Упражнение "Проглаживание"


удар-слог, удар-слог... После каждого произнесенного слога - пауза и возврат дыхания с одновременным расслаблением всех мышц: рук, губ, брюшного пресса, спины.

Обратите также внимание на то, чтобы в области носоглотки и гортани не было никаких зажимов, воздух должен проходить свободно.

Схема упражнения.
выдох - пффф,
пауза,
возврат дыхания ( стойка смирно )

от
пауза ( расслабление )
возврат дыхания

то
пауза ( расслабление )
возврат дыхания

по
пауза ( расслабление )
возврат дыхания

та
пауза ( расслабление )
возврат дыхания

ко
пауза ( расслабление )
возврат дыхания

пффф ( успокаивающее пффф )
пауза
возврат дыхания
"вольно "

Упражнение в комплексе с остальными следует повторять не более двух раз подряд и не более одного - двух раз в день.

Типичные ошибки.
1. Слово "скороговорка" заставляет некоторых забывать о цели и характере упражнения. Нельзя гнаться за быстротой произнесения.

В этом упражнении совсем иная цель.
2. Нельзя выделять также ударные и безударные слоги в тексте скороговорки. Здесь все слоги совершенно равноценны и должны звучать одинаково четко и упруго.
3. Не все три действия осуществляются одновременно: подтягивание живота, отскок руки и произнесение слога. Очень часто наблюдается асинхронность в последних двух действиях.

В этом случае упражнение теряет смысл.
4. И, наконец, самая распространенная ошибка - неправильный жест рукой. В большинстве случаев это "забивание гвоздя", а не отскок от пружины.

Показателем правильности выполнения упражнения может служить возможность произнесения трех, четырех слов и в конце-концов всей скороговорки на одном дыхании, но так, чтобы каждый слог, сопровождаясь соответствующим жестом, был четким, опертым. При этом мышцы брюшного пресса должны оставаться в напряжении уже на протяжении всего произнесения скороговорки.

Следует подчеркнуть, что при таком методе произнесения можно сказать очень быстро любую даже самую сложную скороговорку, поскольку каждый слог скороговорки отделяется один от другого и жест рукой "помогает" правильному и четкому звучанию.

Не форсируйте, однако, произнесение нескольких слогов на одном дыхании. Переходить к этому следует только после 4-6 ти месяцев тренировки на режиме слог - возврат дыхания. Читатель, вероятно сразу же обратит внимание на этот срок тренировки, ведь было же сказано, что весь комплекс упражнений в книге рассчитан на 4-6 месяцев.

Все дело в том, что данное упражнение чрезвычайно полезно и высоко эффективно для профилактике желудочно-кишечных заболеваний поэтому его рекомендуется выполнять постоянно.
Дадим еще одно упражнение на тренировку диафрагмы, которое также оказывает благотворное влияние на организм. Это упражнение Е. А.Лукьянова называла "проглаживанием".

Здесь также активно задействован жест рукой.
Первоначально лучше всего выполнять упражнение сидя за столом, после того, как жест рукой будет отработан, можно выполнять упражнение стоя, без движения руки.

Упражнение "Проглаживание"

Сядьте за стол и целиком положите на него локтевой сустав, с сильно сжатым кулаком. Кулак тоже лежит на столе.

Спина прямая.
Задача упражнения: проговорить особым образом начальную строфу стихотворения К.И.Чуковского "Скачет сито по полям" с использованием специального жеста, так, чтобы получилось одно слово следующего вида: "Скаааачеееетсиииитоооопоооопооооляяяям".
Однако в начале тренировок следует ограничиться словом: "Скаааачеееетсиииитоооо" - подчеркнем - это одно слово, которое произносится слитно.

Цель упражнения - тренировка диафрагмы.
Жест рукой очень простой. Сильно сжатым кулаком Вы как утюгом "гладите" очень медленно и с усилием по столу и одновременно очень слитно, оперто, зло произносите слово: "скаааачеееетсиииитоооо". При этом челюсти достатотчно сильно сжаты, а мышцы брюшного пресса очень сильно напряжены, живот подтянут, и чем ближе Вы к окончанию произнесения слова, тем сильнее напрягаются мышцы брюшного пресса. Особо обратите внимание на губы: они напряжены очень сильно и собраны в центре рта.

Рот во время звучания не открывается. Эта форма должна оставаться неизменной на протяжении всего звучания. ( Плотные губы - это плотная диафрагма ). При произнесении согласных звуков челюсть сближается лишь на чрезвычайно короткое мгновение, а губы не меняют при этом формы.

Смена звуков происходит как бы "внутри" рта за счет небольшого движения челюсти, а не на губах.
Очень важен способ произнесения слова "скаааачеееетсиииитоооо".
Это одно слово, по существу одно единое звучание без малейших "провалов" и "люфтпауз" между согласными звуками, а гласные звуки "тянутся" на опоре, и как-бы зло, примерно по одной секунде на каждый гласный звук. Для того, чтобы звучание было правильным стремитесь при произнесении этого слова к последнему звуку "о", а в промежутках, при произнесении каждого гласного звука, стремитесь к самому последнему в этой группе звуков. Если обозначить это стремление ударением то получится следующее:
, , , ,,
"Скаааачеееетсиииитоооо "

На последнем звуке "о" поставлено два ударения, поскольку он является основным звуком, к которому мы стремим все слово.

Схема упражнения:
( сядьте за стол и положите на него руку,
крепко сжатую в кулак )
выдох - пффф,
пауза,
возврат дыхания

"Скаааачеееетсиииитоооо "
пауза
возврат дыхания

пффф ( успокаивающее пффф )
пауза
возврат дыхания

Не переутомляйтесь. Больше двух-трех раз подряд упражнение выполнять нецелесообразно.

Типичные ошибки.
1.При произнесении согласных возникают небольшие люфт-паузы, провалы в звучании. Этого делать нельзя, поскольку сразу же последует ослабление диафрагмы.

Упражнение оказывается выполняемым некачественно.
Ваша задача сказать одно слово, как один звук, на одной форме. Вспомните как трубит слон.

Вот примерно такое же звучание у Вас должно получиться при произнесении слова "Скаааачеееетсиииитоооо ". Если Вы не можете удержать в напряжении диафрагму на всем протяжении звучания, тогда ограничитесь только словом "Скаааачеееет ".

По мере того, как оно будет получаться, присоединяйте к нему остальные слоги, пока не будете в состоянии правильно "сказать" все слово.
2. "Проглаживание" не плавное, а с ускорением, рывками. Помните, что плавное проглаживание соответствует постепенному усилению диафрагмы.

Приведенные упражнения являются основой для развития навыков диафрагмального дыхания. В системе трехфазного дыхания имеется еще большое количество упражнений, специально ориентированных на тренировку диафрагмы.

Тем, кто заинтересован в дальнейшей тренировке, порекомендуем книгу Е. А. Лукьяновой: "Дыхание в хореографии".


Движемся и дышим

Тренировка возврата дыхания человека существенным образом зависит от сочетания дыхательных упражнений с различными видами движений. На открытых уроках в Хореографическом училище Е. А. Лукьянова демонстрировала "легкость" дыхания своих учениц, научив их выполнять речевые упражнения и петь во время выполнения элементов классического танца. При этом звук "держался" ровный, "бесконечный", не напряженный, дыхание не сбивалось. Очень важным при этом было то, что ритмы дыхания и движения не совпадали.

Ритм танца был один, а ритм дыхания иной, как правило, более замедленный при быстром танце. Такие просмотры устраивались Евгенией Адольфовной после 2-3 х лет обучения системе правильного дыхания.
Поскольку в этой книге представлены только начальные элементы системы, рассчитанные лишь на несколько месяцев тренировок, то ниже будут даны наиболее простые упражнения, совмещающие дыхание и движение. На первых этапах тренировок не следует стремиться к независимости ритмов дыхания и движения.

Пусть они будут совпадать, это не страшно. По мере тренированности дыхательного аппарата, Вам будет все легче и легче разделять ритмы дыхания и движения.
Цель всех этих упражнений - овладение правильным дыханием при разнообразной физической нагрузке.
Задача упражнений - соединение выдоха на "пффф" с произвольными движениями.
Важно четко усвоить, что ведущим моментом, обеспечивающим ровность, а следовательно и правильность дыхания на движениях является активное включение диафрагмы в процесс дыхания. Поэтому рекомендуется, выполнить одно-два упражнения на укрепление диафрагмы из предыдущего раздела, прежде чем переходить к выполнению упражнений на соединение дыхания и движения.

Последнее поможет Вам лучше ощутить диафрагму и уже более осознанно включать ее в работу на упражнениях с движениями.

Упражнение: "ПФ" с вращением руками

Начинать тренировать "Пф" с движениями следует с выдоха средней плотности в сочетании с простыми плавными движениями. Встаньте в основную стойку и вытянутыми руками начните медленно описывать перед собой круги, как-бы рисуя окружности на воображаемой доске, вращая руки скрещивая их вверху и разводя внизу.
Вначале тренировок можно синхронизировать ритмы дыхания и движения, например, так: один круг - одна фаза дыхания; затем два круга - одна фаза дыхания. В последствии фазы дыхания могут выполняться в своем ритме, независимо от скорости движения рук.

Очертив 15 - 18 кругов, надо остановиться и 2-3 раза сделать успокаивающее "пффф".



Содержание  Назад  Вперед