Сила голоса


Некоторые всемирно известные певицы, такие как, Лукреция Агуяри, Дженни Линд, Има Сумак, Жозе Дрла и другие, перешагнули за обычные пределы высоты женского голоса и достигли тонов а3, с4 ( 2069 Гц), а Эрна Зак и Мадо Робен - d4 ( 2300 Гц), при этом их исполнение отвечало всем требованиям, предъявляемым к оперному голосу. Подчеркнем, что Имма Сумак поет до сих пор, и поет прекрасно, а ей уже далеко за 80 лет.
Сила голоса имеет очень большое практическое значение для словесного общения между людьми, особенно на расстоянии. Сила певческого голоса весьма существенна для исполнения произведений классического репертуара без микрофона. Разговорный голос имеет довольно ограниченную силу с небольшим интервалом между пиано и форте. При интимном разговоре сила голоса равна приблизительно 30 Дб. При обычном разговоре в помещении площадью около 100 м2 сила голоса не превышает 40 Дб.

Слабые голоса достигают уровня 25 Дб, а при вспышке гнева эта сила возрастает до 60 Дб. В помещении объемом 1000 м2 голос оратора должен обладать силой в 55 Дб, а на открытом воздухе - 80 Дб.
У певцов сила голоса сила голоса достигает значительных величин, возрастая от 30 до 110 и даже 130 Дб на расстоянии метра от поющего.Величина силы голоса в 130 Дб на расстоянии 1 м от ротового отверстия, с учетом поглощения звуковой энергии в глотке и полости рта, соответствует фактической силе 160-170 Дб, развиваемой на уровне гортани. Подобные огромные величины силы с соответствующими интервалами интенсивности не могут быть достигнуты ни какими музыкальными инструментами с вибрирующими частями, из каких бы материалов ни был изготовлен механизм, имитирующий голосовые складки. ( Максимов с. 102 - 106 ).
W[ Во время кашля скорость воздуха в трахее достигает скорости звука (около 320 м/сек), на уровне гортани, она снижается до скорости урагана ( около 45 м/сек ), на уровне губ - примерно 7 м/сек. ( Вильсон с.63 ). При крике голос усиливается до 100 ДБ, а высота тона возрастает до 173-254 гц. (Вильсон с.65. ]
Голосовые мышцы - самые быстрые мышцы человеческого организма. Они обладают большой выносливостью и исключительной устойчивостью к значительно повышенному потреблению кислорода мышечной тканью. Подобно миокарду, с которым они имеют общее происхождение, грудным мышцам некоторых перелетных птиц голосовые мышцы в значительной степени способны к анаэробному метаболизму" ( Максимов с. 252 ).
W[ Речь понятна в том случае, если она громе окружающего шума на 6 ДБ. Расстояние между разговаривающими особенно важно на улице, где воспринимаемая громкость речи уменьшается на 6 ДБ при удвоении расстояния. Расстояние не столь важно при разговоре в помещении.

При уровне шума ниже 48 ДБ люди говорят с громкостью в 55 ДБ при расстоянии между ними около 1 м. Когда уровень фонового шума равен 48-70 ДБ, громкость голоса увеличивается до 67 ДБ. При возрастании уровня шума на 1 ДБ ( расстояние между собеседниками 1 м) громкость голоса повышается на 0,6 дб.( Вильсон с. 66 ). ]
"Наиболее целесообразным для речи является нижнереберный тип дыхания с активным участием диафрагмы, поскольку при этом создаются самые благоприятные условия для работы голосового аппарата. Во время речи необходимо не только обеспечить организм достаточным количеством воздуха, но и экономно его расходовать и поддерживать необходимое подскладочное давление.

Искусство дыхания состоит в том, чтобы во время речи не расходовать воздух без надобности. Отсутствие достаточного для речи количества воздуха в дыхательных путях вредно отражается на работе мышц голосовых складок. Слабость струи выдыхаемого воздуха компенсируется повышением напряжения этих мышц, что в дальнейшем приводит к их утомлению и слабости, в результате чего ухудшается качество голоса" ( Дмитриев и др с. 54-55 ).
Скажем также несколько слов о детском голосе. Развитие голоса детей принято делить на четыре периода: 1) дошкольный - до 7 лет; 2) домутационный - от 7 лет до 13 ; 3) мутационный - от 13 до 15 лет; 4) послемутационный - от 15 до 17 лет.( Димитриев и др. с 141 ).

Основная окраска детского голоса - его "серебристость". Каждые 2-3 года голос меняет свои качества.

Из "серебристого" с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, "металлический" оттенок, диапазон увеличивается до 11-12 нот, а на 6 м году он равен септиме. Примерный диапазон голоса для мальчиков и девочек таков: в возрасте от 7 до 10 лет от фа первой до до второй октавы, т.е. равен почти одной октаве, у детей от 10 до 14 лет от до первой до ре второй октавы.

В возрасте от 10 до 15 лет диапазон голоса значительно расширяется - от си малой до фа второй октавы. Следует отметить, что у подростков этого возраста он нередко выходит за пределы указанных границ и может быть равен двум октавам. ( Дмитриев и др. с 141 ).
"Исследования показали, что пение оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка и его интеллект. При соблюдении правил охраны голоса пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы и прививает ребенку художественно-эстетические навыки."( Дмитриев и др. с. 153 ).
Очень важно подчеркнуть, что одном из условий развития правильного, нормального голоса у детей является непродолжительное, негромкое пение в рамках возрастного диапазона. Поскольку в последнее время все больше и больше становится профессий, использующих голос в качестве основного инструмента ( лекторы, ораторы, педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, артисты, дикторы и др. ), то существенное значение приобретает профилактика заболеваний голосового аппарата.

Система трехфазного дыхания, являясь, по - преимуществу, профилактической системой, ориентируется на комплексное, всестороннее укрепление всего дыхательного аппарата человека, в том числе и речевого аппарата, как составной части первого, на основе правильного, естественного, трехфазного дыхания.
Именно поэтому, первая часть книги, посвященная тренировке правильного дыхания построена таким образом, что, овладев первоначальными навыками правильного дыхания, т.е. начав укреплять собственно дыхательную мускулатуру, читатель постепенно переходит к тренировке речевого аппарата и диафрагмы.


Список литературы
1. Абросимов В.Н. Нарушения регуляции дыхания.

М. Медицина. 1990 г. 246 с.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. -3-е изд., доп., перераб.-М.:Физкультура и спорт, 1987.-64 с.
3. Андронников И. К музыке. -4-е изд., М."Советский композитор", 1991.- 220 с.
4. Бальмонт К. Лирика пола. Мысли и ощущения. В книге: Русский эрос или философия любви в России. М. Прогресс.

1991.г. с. 96-99.
5. Бехтерев В.М. Обьективная психология.

М.Наука. 1991 г. 476 с.
6. Богачихин М.М. Таинственная ци и пути к бессметрию.

Т. 1 и 2. Запорожье. 1991 г. -104 с. и -142 с.
7. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация философия наука религия. М.Наука.

Главная редакция восточной литературы. 333 с.
8. Библия. Книга бытия.
9 Брихадараньяка упанишада. М.1964. с. 143.
10. Вальденго Дж.

Я пел с Тосканини. Пер. с итал. - 2-е изд., доп.-Л.:Музыка,1989.-168 с.,ил.
11. Вейн А.М. Три трети жизни. - 2-е изд., доп.- М.: Знание, 1991. -240 с.
12. Вербов А. Техника постановки голоса. 2-е издание.

М. Государтсвенное музыкальное издательство. 1961 г. 51 с.
13. Вильсон Д.К.

Нарушения голоса у детей.М.Медицина. 1990 г.446 с.
14. Витт Ф. Практические советы обучающимся пению.

Л. Изд-во "Музыка". 1968 г. 62 с.
15. Возрастная физиология.

В серии: Руководство по физиологии. 1975 г. Изд-во "Наука", Лениград. 692 с.
16. Герасимова К.М.

Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. - Новосибирск.: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. - 320 с.
17. Гора Е.П. Изменения функционального состояния систем организма ( кардио-респираторной системы и цнс ) при произвольном управлении дыханием. Учебное пособие.

М. Изд-во "Прометей". МГПИ им.

В.И.Ленина. 1989 г. 140 с.
18. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. - М.: Мол. гвардия, 1991.- 240 с.
19. Гримак Л.П.

Общение с собой. Начала психологии активности. М,: Политиздат, 1991.- 320 с.
20. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.

М.1955. Т.1 - 500 с.
21. Дмитриев Л.Б. Гимнастика дыхания в хореографии.

Рукопись. 10 с.
22. Дмитриев Л.Б.

О воспитании легких женских голосов в классе профессора М.Э.Донец-Тессейр. В сб.: "Труды государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Выпуск IX.

Вокальная кафедра. Москва 1970 г. с. 7-50.
23. Дмитриев Л.Б.

Солисты театра Ла Скала о дыхании в пении. Там же. с. 51-63.
24. Дмитриев Л.Б. и др.

Фониатрия и фонопедия. М.Медицина. 1990 г. 270 с.
25. Дмитрук М.А.

Где искать здоровье.? - М.: Знание, 1991. 48 с. - ( Подписная научно- популярная серия "Знак вопроса"; N 4 ).
26. Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П.

Основы трехфазного дыхания. М. Знание. 1991 г. N 2. 90 с.
27. Зубков А.Н. Очаповский А.П. Хатха-Йога для начинающих.

М.Медицина. 1991 г. 190 с.
28. Кант И. Трактаты и письма.

М.Наука. 1980 с.708.
29. Кувайков Н. Какая дыхательная гимнастика лучше? Ж.ФИС.

1987 N 4 с.22.
30. Линдер И. Алмазный цигун Бодхидхармы.

Ж.ФИС. 1990 N 3. с. 22-23.
31. Лобанова О.Г.

Дышите правильно. М. 1915 г. 230 с.
32. Лобанова О.Г.

Правильное дыхание, речь и пение. Госиздат. М., 1923 г. 165 с.
33. Лосский Н.О. Христианство и буддизм. В сб.:Христианство и индуизм. Свято-Владимирское издательство.

Москва. - 1992 г. с. 58-59.
34. Лукьянова Е.А.

Дыхание в хореографии. М. Искусство. 1979 г.183 с.
35. Максимов И. Фониатрия.

М. Медицина. 1987 г. 282с.
36. Мифологический словарь.

М,: Советская энциклопедия. 1991 г. 736 с.
37. Муравов И.В. Возможности организма человека.

М. Знание. 1988 г. N 6. 90 с.
38. Назаренко И.К. Искусство пения.

Хрестоматия. Изд. Второе, перераб. и доп.

М. Государственное музыкальное издательство. М., 1963 г. 512 с.
39. Овсянников В.Д.

Дыхательная гимнатистка. М. Знание. 1986 г. N 3. 60 с.
40. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева Изд-во МГУ 1974 г. 160 с.
41. Плужников М., Рязанцев С. Среди запахов и звуков.

М. Молодая гвардия. 1991 г. 270 с.
42. Попова Е.Я.

Основы обучения дыханию в хореографии. М., "Искусство", 1968 г. 40 с.
43. Популярная медицинская энциклопедия.

М.Советская энциклопедия. 1979 г. 704 с.
44. Протоирей Игорь Экономцев. Исхихазм и восточноевропейское
возрождение. Богословские труды. Сборник 29. Издание московской патриархии.

М. 1989 г. с. 59 -74.
45. Свядощ А.М. Аутогенная тренировка.

В книге: Руководство по психотерапии. Под. ред. профессора В.Е.Рожнова. Изд. 2-ое, доп.,перераб. Изд-во "Медицина" УзСССР.

Ташкент. 1979 г. с.176-192.
46. Словарь-справочник по физиологии и патологии дыхания. Киев.

Наукова думка. 1984 г. 256 с.
47. Соловьев Вл.

Сочинения в 2 т. Т.1. Нравственная философия. оправдание добра. М.: Мысль, 1988 г. - 892 с.
48. Рамачарака Йог.

Наука о дыхании индийских йогов. Хатха йога. Т.3 Издательски-библиографическое агенство "Моя библиотека" 1991 г. -216 с.
49. Розанов В.В. В кн.: О себе и о своей жизни. Опавшие листья.

М., Московский рабочий. 1990 г. 876 с.
50. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ.- М. Политиздат, 1989.- 573 с.
51. Шаляпин Ф.И.

Маска и душа. М.Моск.рабочий, 1989 г. -384 с.
52. Шеврыгин Е.Б. Болезни лор-органов: профилактика ( советы и рекомендации ). - М.:Знание, 1988. - 48 с.- ( Нар. ун-т.Факультет здоровья; N 4 ).
53. Шенкман Стив. Мы- мужчины. - 6-е изд., перераб., доп.- М.:
Физкультура и спорт, 1987 - 288 с., ил.
54. Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада.

Учение Шри Чаитании. Литуанус 1989 г.- 381 с.
55. Шульгин В.В.

Три столицы. М.Современник. 1991 496 с.
56. Харри Янес.

Приемные часы для здоровых. Таллин. "Валгус". 1986 г. 240 с.
57. Уэст Дж. Физиология дыхания. Основы.

Пер. с англ. - М.Мир. 1988 - 200 с.
58. Чжан Жо Лань. Дао Любви.

Талиин. "FOLLUM". 1991 г. 223 с.
59. Черноморов А.И.Шустова А.И. Практикум по выразительному чтению. Пособие для учителей начальных классов.

М., Просвещение. 1970 г. 150 с.
60. Филипычива Т.Б. и др.

Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.- 223 с.
61. Фомин В.,И.Линдер. Диалог о боевых искусствах востока.- 2-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1991. - 367 с.
62. Фрезер Дж.

Фольклер в ветхом завете. М. Политиздат. 1990 г.- 542 с.
63. Энциклопедия оккультизма. Т. 1 и 2. М.AVERS. -204 с. и -208 с.
64. Юссон Рауль.

Певческий голос. М. Музыка. 1974 г. 262 с.
65. Юнц Э.Г. Книга экклезиаста. Ж. Вопросы философии.

N 8 1991 г. с. 139 - 155.




Содержание  Назад