Тренировка зевка на звуках


Одна из типичных ошибок у начинающих - неверная форма губ. Еще раз подчеркнем, что в этом упражнении собранные к центру губы должны находиться в плоскости рта, быть как-бы строго вертикальными.
а) они либо очень сильно "подгибаются" под зубы, так, что их края как бы совсем уходят внутрь рта;
б) либо наоборот, выпячивают губы трубочкой как при поцелуе.
И в том и в другом случае происходит сближение челюстей. Упражнение теряет смысл.

Небная занавеска опадает, иногда даже и не поднявшись как следует. А о гортани и говорить нечего. Она не опустится, если не опущена нижняя челюсть ( у новичков ).
Всегда нужно помнить, что мы стараемся спрятать горячую картофелину, она как-бы изнутри "растягивает" наш рот, не дает челюстям смыкаться, небу опускаться, а гортани подниматься.
Для самоконтроля, во время паузы, прежде чем начать сжимать челюсти, можно вставить между ними два пальца со стороны щек, контролируя, тем самым степень сближения челюстей.
Вторая ошибка. Губы сближаются к центру слишком быстро. Этот процесс должен совершаться достаточно медленно, даже скажем "обдуманно". Мы должны обязательно мысленно контролировать траекторию движения губ к центру, следя также и за все более возрастающей степенью их напряжения. Если же процесс смыкания губ будет происходить слишком быстро, то и челюсти автоматически сойдутся.

Упражнение опять-таки, потеряет смысл. Нельзя, однако, и слишком медленно смыкать губы - устанут челюсти (точнее их мышцы ). Процесс смыкания должен занимать 1-2 секунды, не более.
Третья ошибка. Человек стягивает губы к центру, и где-то по пути, забывает о том, что челюсти должны быть разжатыми и смыкает их.

Получается : "АМ". Упражнение в этом случае совершенно теряет смысл.
В этом случае также контролируйте смыкание челюстей пальцами.

Тренировка зевка на звуках

Поскольку в настоящей книге основным является комплексный подход к тренировке всего дыхательного аппарата, то в данном разделе приводится еще ряд упражнений, на тренировку зевка, но уже со звуками. Цели и задачи тренировок, сформулированные в предыдущем разделе, остаются теми же самыми.

Упражнение "М" на форме зевка оказывает положительное воздействие на работу сердечной мышцы, а также развивает подвижность гортани и неба.
Упражнение можно выполнять в различных положениях: сидя, стоя или лежа. Но для выработки правильных навыков при выполнении упражнения, следует начинать, как обычно, с основной стойки.

А после закрепления соответствующих навыков, можно эффективно использовать это упражнение в любых положениях.
Итак, приступаем к тренировке "зевка" на звуке "М". Начинать упражнение необходимо, как обычно, с организации формы зевка.

Это можно делать двумя способами. Один способ: как и в первом упражнении предыдущего раздела, можно начинать с широко открытого рта, кладя в рот воображаемую картофелину.

Второй - начинать образовывать форму зевка с закрытого рта, за счет сильного опускания нижней челюсти и одновременного смыкания губ к центру рта.
. Второй способ предпочтительнее, поскольку позволяет осуществить вежливый зевок практически в любых условиях.
Правильно выполнить второй способ организации формы зевка, возможно позволит Вам представление о том, что наряду с плавным, не резким опусканием нижней челюсти, щеки "идут" навстречу друг другу, выступая как своеобразные "стенки", которые способствуют смыканию плотных губ в центре рта. При этом получается "вытянутое" лицо.

После того как форма зевка образована ( челюсти опущены и губы плотно сомкнуты в центре), вместо паузы, нужно тихо и очень коротко (в течение 1-2 секунд ), не размыкая губ на низкой ноте произнести звук "М", подражая мягкому стону. Звук "М" должен звучать на собранных, плотно сжатых губах, отчетливо и точно резонируя в груди, а не в носу.
Подчеркнем, что если в процессе выполнения упражнения губы вялы или челюсти раскрыты незначительно, слишком мало, то звук "М" не резонирует в груди, а звучит только в носу. Упражнение теряет смысл.
Отметим также, что это упражнение заставляет интенсивно двигаться как мышцы так и кожу лица, что замедляет старение кожи и препятствует образованию морщин.


При образовании звука "М" на зевке мы не "кричим", не "выдаем" с силой звук вовне, а, напротив, как бы затаясь, на низкой ноте стонем, "втягивая" этот стон в себя. Возможно, что еще одно представление поможет читателю правильно организовать это упражнение.

Представьте себе, что вы лежите в комнате с спящими людьми, которых Вам не хочется будить, а у Вас, что-то очень сильно разболелось, и Вы тихо, тихо стонете - и это Вам помогает.

Схема упражнения:
( основная стойка )
выдох -пффф
пауза
возврат дыхания

ммм ( произносится сразу после организации
зевка на низкой ноте в течении 1-2 секунд ).
пауза
возрат дыхания

2 3 раза

пффф
пауза
возврат дыхания

В идеале, после того как упражнение хорошо освоено в различных положениях: стоя, сидя и лежа, в организацию звука "М" должна включаться диафрагма. Только в этом случае упражнение будет выполняться наиболее правильно и будет иметь. максимальный оздоровительный эффект.
Поэтому тем читателям, которые серьезно желают заниматься по системе трехфазного дыхания, необходимо вернуться к этому упражнению после выполнения ряда упражнений, развивающих диафрагму.

Типичные ошибки.
1. "М" звучит только в носу. Это может зависеть в основном от трех причин: от плохой организации формы зевка, от слишком близкого смыкания челюстей, от недостаточной плотности губ.
Подчеркнем, что звук "М" должен произноситься тихо, на низкой ноте и начинаться как-бы из груди, но ни в коем случае не в носу. Может быть читателям поможет следующее ощущение: звук начинается как-бы в средней части груди и "распространяется" в течении долей секунды все выше и выше, заканчиваясь, как бы в нижней челюсти, но не в носу.

При этом важно, чтобы звук не "уходил" из того места, где он зародился, а, напротив, "захватывал" бы все большие и большие пространства.
Подчеркнем, что все должно происходить очень и очень быстро, а звучание должно быть однородным, равномерным, без спадов и подъемов.
Правильность звучания можно проконтролировать, приложив ладонь руки к верхней части груди, ощутив при этом легкое вибрирование грудной клетки. Подобная вибрация гарантирует правильность звукообразования.
2. Звучание неровное. Как правило это определяется слишком сильной выдачей звуковой волны.

Затаитесь! Возможно также, что в процессе "стона" меняется сила напряженности губ. Эта напряженность должна даже слегка усиливаться к концу звучания, а не претерпевать изменения
После того как упражнение освоено достаточно хорошо, можно увеличить длительность звучания до 5-6 и даже более секунд, как всегда, не тратя дыхание до конца. Правильность выполнения упражнения контролируется слухом: звук "М" должен звучать ровно, без колебаний и изменений высоты тона и резонировать в груди.

Только после совершенного владения упражнением с звуком "М" на форме зевка можно переходить к тренировке упражнения "СИРЕНА". Оно очень хорошо тренирует подвижность неба и гортани, укрепляет мышцы голосового аппарата.

Его рекомендуется выполнять людям, профессия которых связана с интенсивным использованием голоса.

Упражнение "СИРЕНА"

Вероятно проще всего представить себе правильность выполнения упражнения по аналогии: вспомните звук сирены мчащейся по городу машины скорой помощи. Этот тревожный звук то плавно поднимается вверх до высоких нот, то плавно же опускается к более низким нотам. Подобного рода звучания и следует добиваться при тренировке упражнения "сирена".

Конечно при этом не следует стремиться к слишком широкому диапазону звучания. Величина звукового диапазона должна быть удобной, не слишком большой, в пределах 5-7 полутонов ( белых и черных клавиш фортепьяно ).
Звучание в "сирене" осуществляется на звуке "М" при закрытом рте и при плотных, собранных к центру губах. "Подъем" и "спуск" звука в этом упражнении осуществляется прежде всего за счет движения нижней челюсти вниз и вверх. При этом лицо то удлиняется, то приводится в обычное состояние.

Подчеркнем еще раз, что губы на протяжении всего упражнения остаются плотными и собранными к центру.
Упражнение начинается также, как и предыдущее с образования звука "М" на низкой ноте, но не при максимально разомкнутых челюстях, а напротив, лишь на слегка разомкнутых. Именно это обстоятельство и предопределяет достаточно совершенное владение формой зевка, поскольку при малой степени размыкания челюстей, правильность звучания достигается за счет достаточно высокого поднятия небной занавески. В "сирене" звук "М" должен отчетливо звучать на плотных, собранных к центру губах и мягко резонировать в груди.

Затем лицо удлиняется, за счет плавного, ни в коем случае не резкого опускания нижней челюсти, губы образуют стенку, оставаясь собранными к центру, напряженными, а высота звука "М" повышается. Затем челюсти вновь сближаются, но не смыкаются, звучание возвращается к первой ноте.
Такой цикл следует повторить 3-5 раз. При этом небная занавеска должна постоянно находиться в максимально высоком положении.



Содержание раздела