделайте небольшую паузу и очень очень широко откройте рот, но постарайтесь открыть его не в ширину (по горизонтали ), а как-бы по вертикали, за счет интенсивного отвода нижней челюсти вниз и назад к шее.

Такой широко, широко открытый рот оставьте на все время процесса дыхания. Но собственно сам возврат дыхания проведите только через нос.

Снова закройте рот и снова проделайте весь цикл. Уже на второй раз Вас обязательно "потянет" зевать.

Это очень хорошо. Не бойтесь этого. "Отзевайтесь" и продолжайте возвращать дыхание через нос, а рот оставьте широко открытым. ( Читателям настоятельно рекомендуется "не отходя от кассы" проделать это упражнение несколько раз).
Получилось?
Л.Ч. Вроде, да.
А. Попробуйте еще раз, только не злоупотребляйте слишком частым выполнением этого очень простого упражнения . Главное четко ощутить, что Ваше дыхание возвращается при широко отрытом рте только и исключительно лишь через нос. Кстати, если Вы постарались открыть рот как можно шире, то носовой возврат дыхания в этом случае произойдет очень быстро.

Попробуйте еще раз и обратите внимание на скорость возврата дыхания.
Л.Ч. Похоже, что действительно, скорость вдоха достаточно велика.

Но в таком случае, не совсем понятно - Вы предлагаете все время "ходить" с широко открытым ртом? Это все же не совсем прилично, и более того не эстетично.
А. Тут, вне всякого сомнения Вы совершенно правы. Однако Вы опять забежали "раньше батьки в пекло". Упражнения трехфазного дыхания тренируют так называемый "вежливый зевок". Это значит - что Ваш рот прикрыт, а внутри образуется достаточно объемное пространство за счет поднятия неба и опускания гортани, нижняя челюсть опускается вниз и назад.

Вы сладко и глубоко зеваете, губы при этом как-бы складываются в трубочку к середине рта и уходят вглубь рта, а не наружу, как при поцелуе. Вот это и есть положение "вежливого зевка".
Особо подчеркнем, что состояние речевого аппарата, образующееся в результате "вежливого зевка", будем в дальнейшем называть положением зевка. Положение зевка чрезвычайно важно в принципе для большинства упражнений трехфазного дыхания.

Многие звуки и звукосочетания выполняются наиболее эффективно и наиболее правильно только на положении зевка.
Итак, еще раз сформулируем основные цели, на которые направлены упражнения на зевок:
1. Возврат дыхания при зевании и речи только через нос.
2. Зевок с закрытым ртом.
3. Тренировка гибкости, подвижности гортани и небной занавески, а тем самым и укрепления этой части речевого аппарата.
Образование гласных в речи и пении при развитой мускулатуре зева способствует ровному выдоху, создает наиболее благоприятные условия для оптимального резонирования звуков. Еще раз скажем о том, что положение зева с поднятым мягким небом и опущенной гортанью называется положением зевка или формой зевка. Это положение наиболее естественно и просто получается тогда, когда человек, начав зевок, вдруг, застеснявшись, прерывает его. При этом внутри процесс зевания как-бы еще продолжается, а человек уже закрывает рот, но не за счет сближения челюстей, а тем, что губы сближаются к центру рта.

Положение получается следующим: челюсти разомкнуты, гортань опущена, а мягкое небо поднято.
Работа над формой зевка требует особой тщательности и занимает от трех до пяти месяцев систематических тренировок. Начинать работу над зевком можно только после как основное упражнение трехфазного дыхания достаточно хорошо освоено.

Критерием этого должно стать ощущение естественности трех фаз в дыхании.

Итак, начинаем тренировку.


Упражнение:"Картофелина"

Поскольку "прерванный зевок" организовать довольно трудно, для этого как предварительное условие, нужно, по крайней мере первоначально зевнуть, а зевать не всегда хочется, то более распространенным упражнением является "классическая картофелина". "Классическая" постольку, поскольку это упражнение уже очень давно используется для тренировки зевка в различных певческих и сценических школах.


Представьте себе, что после выдоха, паузы и возврата дыхания, Вам нужно спрятать во рту целую, среднюю по величине ( Вашего рта ), но еще не остывшую картофелину, спрятать так, чтобы ее никто не увидел.
Нельзя, чтобы картофелина была холодной - в этом случае ваши челюсти обязательно тесно сомкнутся и губы потеряют напряжение. Теплота картофелины - это как-бы дополнительный тонус, для поддержания речевого аппарата в нужном состоянии.
Итак - картофелина во рту - губы сомкнуты, прикрывают рот, челюсти широко открыты. Это состояние возможно только в том, случае если губы интенсивно стремятся собраться к центру рта . Лицо при этом удлиняется.

Само собой получается, что небная занавеска поднимается ( не забудем, что картофель еще горячий ), а гортань опускается. Это и есть положение "вежливого зевка" - Вы и сладко зеваете, и никто вроде бы ничего и не замечает.

Мало ли почему у человека вытянулось лицо?
При начальной тренировке этого упражнения нужно начинать с максимально открытого рта, с такого, с какого Вы привыкли сладко, без стеснения, зевать. Это требование необходимо постольку, поскольку у большинства людей и небо и гортань совершенно не развиты. Вызвать правильные ощущения поднятия неба и опускания гортани в условиях неразвитого дыхательного аппарата просто невозможно.

Поэтому то единственный способ хоть как-то "растянуть" небо и гортань заключается в том, чтобы начинать упражнение с широко открытого рта, только в этом случае небо и гортань "сдвинутся" с мертвой точки.
Итак - мы начинаем с максимально открытого рта, лучше постараться основание языка "загнать" вглубь, в горло, хотя на первых порах это не обязательно. Ощущение "правильной" позиции языка в последствии придет само собой. Это положение точно такое же как и при акте обычного зевания. Затем, слегка сближая челюсти, но не смыкая их, интенсивно прикрываем отверстие рта за счет губ. При этом губы должны находиться постоянно как-бы в условной плоскости, образованной зубами нижней и верхней челюсти , не выдаваться вперед, как при поцелуе, и не "уходить" внутрь, под зубы.

Они должны плотно прилегать к воображаемой стенке, которую можно мысленно провести между зубами. Для контроля правильности собранности губ, можно воспользоваться карандашом.

Возьмите его в рот, и попробуйте удержать его губами, не загибая их, однако, внутрь рта. Вот эта форма губ, удерживающих карандаш и будет правильной, только не забудьте, пожалуйста, что в случае формы вежливого зевка, между губами нет "дырки".

Схема упражнения:
Выдох -пффф
пауза
возврат дыхания
( основная стойка )

пфффф
пауза : в начале паузы широко открываем рот,
закрываем его постепенно ( в течении 1-2 секунд ) губами,
смыкающимися к центру. Челюсти не сближаются.
После того как губы плотно сомкнулись в центре рта,
возвращаем дыхание через нос.

пфффф
пауза : в начале паузы широко открываем рот,
закрываем его постепенно ( в течении 1-2 секунд ) губами,
смыкающимися к центру. Челюсти не сближаются.
После того как губы плотно сомкнулись в центре рта,
возвращаем дыхание через нос.

пфффф
пауза : в начале паузы широко открываем рот,
закрываем его постепенно ( в течении 1-2 секунд ) губами,
смыкающимися к центру. Челюсти не сближаются.
После того как губы плотно сомкнулись в центре рта,
возвращаем дыхание через нос.

пффф
пауза
возврат дыхания ( вольно ).

При неразвитой мускулатуре зева упражнение чрезвычайно утомительно, поэтому нельзя повторять его более трех раз подряд. Лучше проделывать это упражнение неоднократно в течении дня, по два-три раза, чем много раз подряд.
Постепенно, по мере тренировки мускулатуры Вы сможете организовывать "вежливый зевок", начиная не с широко открытого рта, а напротив, с обычно закрытого рта. Зевок будет образовываться за счет опускания нижней челюсти и уплотнению губ к центру рта, которые так и не будут открываться.
Л.Ч. Так что же Вы обрекаете нас всегда так зевать с закрытым ртом?
А. Нет, почему же. Если Вы хотите расслабиться, и Ваше окружение позволяет Вам зевать обычным образом - ради Бога, зевайте. Кроме пользы, как говорится, никакого вреда.

Но только помните о том, что и в этом случае необходимо, если и не креститься, то уж возвращать дыхание только через нос.
Л.Ч. Наверное это трудно.
А. По первоначалу очень трудно. Ведь надо же все время помнить о носовом возврате дыхания, а так хочется потянуться, расслабиться, забыть обо всем, а тут трехфазное дыхание "со своим носом".
Поэтому и необходимо сделать навык возврата дыхания через нос - автоматизмом. Перебить стойкий многолетний условный рефлекс.

Подчеркну еще раз, что для акта зевания - это особенно трудно. Выход только один - тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться.
Л.Ч. Спасибо.

Возможные ошибки.



Содержание раздела