Разговорный голос


Вначале следует ограничиться только звуком "к" он более "легкий", после 1-2 х недель работы над звуком "к" можно переходить к "г".

Схема выполнения упражнений:
( основная стойка )
выдох пффф
пауза
возврат дыхания

к ( произносится в области мягкого неба
в момент достижения челюстью наинизшей позиции )
пауза
возврат дыхания

2- 3 раза ( НЕ БОЛЬШЕ!!!!!)

пффф
пауза
возврат дыхания

( Аналогично для звука "г" ).

Поскольку все же нужно хотя-бы подойти к правильному образованию этих звуков, приходится выполнять упражнение 2-3 раза подряд. Но не более! Отдохните, расслабьтесь.

Сделайте простое "пффф", а через 2- 3 часа попробуйте еще раз. Не перетруждайте себя. Еще и еще раз подчеркиваем, что это чрезвычайно трудное упражнение, только настойчивость, последовательность и постепенность могут привести к успеху.

Если упражнение не получаются, лучше его оставить на некоторое время, поработать над тренировкой зевка на других упражнениях.

Типичные ошибки.
1. Звуки не короткие и отрывистые, а как-бы "тянутся" во времени. Этого не должно быть.

Упражнение в этом случае теряет смысл.
2. Должно слышаться "чистое" "к" или "г" - а не "кы" или "гы"
иногда слышен призвук "а". Эти дополнительные призвуки гарантия того, что звуки "к" и "г" образованы неверно. Упражнение в этом случае теряет смысл
Еще одна условная ассоциация, возможно, поможет Вам в правильности выполнения упражнения. Ваш звук "к" это клинок или рыбья кость. Этот звук ( т.е. клинок или кость ) начинается в горле на уровне "адамова яблочка" и делает очень быстрый укол ( звучание!) в язычок мягкого неба.

Это "заставляет" язычок мягкого неба резко подниматься вверх, а гортань опускаться. Только при этих условиях не слышится дополнительных "придыхов" "кы" или "гы", а само звучание "к" так и "остается" там в глубине горла.
3. Если слышится "кэ" и "гэ" - то упражнение выполняется принципиально неверно. Звуки упражнения очень специфичны: это не обычные, разговорные звуки "кэ" и "гэ".

Условно и очень приблизительно их можно охарактеризовать как отдаленные, но очень короткие взрывы в глубокой пещере, или как короткое "уханье" филина. Но подчеркнем, что эти аналогии очень условны!

Теперь, после того как Вы ознакомились с некоторыми упражнениями на тренировку зевка и, автор надеется, что систематически работаете с некоторыми из них, Вам будет уже совсем не трудно во всю "вежливо зевать". Для этого просто нужно низко опустить нижнюю челюсть, поднять небо и опустить гортань ( мы знаем теперь как это делается ), язык убрать далеко вниз, а рот при этом не открывать. Вот и все. Очень просто. Весь процесс "вежливого зевания" осуществляется на паузе, а не на возврате дыхания.

Но, если Вы все же хотите возвратить дыхание - у Вас есть все условия для этого - ведь рот широко открыт, правда отверстие рта закрыто губами, но небо высоко поднято и гортань опущена - все это предоставляет очень много места для возврата дыхания через нос. Попробуйте ! "Вежливо зевните" и возвратите дыхание носом.

И, наконец, думается, что целесообразно, после выполнения упражнений на тренировку зевка, обратиться к упражнению Лобановой, ввиду его чрезвычайной полезности, поскольку оно тренирует навык носового возврата дыхания. Приведем это упражнение со схемой, которая несколько отлична от обычной.

Будьте внимательны!
Схема упражнения:
основная стойка
выдох пффф
пауза
возврат дыхания

пффф
на паузе широко и произвольно открываем рот,
нижняя челюсть расслаблена, небо поднято,
гортань опущена
возвращаем дыхание исключительно через нос!

пффф
пауза
возврат дыхания

В этом упражнении очень важно отсутствие малейших напряжений в области рта и шеи. Все должно быть естественно, удобно, даже расслабленно.

Все внимание должно быть сосредоточено на возврате дыхания через нос.
Упражнение чрезвычайно простое, легкое. Его можно делать достаточно часто. Можно использовать его и при разговоре. Попробуйте прямо сейчас: для этого прочитайте вслух инструкцию на предыдущей странице к произнесению звуков "к" и "г".

При этом воздух не выдавайте до конца, а почувствовав его нехватку произвольно прервитесь на любом слове и не закрывая рта, через нос верните дыхание. Попробуйте это упражнение с любым неинтересным текстом ( чтобы не отвлекаться от основной задачи ) - возвращайте дыхание с открытым ртом через нос.

После 2-3 -х недель систематических тренировок, носовой возврат дыхания при разговоре станет для Вас естественным.



Разговорный голос. ( Тренируем четкость дикции )


Хорошая дикция - это прежде всего подвижность и точная дифференцированность движений речевого аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом. Хорошая дикция предполагает длинный, ровный выдох ответственный за длительное и звучное произношение , а также короткий и непродолжительный вдох, для того, чтобы речь звучала слитно и плавно, без длительных звуковых пауз между фразами. Именно поэтому трехфазная система дыхания тренирует длинный и ровный выдох и короткий вдох, основываясь на дикционной четкости произношения.

Следует подчеркнуть особо, что хорошая дикция это прежде всего активные, тренированные губы, а плотные губы - это плотная диафрагма. Иными словами четкость дикции оказывается напрямую связанной с оптимальным процессом дыхания, поскольку в этот процесс включается и диафрагма.

Следовательно тренировка хорошей дикции - это также развитие и укрепление дыхательного аппарата.
Не следует забывать также, что хорошая дикция это также и проявление культуры общения. Четкая ясная речь - признак вежливости.
Подчеркнем, что в этой книге дикция тренируется не ради нее самой, а исключительно для задач комплексной тренировки дыхательного аппарата. Поэтому нельзя рассматривать этот раздел книги как некое противопоставление классической логопедии.

И, если задача логопедии исправление уже имеющихся у людей речевых дефектов, то занятия по системе трехфазного дыхания могут в известных пределах также помочь этим людям в исправлении их дефектов.

Упражнения на тренировку мускулатуры губ

В жизни четкости произношения часто мешает недостаточная подвижность и крепость мускулатуры губ, тренировать которую следует целенаправленно.

Вот два простых, но очень полезных упражнения, направленных на тренировку мускулатуры губ.

Упражнение 1

Сядьте удобно. Выдохните на "пффф". Дождитесь возврата дыхания.

Рот закрыт; зубы сомкнуты, губы как можно плотнее собираются к центру и затем не спеша упруго растягиваются в широкую улыбку. Потом снова смыкаются к центру, а затем снов растягиваются в улыбку.

Дыхание все три фазы - производится только через нос. Но это не страшно, ведь по существу, именно так мы и дышим всегда в спокойной обстановке.

Фазы дыхания и фазы растяжения и смыкания губ могут совпадать, а могут и не совпадать это не принципиально.

Упражнение 2

Это упражнение может выполняться либо сидя, либо стоя ( по желанию). Выдохните на "пффф", дождитесь возврата дыхания, вытяните губы в трубочку в центр рта.

Уплотните губы, а теперь попробуйте, не теряя формы трубочки, сделать этой трубочкой круговые движения либо справа налево, либо слева направо, как вам больше нравится. Но затем, на этом же резерве воздуха обязательно поменяйте направление вращения.

Во время выполнения движений впускайте и выпускайте воздух произвольно через нос, также как в предыдущем упражнении.

Типичная ошибка в этих упражнениях - самопроизвольный роспуск напряженных губ. Сознательно контролируйте их плотность, а во втором упражнении и форму губ трубочкой.

Подчеркнем, что в дикционных упражнениях важно достичь такого состояния, когда Вы уверены, что Вы сможете повторять слово или фразу практически до бесконечности, не теряя при этом дикционной четкости, а также не испытывая ни малейших затруднений со всеми тремя фазами дыхания. Достижение подобного состояния можно считать критерием высокой степени тренированности дыхательного аппарата на дикционных упражнениях.

Рассмотрим серию дикционных упражнений, которые называются "Цепи".

Упражнение: Цепь "птуптоптаптэпти"

Задача упражнения: на одном дыхании повторить несколько раз подряд сочетание слогов "птуптоптаптэпти". Необходимо стремится к предельной четкости выговаривания всех звуков этого слогосочетания, связывая их в одно "бесконечное" слово. Первый слог этого слова "пту"- как-бы ударный, но это не значит, что его следует "выделять" ударением, как это обычно делается. "Ударность" этого слога обеспечивается удвоением звука "у" - т.е. просто более "длинным" его произнесением по сравнению с остальными гласными.

Это удлиненное произношение обозначим двойным "уу".
Четкость звучания достигается прежде всего за счет активного движения центра губ, плотного их смыкания и размыкания. Форма губ, собранных к центру держится постоянно. Челюсти слегка разжаты, а произнесение гласных звуков достигается за счет легкого опускания челюсти и небольшого открывания рта, но только как-бы верхней и нижней "точки" губ не должно быть ни малейшего "поползновения" даже на подобие улыбки.

Губы постоянно должны быть собранными к центру рта и ни в коем случае не "растекаться" в улыбку.



Содержание  Назад  Вперед